Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Михаил Иванович Глинка (1804-1857)




Основоположник русской классической музыки. Создатель русской классической оперы, романса, симфонической музыки, камерно-инструментальных жанров.

 

В его творчестве сложились главные особенности русской музыки:

1) преобладание плагальных (субдоминантовых) оборотов;

2) использование искусственных (симметричных) ладов для характеристики фантастических образов (у Глинки – целотоновая «гамма Черномора»):

3) широкое применение альтерированных аккордов субдоминантовой группы, красочность и необычность гармонии;

4) создание нового типа вариаций – на неизменную мелодию («русские» или «глинкинские» вариации);

5) песенный характер тематизма, большая роль вокала вообще – включая развернутые эпизоды без сопровождения.

 

Основная идея творчества – величие и красота русского духа, богатство народного искусства, мужество и доброта русского человека, его душевная щедрость. Известны слова композитора: «Создает музыку народ, а мы, композиторы, только ее аранжируем».

 

Его музыке присущ светлый, оптимистический характер. Классицистская сдержанность и завершенность сочетаются у него с романтической красочностью. Главный герой Глинки – русский человек. И легендарный богатырь, и простой крестьянин изображены у него как высокие герои античной трагедии. При этом для их характеристики используются исключительно «русские» интонации. Большую роль у Глинки занимает также музыкальный фольклор России и других стран (фантазии на народные темы).

 

Основные произведения

Оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»

Симфонические произведения:

Испанские увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде»;

Симфоническая фантазия «Камаринская»;

«Вальс-фантазия»

Камерные вокальные произведения: более 70 романсов и песен

Фортепианные произведения: вариации, ноктюрны, вальсы, мазурки, полонезы и другие

Камерные инструментальные ансамбли: «Патетическое трио», «Большой секстет»

 

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869)

Русский композитор-классик, представитель критического реализма в музыке. Создатель речитативного стиля в русской музыке. Автор первой полностью речитативной оперы («Каменный гость»). Очень тонко чувствовал и точно передавал в вокальной музыке мелодику разговорной человеческой речи. Известно его высказывание: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды».

 

Главная тема его творчества – социальное неравенство и связанная с ним несправедливость, горести и страдания «маленького человека».

 

Его музыка часто имеет «портретный», острохарактерный облик. Это связано с комическими или сатирическими образами. Большую роль занимают также лирико-драматические и трагические музыкальные образы. Контрастом к ним выступают народно-жанровые сцены, где композитор продолжает традицию Глинки.

 

Основные произведения

Оперы: «Эсмеральда», «Торжество Вакха» (опера-балет), «Русалка», «Каменный гость»

Вокальные произведения: более 100 романсов и песен, вокальные ансамбли и камерные хоры

Симфонические произведения: «Баба-яга», «Казачок», «Чухонская фантазия»

Пьесы для фортепиано и скрипки

 

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)

Классик русской музыки, раскрывший и разработавший ее эпическую область. Создатель «эпического симфонизма». Разносторонне одаренный человек, бывший также выдающимся ученым-химиком и крупным общественным деятелем. Член творческого содружества «могучая кучка».

 

Внес в русскую и мировую музыку «богатырские» эпические образы, новый (эпический) тип драматургии: контрасты вместо конфликтов, неторопливое развитие действия, состоящего из чередования красочных картин. Открыл новые законы гармонии, свободно применял мягкие диссонансы («бородинские секунды»). В его музыке часто сочетается красочность и нарочитая архаичность (параллельные аккорды). Использует древние «былинные» лады.

 

Основные темы его творчества:

• воссоздание облика славянского Космоса, древнейшая история Руси;

• героизм наших далеких предков, подвиги былинных богатырей;

• чистота и возвышенность образов русских женщин;

• родство и близость русской культуры культуре Востока.

 

Его музыка, в основном, имеет спокойный величественный характер. Русские «былинные» образы часто сопоставляются с яркими красочными картинами Востока, которые играют у Бородина очень важную роль. Композитор показывает Восток с разных сторон – чарующим и воинственным, утонченным и диким. Бородину свойственен также добродушный юмор.

 

Основные произведения

Опера «Князь Игорь»

3 симфонии, музыкальная картина «В Средней Азии»

2 квартета, фортепианный квинтет

18 романсов

Фортепианные произведения: «Маленькая сюита», различные миниатюры

 

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)

Великий русский композитор-классик, член творческого содружества «могучая кучка». Самый образованный из товарищей по кружку, единственный среди них музыкант-профессионал: профессор консерватории, дирижер, музыкально-общественный деятель.

 

Внес в русскую и мировую музыку подробно разработанные образы природы, сказки, магии и волшебства. Создал целый «звуковой универсум», описывающий отношения человека с природой. Впервые раскрыл в звуках тайну природы, образы ее стихийных духов и движущих сил. Для характеристики этих образов широко использовал искусственные лады (гамма тон-полутон» или «гамма Римского-Корсакова»), малотерцовые цепи аккордов, тритоны и тритоновые гармонии. Был непревзойденным мастером оркестра.

 

Главная идея творчества Римского-Корсакова – поиски идеального русского мира, «невидимого града» или Русского Рая. Поэтому большую роль у него играет изображение народных обрядов, использование интонаций народных песен и танцев.

 

Его музыка имеет красочный, яркий, иногда таинственный колорит. Основные образные сферы:

• «природа снаружи» (пейзажная лирика, прежде всего лес и море);

• «природа изнутри» (образы стихийных сил и духов природы);

• сказочные и фантастические образы (в том числе образы мира магии и волшебных превращений);

• образы русского народного искусства и древних обрядов;

• образы таинственного Востока.

 

Основные произведения

15 опер:

 «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Садко», «Ночь перед Рождеством», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кащей бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок» и другие

Симфонические произведения:

Сюиты «Антар», «Испанское каприччио», «Шехеразада»;

Музыкальная картина «Садко»;

Симфоническая пьеса «Сказка»;

Увертюра «Светлый праздник»;

3 симфонии, симфониетта;

Концерт для фортепиано с оркестром

Вокальные сочинения:

около 80 романсов; хоры, сборники обработок русских народных песен (40 и 100 песен)

Литературные сочинения:

«Практический учебник гармонии», «Основы оркестровки», «Летопись моей музыкальной жизни»

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...