Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)




Русский композитор-классик, самый одаренный из членов «могучей кучки», музыкант-новатор с трагической судьбой. Самый «русский» из русских композиторов.

 

Обогатил русскую и мировую музыку большим числом открытий. Впервые использовал красочный диссонирующий аккорд без разрешения как основу целого раздела формы, открыл ладовую функциональность верхних голосов, впервые использовал импрессионистские «гармониетембры». Первым ввел в оперу диалог хоровых групп. Широко применял неквадратные формы и размеры, старинные лады и прочие черты народной музыки.

 

Основные темы творчества:

• историческая трагедия русского народа, его величие и злая судьба;

• неправедность и жестокость власти;

• самозванство;

• нищета и тяжелая жизнь русского крестьянина;

• историческая смута.

С одной стороны, показывал народ «без сусальности, без прикрас». С другой – известны его слова: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеею».

 

Его музыка имеет, в основном, величественно-скорбный характер. Он впервые в музыке показывает насилие власти над народом. Острохарактерные бытовые образы соседствуют у него с высокой трагедией, картины унижения и угнетения – с могучими образами скрытой или пробудившейся народной силы. Очень точно отображает как интонации простонародной речи, так и сложнейшую структуру человеческой психики.

 

Основные произведения

Оперы: «Саламбо», «Женитьба» (первый акт), «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка»

Около 70 песен и романсов

Фортепианные произведения: цикл «Картинки с выставки», отдельные пьесы

Симфонические произведения: симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе», Интермеццо

Петр Ильич Чайковский (1840-1893)

Русский композитор-классик академической школы. Первый в русской музыке композитор-профессионал, еще при жизни завоевавший огромную популярность как в нашей стране, так и во всем мире.

 

Развивал линию драматического симфонизма Бетховена, но наполнил его глубоко личным содержанием. У Чайковского речь идет о трагедии не народа и человечества, а отдельного человека. Открыл новые приемы оперной драматургии, создал первые балеты с единым («симфоническим») развитием.

 

Основные темы творчества:

• душевные страдания городского жителя (интеллигента или дворянина);

• мечта о счастье и невозможность его достижения;

• тоска и неустроенность жизни;

• преследующий человека рок (злая судьба);

• разбитая любовь и жизнь, их неутешное оплакивание.

Музыка Чайковского проникнута глубокой меланхолией, но у него важно прежде всего глубокое и искреннее сострадание человеческим несчастьям.

 

Произведения Чайковского отличаются необычайной мелодичностью и задушевностью, ее характер часто бывает ликующим, но основное настроение – тоска и глубокая скорбь, в изображении которой равных ему нет. Самые важные и впечатляющие его образы: несчастная любовь, осеннее увядание, зловещие призраки потустороннего, неумолимое приближение смерти.

 

Основные произведения

10 опер:

«Воевода», «Ундина», «Опричник», «Кузнец Вакула» (позже переработана в «Черевички»),

«Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта»

3 балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»

Симфонические произведения:

6 симфоний, симфония «Манфред»;

Фантазии «Фатум», «Буря», «Франческа да Римини»;

Увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» и «Гамлет»;

Торжественная увертюра «1812 год»;

Итальянское каприччио;

4 симфонические сюиты;

Серенада для струнного оркестра;

3 концерта для фортепиано с оркестром,

Концерт для скрипки с оркестром;

Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром

Камерно-инструментальные произведения:

3 струнных квартета;

Фортепианное трио «Памяти великого художника»;

Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции»

Фортепианные произведения:

2 сонаты;

Тема с вариациями;

Циклы «Времена года» и «Детский альбом»; Отдельные пьесы.

Вокальные произведения:

Более 100 романсов, произведения для хора

 

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953)

 

Великий советский композитор-классик, самый талантливый и смелый композитор-новатор мира в ХХ веке. По стилю близок к неоклассицизму.

 

Прокофьев ярко отразил новое ощущение жизни ХХ века – стремительного, спортивного, наполненного энергией мощных машин и механизмов. Открыл в музыке «новую красоту», заменив романтическую мечтательность стихией упругого ритма, безостановочного движения, радостью победы над временем и пространством. Композитор был одним из первооткрывателей «варварской» темы в музыке, создателем саркастических и эксцентрических образов. Сделал огромный вклад в развитие гармонии, используя все 12 тонов как опору для сложных аккордов. Известна «прокофьевская доминанта» - доминантсептаккорд с повышенными квинтой и септимой. Расширил и усложнил тональную систему, по-новому трактовал остинатность. Был смелым реформатором музыкального театра (оперы и балета).

 

Главной темой его творчества стало воспевание радости жизни в новом мире (прежде всего – в СССР), вера в победу добра и справедливости, светлый взгляд в будущее.

 

В музыке Прокофьева преобладает радостное, оптимистическое настроение. Главный жанр его творчества – токката, которая чаще всего символизирует бурное ликование жизненных сил. Но образы раннего и позднего периодов его творчества значительно отличаются. В дореволюционный и зарубежный период у него преобладали картины:

• дикого первобытного «варварства» или «скифства»;

• острого сарказма;

• «спортивной» энергии;

• механистического, «машинного» движения;

• причудливой лирики.

В советский (с 1933 года) период творчества у Прокофьева более заметна связь с русскими классиками XIX века. В его музыке появляются образы:

• эпической мощи русского народа;

• активного сопротивления злу;

• возвышенной и светлой любви;

• ласкового юмора;

• чистого, наивного и счастливого детства;

• доброй и таинственной сказки.

 

Основные произведения

8 опер («Маддалена», «Игрок», «Любовь к трем апельсинам», «Огненный ангел», «Семен Котко», «Обручение в монастыре», «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»)

7 балетов (среди них «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке»)

7 симфоний

5 концертов для фортепиано с оркестром

2 концерта для скрипки с оркестром

2 концерта для виолончели с оркестром

Оратория «На страже мира»

Кантаты «Здравица», «Александр Невский», «К 20-летию Октября»

Для фортепиано: 9 сонат, «Мимолетности», «Сказки старой бабушки», «Детская музыка» и другие сочинения

Симфоническая сказка «Петя и волк»

«Гадкий утенок» для голоса и фортепиано

Обработки русских народных песен для голоса и фортепиано

Музыка к кинофильмам «Александр Невский», «Иван Грозный» и другим

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...