Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 9. Правовое регулирование транспортных услуг.




Правовое регулирование перевозочной деятельностиосуществляется как общим гражданским законодательством, так и специальными нормативными актами. Общие условия перевозки определяются также транспортными кодексами и уставами, иными актами законодательства, издаваемыми в соответствии с ними актами республиканских органов государственного управления (ст. 738 ГК). В этих нормативных актах более детально регламентируются отношения по перевозкам применительно к отдельным видам транспорта. К их числу относятся: Устав железнодорожного транспорта общего пользования (Утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 г.); Правила автомобильных перевозок грузов (утв. постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 1 июля 2002 г. №20); Воздушный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г.; Водный кодекс Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. 13 июня 2007 г.; Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. Наиболее важные текущие вопросы транспортных обязательств решаются в актах Президента и Правительство Республики Беларусь.

По договору перевозки грузовперевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному наполучение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 739 ГК). Это общее определение договора положено в основу определения договоров перевозки грузов на всех видах транспорта (напр., ст. 29 УЖТ).

Договор перевозки грузов является двусторонним(взаимным), возмездным. Поскольку договор перевозки грузов, как правило, считается заключенным лишь после передачи груза перевозчику, он относится к числу реальныхдоговоров.

Как правило, договор перевозки грузов является публичнымдоговором, поскольку перевозчик по характеру своей деятельности не вправе оказывать предпочтение одному грузоотправителю перед другим в отношении заключения договора перевозки груза, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (ст. 743, 396 ГК).

Договор перевозки грузов - строго формальныйдоговор. Он всегда заключается только в письменной форме,прямо предусмотренной законодательством. В соответствии со ст. 739 ГК заключение договора перевозки грузов подтверждается составлением транспортной накладной (коносамента или другого документа на груз, предусмотренного транспортным уставом или кодексом).

Практически на всех видах транспорта применяет система накладных (кроме морского). Накладная является основным перевозочным документом, заполняется грузоотправителем и вместе с грузом предоставляется им станции отправителя на каждую отправку груза. В накладной отражаются все важнейшие условия перевозки - пункты отправления и назначения, описание груза, его стоимость, количество, скорость следования и т.д. Она сопровождает груз на всем пути его следования до станции назначения, где вместе с грузом выдается грузополучателю. Накладная включает также дорожную ведомость, квитанцию о приеме груза (ст. 30 УЖТ). Юридическое значение накладной заключается в следующем:

- она является обязательной письменной формой договора;

- имеет доказательственное значение как факта заключения договора, так и его содержания;

- предъявление накладной является необходимым при заявлении железной дороге претензии в связи с недостачей, порчей или повреждением груза, просрочкой в доставке груза и задержкой в его выдаче.

Договор перевозки груза оформляется также грузовой квитанцией.Она выдается станцией отправления грузоотправителю в удостоверение факта приемки груза к перевозке. Она является распиской в принятии материальных ценностей, документом, предъявление которого необходимо при предъявлении иска к перевозчику при полной утрате груза. Дорожная ведомость вместе с накладной сопровождает груз до станции назначения. Грузополучатель расписывается в ней в подтверждение факта получения груза, факта исполнения договора перевозки.

Сторонамив договоре перевозки грузов выступают грузоотправитель и перевозчик. Кроме них в правоотношениях по перевозке участвует, как правило, третье лицо - грузополучатель. В качестве грузоотправителя могут быть предприятия, организации, учреждения, предприниматели, граждане. Перевозчиками могут быть транспортные организации, а также индивидуальные предприниматели, наделенные правом осуществлять грузовые перевозки по закону или на основании лицензии. На железнодорожном транспорте перевозчиком является Белорусская железная дорога. Что касается грузополучателя, то он, не являясь, как правило, стороной в договоре, приобретает право требовать от перевозчика выдачи прибывшего в его адрес груза, возмещения ущерба, причиненного утратой, порчей или повреждением груза, уплаты штрафа за несвоевременную доставку груза и предъявлять другие требования. Из изложенного следует, что договор перевозки можно считать договором в пользу третьего лица. Вместе с тем на грузополучателя возлагаются и определенные обязанности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 153.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...