Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)
Русский композитор-классик, самый одаренный из членов «могучей кучки», музыкант-новатор с трагической судьбой. Самый «русский» из русских композиторов.
Обогатил русскую и мировую музыку большим числом открытий. Впервые использовал красочный диссонирующий аккорд без разрешения как основу целого раздела формы, открыл ладовую функциональность верхних голосов, впервые использовал импрессионистские «гармониетембры». Первым ввел в оперу диалог хоровых групп. Широко применял неквадратные формы и размеры, старинные лады и прочие черты народной музыки.
Основные темы творчества: • историческая трагедия русского народа, его величие и злая судьба; • неправедность и жестокость власти; • самозванство; • нищета и тяжелая жизнь русского крестьянина; • историческая смута. С одной стороны, показывал народ «без сусальности, без прикрас». С другой – известны его слова: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеею».
Его музыка имеет, в основном, величественно-скорбный характер. Он впервые в музыке показывает насилие власти над народом. Острохарактерные бытовые образы соседствуют у него с высокой трагедией, картины унижения и угнетения – с могучими образами скрытой или пробудившейся народной силы. Очень точно отображает как интонации простонародной речи, так и сложнейшую структуру человеческой психики.
Основные произведения Оперы: «Саламбо», «Женитьба» (первый акт), «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка» Около 70 песен и романсов Фортепианные произведения: цикл «Картинки с выставки», отдельные пьесы Симфонические произведения: симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе», Интермеццо Петр Ильич Чайковский (1840-1893) Русский композитор-классик академической школы. Первый в русской музыке композитор-профессионал, еще при жизни завоевавший огромную популярность как в нашей стране, так и во всем мире.
Развивал линию драматического симфонизма Бетховена, но наполнил его глубоко личным содержанием. У Чайковского речь идет о трагедии не народа и человечества, а отдельного человека. Открыл новые приемы оперной драматургии, создал первые балеты с единым («симфоническим») развитием.
Основные темы творчества: • душевные страдания городского жителя (интеллигента или дворянина); • мечта о счастье и невозможность его достижения; • тоска и неустроенность жизни; • преследующий человека рок (злая судьба); • разбитая любовь и жизнь, их неутешное оплакивание. Музыка Чайковского проникнута глубокой меланхолией, но у него важно прежде всего глубокое и искреннее сострадание человеческим несчастьям.
Произведения Чайковского отличаются необычайной мелодичностью и задушевностью, ее характер часто бывает ликующим, но основное настроение – тоска и глубокая скорбь, в изображении которой равных ему нет. Самые важные и впечатляющие его образы: несчастная любовь, осеннее увядание, зловещие призраки потустороннего, неумолимое приближение смерти.
Основные произведения 10 опер: «Воевода», «Ундина», «Опричник», «Кузнец Вакула» (позже переработана в «Черевички»), «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта» 3 балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» Симфонические произведения: 6 симфоний, симфония «Манфред»; Фантазии «Фатум», «Буря», «Франческа да Римини»; Увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» и «Гамлет»; Торжественная увертюра «1812 год»; Итальянское каприччио; 4 симфонические сюиты; Серенада для струнного оркестра; 3 концерта для фортепиано с оркестром, Концерт для скрипки с оркестром; Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром Камерно-инструментальные произведения: 3 струнных квартета; Фортепианное трио «Памяти великого художника»; Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» Фортепианные произведения: 2 сонаты; Тема с вариациями; Циклы «Времена года» и «Детский альбом»; Отдельные пьесы. Вокальные произведения: Более 100 романсов, произведения для хора
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953)
Великий советский композитор-классик, самый талантливый и смелый композитор-новатор мира в ХХ веке. По стилю близок к неоклассицизму.
Прокофьев ярко отразил новое ощущение жизни ХХ века – стремительного, спортивного, наполненного энергией мощных машин и механизмов. Открыл в музыке «новую красоту», заменив романтическую мечтательность стихией упругого ритма, безостановочного движения, радостью победы над временем и пространством. Композитор был одним из первооткрывателей «варварской» темы в музыке, создателем саркастических и эксцентрических образов. Сделал огромный вклад в развитие гармонии, используя все 12 тонов как опору для сложных аккордов. Известна «прокофьевская доминанта» - доминантсептаккорд с повышенными квинтой и септимой. Расширил и усложнил тональную систему, по-новому трактовал остинатность. Был смелым реформатором музыкального театра (оперы и балета).
Главной темой его творчества стало воспевание радости жизни в новом мире (прежде всего – в СССР), вера в победу добра и справедливости, светлый взгляд в будущее.
В музыке Прокофьева преобладает радостное, оптимистическое настроение. Главный жанр его творчества – токката, которая чаще всего символизирует бурное ликование жизненных сил. Но образы раннего и позднего периодов его творчества значительно отличаются. В дореволюционный и зарубежный период у него преобладали картины: • дикого первобытного «варварства» или «скифства»; • острого сарказма; • «спортивной» энергии; • механистического, «машинного» движения; • причудливой лирики. В советский (с 1933 года) период творчества у Прокофьева более заметна связь с русскими классиками XIX века. В его музыке появляются образы: • эпической мощи русского народа; • активного сопротивления злу; • возвышенной и светлой любви; • ласкового юмора; • чистого, наивного и счастливого детства; • доброй и таинственной сказки.
Основные произведения 8 опер («Маддалена», «Игрок», «Любовь к трем апельсинам», «Огненный ангел», «Семен Котко», «Обручение в монастыре», «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке») 7 балетов (среди них «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке») 7 симфоний 5 концертов для фортепиано с оркестром 2 концерта для скрипки с оркестром 2 концерта для виолончели с оркестром Оратория «На страже мира» Кантаты «Здравица», «Александр Невский», «К 20-летию Октября» Для фортепиано: 9 сонат, «Мимолетности», «Сказки старой бабушки», «Детская музыка» и другие сочинения Симфоническая сказка «Петя и волк» «Гадкий утенок» для голоса и фортепиано Обработки русских народных песен для голоса и фортепиано Музыка к кинофильмам «Александр Невский», «Иван Грозный» и другим
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 216. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |