Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Людвиг ван Бетховен (1770-1827)Стр 1 из 4Следующая ⇒
План ответа на вопрос о композиторе на итоговой контрольной работе по музыкальной литературе. • полные фамилия, имя, отчество (если русский), годы жизни; • что нового он внес в мировое музыкальное искусство; • главная тема (идея) его творчества; • характер его музыки, главные музыкальные образы; • краткий список сочинений. Примечание: На все вопросы можно ответить более полно, чем в предложенном конспекте, используя материалы учебника, рабочей тетради и других источников. В списке сочинений первыми идут наиболее важные произведения, которые нужно помнить в первую очередь.
Иоганн Себастиан Бах (1685-1750) Великий немецкий композитор, один из последних представителей эпохи музыкального барокко.
Бах подвел итог почти тысячелетнего развития европейской музыки. Его музыкальный язык намного сложнее и выразительнее, чем у его предшественников. Это первый композитор-философ, чья музыка приобрела вселенское, «космическое» звучание. Он соединил полифонию с гармонией, в результате чего появились новые сложные хроматические созвучия. Бах писал практически во всех формах и жанрах (кроме оперы), существовавших в его время, многие из них объединил, преобразовал и поднял до классического уровня. В его творчестве достигнута вершина полифонического искусства и органной музыки. Он первым написал концерты для клавира и циклы прелюдий и фуг во всех тональностях.
Как и большинство его современников, Бах был искренне верующим человеком. Главная тема его творчества – мистерия Страстей Христовых. Но историю о мучениях, смерти и воскресении он относит к жизни каждого человека, показывая контраст между страданиями земного мира и вечным блаженством мира божественного. Поэтому для церкви его музыка была слишком живой и драматичной, а для светских музыкантов – «сложной и ученой». Настоящее признание пришло к нему почти через 100 лет после смерти.
Основное настроение музыки Баха – торжественная скорбь. Но у него, переосмыслившего всю музыку прошлого, есть и мрачные хоралы средневековья, и светлые краски Возрождения, и прозрачное изящество французских клавесинистов, и кантиленная лирика оперных арий. Высокая трагедия сменяется остроумной шуткой, а сосредоточенный протестантский хорал – ликующими фанфарами и танцевальными ритмами светского концерта.
Основные произведения Вокально-инструментальные произведения: «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею»; Месса си минор; Духовные кантаты (сохранилось около 200) и светские кантаты (сохранилось свыше 20); Клавирные произведения: 48 прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира»; 15 двухголосных инвенций и 15 трехголосных инвенций («симфоний»); Сборник «Маленькие прелюдии и фуги»; 6 «Французских» и 6 «Английских» сюит; 6 сюит (партит); «Итальянский концерт» для клавесина соло; «Хроматическая фантазия и фуга»; «Искусство фуги» Органные произведения: 70 хоральных прелюдий; Прелюдии и фуги; Токката и фуга ре минор; Пассакалья до минор Оркестровые произведения: 4 сюиты («увертюры»); 6 «Бранденбургских концертов» Концерты для солирующих инструментов с камерным оркестром: 7 концертов для клавесина; 3 концерта для двух, 2 — для трех клавесинов; 2 концерта для скрипки; Концерт для двух скрипок Произведения для смычковых инструментов: 3 сонаты и 3 партиты для скрипки соло; 6 сонат для скрипки и клавесина; 6 сюит («сонат») для виолончели соло
Йозеф Гайдн (1732-1809) Первый из венских классиков, заложивший основу всех последующих достижений этой школы.
Гайдна называют «отцом симфонии и квартета», поскольку он после долгих экспериментов нашел идеальную форму этих жанров (количество и соотношение частей). Композитор также определил классический состав симфонического оркестра (типы и количество инструментов в нем, соотношение оркестровых групп), который, разумеется в расширенном виде, используется и в наши дни.
Основная идея его творчества – радость бытия, разумное устройство мира, красота и неуничтожимость человеческой жизни и природы, временный характер любых огорчений.
Его музыке присущ светлый, жизнелюбивый характер, иногда с оттенком наивности и простодушия. Для Гайдна характерна острая наблюдательность в отношении природных явлений, грубоватый крестьянский юмор, простое и здоровое восприятие жизни. Его мрачные образы почти незаметны на фоне преобладающего оптимизма. Помимо поэтических картин природы, большое место у него занимают образы народной жизни и народного искусства. «Придворный» менуэт часто соседствует с крестьянским танцем, а иногда и перенимает его черты. В его музыке слышны интонации песен и танцев самых разных народов, населявших Австрийскую империю.
Основные произведения 104 симфонии 83 квартета (для двух скрипок, альта и виолончели) 62 клавирные сонаты Ряд концертов для различных инструментов с оркестром Оратории «Сотворение мира» и «Времена года» 24 оперы Обработки шотландских и ирландских песен Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Представитель венской классической школы, едва ли не самый гениальный музыкант всех времен и народов, символ абсолютной одаренности и абсолютного совершенства, неподражаемой легкости творчества. Его называли «самой музыкой», «Богом музыки». А.С.Пушкин сказал об его творчестве: «Какая глубина, какая смелость и какая стройность!»
Обогатил мировую музыку произведениями непревзойденной красоты, стал эталоном совершенства. Переосмыслил многие музыкальные формы и жанры, почти во всех сказал новое слово. Впервые соединил в одном оперном спектакле комедию с драмой, показал оперных героев как живых, тонко чувствующих и меняющихся со временем людей. Тонко чувствовал и точно отображал в музыке особенности человеческих характеров и психологии. Придал большее единство сонатно-симфоническому циклу, объединил части симфонии единой драматической идеей. Ввел в состав симфонического оркестра кларнеты.
Главные темы творчества Моцарта сформировались только в конце его пути. Это: • сопоставление беззаботной радости бытия и мрачных неумолимых потусторонних образов; • слабость человека перед лицом смерти и горячее сострадание ему; • мужественный и ясный взгляд на трагедию жизни.
Музыке Моцарта, в основном, присущ радостный, часто ликующий характер. Ее основное состояние – светлое, спокойное изящество. Для него очень характерны любовно-лирические образы, изображение возвышенных мыслей и чувств. На другом полюсе находятся драматические и трагические образы рока, смерти, загробного мира (связанные, в основном, с тональностью ре минор).
Основные произведения 19 опер Около 50 симфоний Реквием 27 концертов для клавира с оркестром 5 концертов для скрипки с оркестром Концерты с сопровождением оркестра для флейты, кларнета, фагота, валторны, флейты с арфой Струнные квартеты (более 20) и квинтеты Сонаты для клавира, для скрипки и клавира Вариации, фантазии, рондо, менуэты для клавира
Людвиг ван Бетховен (1770-1827) Последний из венских классиков. Величайший композитор мира, отразивший в своей жизни и искусстве высшие устремления человечества. Первый из композиторов, обратившийся в своей музыке к широким народным массам. Известны его слова: «Музыка должна высекать огонь из души человеческой».
Довел до высшей ясности и совершенства гармонию и музыкальную форму – современная музыкальная наука основана на анализе его произведений. Впервые использовал колористическую гармонию. Превратил сонатно-симфонический цикл в героическую драму со сквозным развитием единой идеи и прочными тематическими связями всех частей. Ввел в состав симфонического оркестра тромбоны, флейту-пикколо и контрфагот, а также певцов-солистов и хор в финал Девятой симфонии.
Основная идея музыки Бетховена: «От мрака – к свету, через борьбу – к победе». Главной темой его творчества стало изображение идеального Человека, его страданий и подвигов. Важнейшие качества его героя: • мужественное противостояние злой судьбе (року); • героический подвиг во имя счастья всех людей; • неустанный труд, победа над собственной слабостью и несовершенством; • чистая и возвышенная любовь к женщине.
Музыка Бетховена имеет, в основном, трагически-величественный характер. Главный его образ – героическая борьба за светлое будущее: социальный строй, основанный на идеях свободы, равенства и братства. Поэтому его музыка пронизана маршевыми ритмами и интонациями боевых песен Великой Французской революции. Большую роль играют также образы величественного и благородного раздумья (Бетховен говорил, что «музыка – это откровение более высокое, чем мудрость и философия»). Ему принадлежат также прекрасные образы природы и любви.
Основные произведения 9 симфоний 32 сонаты для фортепиано 10 сонат для скрипки и фортепиано 5 концертов для фортепиано с оркестром Концерт для скрипки с оркестром Тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром 11 увертюр 16 струнных квартетов 6 трио для фортепиано, скрипки и виолончели 5 сонат для виолончели и фортепиано 3 юношеские сонаты для фортепиано Более 20 вариационных циклов для фортепиано, в том числе цикл «32 вариации» до минор Багатели, рондо и другие пьесы для фортепиано Опера «Фиделио» «Торжественная месса» Обработки народных песен (ирландских, шотландских, уэльских и других) Около 40 песен для голоса с фортепиано на слова различных авторов
Франц Шуберт (1797-1828) Великий австрийский композитор, один из первых музыкантов-романтиков с трагической судьбой.
Обогатил мировую музыку новыми образами и идеями, отразившими наступившую эпоху романтизма. Был непревзойденным мелодистом. Превратил вокальную лирику (песни, вокальные циклы) в серьезный, глубокий по содержанию жанр. Ввел «песенные» темы в сонату и симфонию, открыл новые принципы симфонической драматургии («индивидуальное» содержание – отражение личной драмы, большая роль недосказанности, сопоставлений, контрастов, образных трансформаций). Был ярким новатором в области гармонии (минорный аккорд на VI ступени минора известен как «шубертова шестая»).
Основная тема творчества Шуберта – одиночество тонко чувствующего человека в буржуазном мире, его ненужность и несчастливая судьба. Обреченность бедняка в мире, где всем повелевают деньги. Характерный сюжет – вероломство богатой невесты.
С этой темой связаны и главные музыкальные образы композитора: • тоска, одиночество; • нищета, бесприютность, скитания; • обманутые надежды, разбитая любовь; • мрачные образы рока. В то же время, у Шуберта очень много светлых, наивно-простодушных образов, связанных с мечтами о любви, картинами природы, народным искусством. Большую роль у него играют интонации и ритмы народных песен и танцев – как австро-немецких, так и венгерских и славянских.
Основные произведения Более 600 песен (в том числе циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь») 9 симфоний 15 завершенных и 7 незавершенных фортепианных сонат 8 «Экспромтов» и 6 «Музыкальных моментов» для фортепиано Фантазия «Скиталец» для фортепиано Несколько сборников пьес и танцев для фортепиано «Венгерский дивертисмент» и «Фантазия» фа минор для фортепиано в 4 руки Оркестровые увертюры Камерные инструментальные ансамбли для различных составов (в том числе трио, квартеты, квинтеты)
Фридерик Шопен (1810-1849)
Великий польский композитор-романтик. Основоположник польской классической музыки. Самый поэтичный и утонченный из композиторов XIX века.
Был одним из крупнейших пианистов-виртуозов своего времени, писал почти исключительно фортепианную музыку и обогатил ее новым, глубоким содержанием. Создал жанр фортепианной баллады, был одним из создателей концертного этюда. Впервые в истории музыки написал цикл из 24 прелюдий во всех тональностях. По-новому трактовал жанры вальса, мазурки, полонеза, превратив их в лирические или героические поэмы. Создал множество новых типов фортепианной фактуры, включая и «оркестральную», внес огромный вклад в развитие фортепианной техники. Трактовал сонатную форму как развернутую поэму (используя для этого принцип монотематизма), сделал множество открытий в области гармонии (мелодизированная гармония, обилие хроматизмов). Был непревзойденным мастером «фортепианной кантилены», создавая изумительные мелодии широкого дыхания.
Произведения Шопена представляют собой ярчайшее воплощение грозовой атмосферы европейских восстаний 30-40-х годов. Главная тема его музыки – героический, мятежный порыв к освобождению. При этом все его сочинения отличаются изяществом, ясной законченной формой и совершенной красотой (о музыке Шопена говорили: «это пушки, прикрытые цветами»). Вторая важнейшая тема его искусства – тоска по Родине, поскольку вторую половину жизни он провел вдали от нее.
Музыка Шопена имеет, в основном, печально-элегический характер. Образы любви, мечты, совершенной красоты почти всегда окрашены у него легкой грустью. Мир его сочинений охватывает практически все сюжеты музыкального романтизма. Яркие образы польского народного искусства соседствуют с таинственными тенями средневековых легенд, блестящий светский вальс – с мятежными бурями революции, торжественный героический полонез – с мучительной тоской по утраченному счастью.
Основные произведения 58 мазурок 16 полонезов 17 вальсов 21 ноктюрн 26 прелюдий 27 этюдов 4 экспромта Колыбельная Баркарола 3 сонаты 4 скерцо 4 баллады Фантазия фа минор 2 концерта для фортепиано с оркестром Трио для фортепиано, скрипки и виолончели Соната для виолончели и фортепиано 19 песен для голоса с фортепиано
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 223. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |