Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура основных композиционных понятий




ТИПЫ КОМПОЗИЦИЙ: ОТКРЫТАЯ, ЗАКРЫТАЯ

 

Задание № 1. Степень связи между элементами и ее влияние на открытость или замкнутость (закрытость) композиции

Выполнить 4 композиции с участием одного набора элементов:

1) Полное (подчеркнутое) отсутствие связей между элементами, независимость

2) Намеченные визуальные связи между элементами

3) Визуальный («физический») контакт элементов - касание, соприкосновение, наложение

4) «Монолит», т.е. слияние элементов в группу – врезка, спайка, сборка.

 

Задание № 2. Влияние композиционного центра на открытость/закрытость композиции

Выполнить 4 композиции с участием одного набора элементов,

но с изменением одного из них, играющего роль композиционного центра:

1) "Сильный" центр, подчиняющий себе «беспрекословно»

2)...

3)...

4) «Слабый» центр, едва выделяющийся среди остальных элементов и ... «разброд» последних

Элементы - простые геометрические фигуры.

Техника: графические средства, аппликация, компьютерная графика.

 

ПРИНЦИПОВ ГАРМОНИИ В КОМПОЗИЦИИ

Равновесие

Состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основном равновесие сводится к балансу выразительности частей композиции. Выделяют статическое и динамическое равновесие.

Статическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности.

Динамическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.

Соподчинение и элементов

Соподчинение - это выделение центра композиции (доминанты), которому подчиняются все остальные элементы (причем, не просто подчиняются, а усиливают его значимость), т.е в композиции возникает иерархия. В иерархии могут быть доминанты второго порядка (акценты). В зависимости от количества уровней, выделяют различные степени иерархии элементов: 1) двухуровневая (доминанта и второстепенные элементы). 2) трехуровневая (например: доминанта, акценты и второстепенные элементы).

Композиционный центр определяется:

- размером

- положением на плоскости (вокруг элемента организуется пустое пространство, а все остальные сближаются)

- формой, которая отличается от формы других элементов

- фактурой, которая отличается от фактуры других элементов

- тоном и цветом (путем применения контрастного цвета по отношению к цвету второстепенных элементов (яркий цвет в нейтральной среде, и наоборот; хроматический цвет среди ахроматических; теплый цвет при общей холодной гамме второстепенных элементов; темный цвет среди светлых)

- сложностью формы и степенью проработки по отношению к второстепенным элементам.

Соразмерность

Понятие соразмерности связано с представлением о масштабности элементов относительно друг друга и целого. В ряде случаев инструментом обеспечения соразмерности служит модульная сетка.

Повторение целого в его частях

Элементы композиции должны обладать родственными качествами между собой и со всей композицией в целом. Объединяющими могут стать различные свойства – размерные, геометрические, цветовые, фактурные и т.д.

Единство

Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты форм и содержаний в единое целое. В композиции все элементы приводятся к гармоничной упорядоченности. Т.е. должна быть целостность самой формы и целостность между элементами форм.

Основные черты принципа единства:

1) неделимость композиции, или невозможность воспринимать ее как сумму разрозненных элементов.

2) необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции

Задание № 1. Равновесие

Выполнить 3 композиции:

1) Отсутствие равновесия

2) Равновесие, основанное на симметрии относительно вертикальной оси,

расположенной по центру формата

3) Равновесие в ассиметричной композиции

 

Задание № 2. Соподчинение: композиционный центр

Выполнить 4 композиции:

1) Композиционный центр по размеру

2) Композиционный центр по тону

3) Композиционный центр по сложности формы

4) Композиционный центр по положению на плоскости

 

Задание № 2а. Соподчинение: иерархия

Выполнить 3 композиции:

1) 2-хуровневая иерархия

2) 3-хуровневая иерархия

3) 5-тиуровневая иерархия

 

Задание № 3. Соразмерность

Выполнить 3 композиции на различных модульных сетках:

1) Квадратная

2) Прямоугольная

3) Треугольная

 

Задание № 4. Повторение целого в его частях

Выполнить 4 композиции:

1) Повторение свойств геометрической формы

2) Повторение пропорциональных свойств

3) Повторение графической фактуры

4) По выбору автора

 

Задание № 5. Единство как результат соблюдения четырех предыдущих принципов

Выполнить 5 композиций:

1) Гармоничная композиция с соблюдением 4 принципов

2) Фрагменты (кадрировки) - не менее 2-х

3) Дополнения и удаления элементов композиции - не менее 2-х

Общие требования: стремление к соблюдению общих законов композиции в каждом задании.

Элементы - простые геометрические формы, цветность - градации серого, формат в пределах А6.

Техника: графические средства, аппликация, компьютерная графика.

СВОЙСТВА КОМПОЗИЦИИ: СТАТИЧНОСТЬ – ДИНАМИЧНОСТЬ

Динамичность

Динамичной принято считать односторонне активно направленную форму. Это свойство композиции связано с пропорциями и отношениями величин. При равенстве отношений для нее характерна статичность, а при контрасте их создается динамизм, при этом зрительное движение получается в направлении большей величины. Активная и односторонне направленная форма является необходимым условием появления динамичности. Например, куб создает впечатление статичности, а вертикальный параллелепипед - динамичности. Но если параллелепипед положить плашмя, исчезает односторонняя направленность формы, и мы получаем статичный объем.

 

Статичность

Статичность – это подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе, в самой геометрической основе. Статичны предметы, которые имеют явный центр и у которых ось симметрии является главной организующей форму осью.

Симметрия и асимметрия

Симметрия – это тождественное расположение элементов относительно точки, оси или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии. Симметрия связана с чувством равновесия и обусловлена законом тяготения.

Асимметрия – это вариант композиции, сочетание и расположение элементов которой не подчиняется точкам, осям, плоскостям симметрии. Асимметрия, т. е. нарушение симметрии, вызывает эмоциональный импульс, который сигнализирует о возникновении изменений, движения. Движение же - форма существования материи, «движение есть жизнь».

 

Задание № 1. Статичность

Выполнить несколько композиций, в которых статичность обеспечивается:

- положением основных осей

- равновесием и симметрией

- пропорциями элементов

- формой элементов

- положением элементов на плоскости

- другими приемами

 

Задание № 2. Динамичность

Выполнить несколько композиций, в которых динамичность обеспечивается:

- положением основных осей

- динамическим равновесием и асимметрией

- пропорциями элементов

- формой элементов

- положением элементов на плоскости

- другими приемами

Композиции расположить парами «динамичность – статичность» в соответствии с использованным приемом.

Общие требования: стремление к соблюдению общих законов композиции в каждом задании.

Элементы - простые геометрические формы, цветность - градации серого, формат в пределах А6.

Техника: графические средства, аппликация, компьютерная графика.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...