Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Михаил Иванович Глинка (1804-1857)
Основоположник русской классической музыки. Создатель русской классической оперы, романса, симфонической музыки, камерно-инструментальных жанров.
В его творчестве сложились главные особенности русской музыки: 1) преобладание плагальных (субдоминантовых) оборотов; 2) использование искусственных (симметричных) ладов для характеристики фантастических образов (у Глинки – целотоновая «гамма Черномора»): 3) широкое применение альтерированных аккордов субдоминантовой группы, красочность и необычность гармонии; 4) создание нового типа вариаций – на неизменную мелодию («русские» или «глинкинские» вариации); 5) песенный характер тематизма, большая роль вокала вообще – включая развернутые эпизоды без сопровождения.
Основная идея творчества – величие и красота русского духа, богатство народного искусства, мужество и доброта русского человека, его душевная щедрость. Известны слова композитора: «Создает музыку народ, а мы, композиторы, только ее аранжируем».
Его музыке присущ светлый, оптимистический характер. Классицистская сдержанность и завершенность сочетаются у него с романтической красочностью. Главный герой Глинки – русский человек. И легендарный богатырь, и простой крестьянин изображены у него как высокие герои античной трагедии. При этом для их характеристики используются исключительно «русские» интонации. Большую роль у Глинки занимает также музыкальный фольклор России и других стран (фантазии на народные темы).
Основные произведения Оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» Симфонические произведения: Испанские увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде»; Симфоническая фантазия «Камаринская»; «Вальс-фантазия» Камерные вокальные произведения: более 70 романсов и песен Фортепианные произведения: вариации, ноктюрны, вальсы, мазурки, полонезы и другие Камерные инструментальные ансамбли: «Патетическое трио», «Большой секстет»
Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) Русский композитор-классик, представитель критического реализма в музыке. Создатель речитативного стиля в русской музыке. Автор первой полностью речитативной оперы («Каменный гость»). Очень тонко чувствовал и точно передавал в вокальной музыке мелодику разговорной человеческой речи. Известно его высказывание: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды».
Главная тема его творчества – социальное неравенство и связанная с ним несправедливость, горести и страдания «маленького человека».
Его музыка часто имеет «портретный», острохарактерный облик. Это связано с комическими или сатирическими образами. Большую роль занимают также лирико-драматические и трагические музыкальные образы. Контрастом к ним выступают народно-жанровые сцены, где композитор продолжает традицию Глинки.
Основные произведения Оперы: «Эсмеральда», «Торжество Вакха» (опера-балет), «Русалка», «Каменный гость» Вокальные произведения: более 100 романсов и песен, вокальные ансамбли и камерные хоры Симфонические произведения: «Баба-яга», «Казачок», «Чухонская фантазия» Пьесы для фортепиано и скрипки
Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) Классик русской музыки, раскрывший и разработавший ее эпическую область. Создатель «эпического симфонизма». Разносторонне одаренный человек, бывший также выдающимся ученым-химиком и крупным общественным деятелем. Член творческого содружества «могучая кучка».
Внес в русскую и мировую музыку «богатырские» эпические образы, новый (эпический) тип драматургии: контрасты вместо конфликтов, неторопливое развитие действия, состоящего из чередования красочных картин. Открыл новые законы гармонии, свободно применял мягкие диссонансы («бородинские секунды»). В его музыке часто сочетается красочность и нарочитая архаичность (параллельные аккорды). Использует древние «былинные» лады.
Основные темы его творчества: • воссоздание облика славянского Космоса, древнейшая история Руси; • героизм наших далеких предков, подвиги былинных богатырей; • чистота и возвышенность образов русских женщин; • родство и близость русской культуры культуре Востока.
Его музыка, в основном, имеет спокойный величественный характер. Русские «былинные» образы часто сопоставляются с яркими красочными картинами Востока, которые играют у Бородина очень важную роль. Композитор показывает Восток с разных сторон – чарующим и воинственным, утонченным и диким. Бородину свойственен также добродушный юмор.
Основные произведения Опера «Князь Игорь» 3 симфонии, музыкальная картина «В Средней Азии» 2 квартета, фортепианный квинтет 18 романсов Фортепианные произведения: «Маленькая сюита», различные миниатюры
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) Великий русский композитор-классик, член творческого содружества «могучая кучка». Самый образованный из товарищей по кружку, единственный среди них музыкант-профессионал: профессор консерватории, дирижер, музыкально-общественный деятель.
Внес в русскую и мировую музыку подробно разработанные образы природы, сказки, магии и волшебства. Создал целый «звуковой универсум», описывающий отношения человека с природой. Впервые раскрыл в звуках тайну природы, образы ее стихийных духов и движущих сил. Для характеристики этих образов широко использовал искусственные лады (гамма тон-полутон» или «гамма Римского-Корсакова»), малотерцовые цепи аккордов, тритоны и тритоновые гармонии. Был непревзойденным мастером оркестра.
Главная идея творчества Римского-Корсакова – поиски идеального русского мира, «невидимого града» или Русского Рая. Поэтому большую роль у него играет изображение народных обрядов, использование интонаций народных песен и танцев.
Его музыка имеет красочный, яркий, иногда таинственный колорит. Основные образные сферы: • «природа снаружи» (пейзажная лирика, прежде всего лес и море); • «природа изнутри» (образы стихийных сил и духов природы); • сказочные и фантастические образы (в том числе образы мира магии и волшебных превращений); • образы русского народного искусства и древних обрядов; • образы таинственного Востока.
Основные произведения 15 опер: «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Садко», «Ночь перед Рождеством», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кащей бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок» и другие Симфонические произведения: Сюиты «Антар», «Испанское каприччио», «Шехеразада»; Музыкальная картина «Садко»; Симфоническая пьеса «Сказка»; Увертюра «Светлый праздник»; 3 симфонии, симфониетта; Концерт для фортепиано с оркестром Вокальные сочинения: около 80 романсов; хоры, сборники обработок русских народных песен (40 и 100 песен) Литературные сочинения: «Практический учебник гармонии», «Основы оркестровки», «Летопись моей музыкальной жизни»
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 194. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |