Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1.  Введение в историю средневековой философии (2часа)




Тематический план

Тема 1. Введение в историю средневековой философии

 (2 часа)

Тема 2. Патристика (4 часа)

Тема 3. От патристики к схоластики. Северин Боэций – «учитель средневековья» (2 часа)

Тема 4. Подготовительная стадия схоластики. Философская доктрина Иоанна Скота Эриугены (2 часа)

Тема 5. Философские доктрины эпохи ранней схоластики

 X –XII вв. (6 часов)

Тема 6Еврейская и арабская философия средневековья (4 часа)

Тема 7. Зрелая схоластика (8 часов)

Тема 8. Поздняя схоластика конец XIII - XIV вв.) (2 ч)

 

Всего 32 часа лекций, отчётная форма – Экзамен.

 

Тема 1.  Введение в историю средневековой философии (2часа)

1.Социокультурный контекст средневековой философии. Средневековый тип культуры. Символизм и теоцентризм средневековой культуры. Распространение христианства. Христианские ценности - фундамент средневековой культуры.

Двойственность средневековой культуры по отношению к античному наследию. Различие и несопоставимость ценностей, фундаментальных идей средневековой христианской и античной культуры: а) монотеизм: абсолютная трансцендентность и уникальность единого Бога; б) креационизм : творение мира из ничто; в) идея личности; г) идея первородного греха; д) идея спасения через веру; е) понимание любви как благодати, в отличие от греческого эроса; ж) утверждение уникальности истории и жизни.

2. Понятие о средневековой философии. Проблема согласования формального аппарата античной философии и содержания Библейского послания. Основные проблемы средневековой философии: соотношение веры и разума, благодати и природы, свободы воли, проблема универсалий и доказательства бытия Бога. Специфика средневекового способа философствования: религиозно-философская герменевтика, параллелизм знания и бытия, анализ языковых средств выражения, совпадение ценностных и познавательных ориентиров.

 Периодизация: патристика - средневековая античность, развитие и завершение схоластики. Основные направления средневековой мысли: реализм, концептуализм, номинализм.

3. Обзор источников и исследований по истории средневековой философии.

  Литература

1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

2. Время, истина, субстанция: От античной рациональности к средневековой. М., 1991.

3. Гайденко В.П., Смирнов Г.Л. Западноевропейская наука в средние века. М., 1989 г.

4.Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

5. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1979.

6. Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев, 1995.

7.Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979.

8. Жильсон Э. Разум и Откровение в Средние века // Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992.

9. История философии. Запад-Россия-Восток. Кн.1.: Философия древности и средневековья. М., 1995.

10. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн.2: Средневековье. СПб., 1994.

11. Рассел Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. Новосибирск, 1994.

12. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 2002.

13. Штекль А. Средневековая философия. СПб., 1996.

14. Фред Чарльз Коплстон. История средневековой философии. М., 1997.

15. Неретина С.С. “Верующий разум”. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995.

16. Суини М. Лекции по средневековой философии. М., 2001.

 

 

Тезаурус темы

Символизм, теоцентризм, монотеизм, трансцендентность, креационизм, патристика, схоластика, реализм, номинализм, концептуализм.

Контрольные вопросы

1. Как проявляется символический характер средневековой культуры?

2. Какие проблемы ставит христианское учение перед философией?

3. Что является водоразделом основных направлений средневековой философии?

4. Как изменилось представление о Боге и человеке в средневековой культуре?

5. Что является предметом познания в средневековой философии?

6. Что объединяет и отличает патристику и схоластику?

7. Почему античное наследие не было полностью освоено средневековой культурой и философией?

Темы рефератов, курсовых работ

1. Философия в культуре средневековья.

2. Основные отличия средневековой философии от философии античной.

3. Философия и религия. Как возможна религиозная философия.

4. Специфика схоластического способа философствования.

5. Средневековая культура, переоценка ценностей античной культуры.

6. Развитие экзегетики в средневековой философии.

7. Этапы эволюции средневековой философии.

8. Основные проблемы средневековой философии.

9. Совпадение познавательных и ценностных ориентиров средневековой философии.

Тема 2 Патристика (4часа)

1. Понятие о патристике и ее основные особенности.

2. Ранняя греческая и латинская патристика. 

    Ориген (185-263 гг.) как представитель греческой патристики. Неоплатонические источники философии Оригена. Спекулятивная теология как цельное христианское вероучение, универсальная догматическая система. Учение Оригена о Боге, творении, свободе воли, библейская герменевтика.

    Тертуллиан (ок.160-после 220гг.) как представитель латинской патристики. Постановка проблемы веры и разума. Парадоксализм антифилософской полемики Тертуллиана. Формирование средневековой теологической и философской лексики.

3.Зрелая латинская патристика. Августин Аврелий (354-430 гг.)

 Идея личности. Понятие воли. Тринитарная структура абсолютной личности. Троичная аналогия.

     Утверждение бессмертия души. Соотношение природы и благодати, предопределения и свободы воли.

     Время и вечность. Имманентный характер временности и ее структура. Философско-историческая концепция Августина Аврелия. Борьба “двух градов”.

     Априорная природа знания. Теория “иллюминации” и интроспекции.

     Значение творчества Августина Аврелия для европейской философии.

Литература

1. Бл. Августин. Энхиридион или о вере, надежде и любви. Киев, 1996.

2. Бл. Августин. О граде Божием. Т. 1-4. М., 1994 .

3. Творения Блаженного Августина Епископа Иннокийского.Т. 1-3. Киев, 1901-1912.

4. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992 .

5. Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994 г.

6. Ориген. О началах. Самара, 1993.

7. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984 г.

8. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979.

9. Гарнцев М.А. Проблема самосознания в античной и раннесредневековой европейской философии. // И.Ф.Е. 1986.

10.  Соколов В.В. Средневековая философия. М., 2002.

11. Уманская Т.А. Структура учения Августина о душе. // Проблемы истории домарксистской философии (средневековый способ философствования). М., 1985.

12. Столяров А.А. Тертуллиан. Эпоха. Жизнь. Учение.// Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994.

13. История философии. Запад-Россия-Восток. Кн.1.: Философия древности и средневековья. М., 1995.

14.  Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн.2.: Средневековье. СПб., 1994.

Тезаурус темы

Патристика, экзегеза, апофатическое и катафатическое богословие, христология, сотериология, эсхатология, аскетика, субординационизм, гностицизм, спекулятивная теология, аллегореза, догматика, персона, субстанция, эссенция, личность, воля, интроспекция, иллюминация души.

Контрольные вопросы

1. Является ли патристика единым учением или представляет совокупность учений?

2. На чём основывается авторитет «отца церкви»?

3. Что является источником истины и, одновременно, предельным объяснительной инстанцией для патристики?

4. Какова основная задача христианского философа, согласно новой философской традиции?

5. В чём особенность апофатического и катафатического пути теологии?

6. Основные этапы и направления развития патристики?

7. Начала спекулятивной теологии, согласно Оригену?

9. Почему, по мнению Оригена, ничто не может разрушить свободу воли?

10. Каковы философские функции парадоксализма Тертуллиана?

 

 

Темы рефератов, курсовых работ

1. Проблема веры и разума в философии Тертуллиана и Августина Аврелия.

2. Особенности философского исследования в рамках патристики.

3. Учение Оригена о свободе воли.

4. Этическая проблематика в философии Августина Аврелия.

5. Анализ проблемы времени и вечности по произведениям Августина Аврелия.

6.  Онтология личности. Августин Аврелий.

7. Методология построения спекулятивной теологии Оригена.

8. Философский анализ проблемы соотношения предопределения и свободы воли, природы и благодати в эпоху патристики.

9.  Философско – исторические взгляды Августина Аврелия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 148.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...