Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные функции менеджмента ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Деятельность менеджера связана с выполнением определенных функций. Как таковые функции менеджмента представляют собой совокупность систематически повторяющихся действий менеджеров всех уровней, обеспечивающих процесс управления организацией. Базовые функции можно представить в виде следующей схемы (рис. 2).
Рис. 2. Базовые функции менеджмента.
Остановимся более подробно на данных функциях. Исходной функцией является планирование.Управлять — это прежде всего планировать. Планирование по своему содержанию означает разработку программы действий на определенный период и путей ее выполнения. Процесс планирования предполагает поиск ответа на следующие вопросы: • что мы имеем? (в каком состоянии находится организация, какие имеются ресурсы?); • в каком направлении необходимо двигаться? (какие задачи необходимо решить?); • что будет мешать решению поставленных задач? • какие и в каком размере потребуются дополнительные ресурсы? Планы должны быть унифицированы по «вертикали» и по «горизонтали». «Вертикальная» взаимосвязь определяется тем, что планы всех уровней субординированы: задания нижестоящим уровням являются продолжением планов, выработанных на уровне высшего руководства компании. «Горизонтальное» единство планов всех подразделений и направлений деятельности определяется координацией производственной, финансовой, сбытовой и других сфер развития предприятия. С помощью функции планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам более эффективно реагировать на изменения внешней среды. Планирование во многом обеспечивает развитие других функций. Функция организациисостоит в установлении порядка и условий функционирования организации, в создании предпосылок для выполнения плана. Взаимосвязь с предыдущей функцией состоит в том, что после разработки плана необходимо создать благоприятные условия для его выполнения, что и обеспечивается через организацию. В процессе организации работы персонала и всех подразделений фирмы формируется и обосновывается содержание элементов, выступающих в качестве определенных правил и обязанностей. Управленческий аспект функции организации независимо от масштаба и характера деятельности фирмы выражается в следующих основных направлениях: 1. Разработка и совершенствование организационной структуры управления фирмой. Она выступает в виде различных уровней и служб, обеспечивающих жизнедеятельность фирмы. 2. Организация процесса производства и труда. 3. Распределение обязанностей и делегирование полномочий. 4. Внутрифирменные коммуникации как система отношений между сотрудниками фирмы. 5. Организационные отношения фирмы с элементами внешней среды. Организация деятельности персонала фирмы должна осуществляться не только в целях выполнения плана. Важно обеспечить заинтересованность работников в выполнении своих обязанностей и общих результатах работы коллектива. Эту задачу решает функция мотивации.Ее назначение состоит в том, чтобы создать у сотрудников фирмы внутренние побудительные мотивы к высокопроизводительному труду. Существует два способа воздействия на людей: принуждение и побуждение. В случае принуждения человека заставляют делать то, что необходимо. Даже если сотрудник не заинтересован в выполнении задания, он тем не менее его выполняет. Им движет не внутренняя потребность, а воля, приказ руководителя. Побуждение в отличие от принуждения настраивает человека на поведение, способствующее эффективному достижению целей организации. Человек — субъект, способный к активным или пассивным действиям. С точки зрения психологии им управляют три фактора: разум, чувства и эмоции, импульсы подсознания. Вклад каждого фактора в мотивацию различен. Как показывают наблюдения, далеко не всегда основную мотивационную роль играет разум. Это необходимо учитывать менеджеру, стремящемуся обеспечивать эффективный труд людей. Сотрудник, получивший в процессе обучения и производственной деятельности знания и навыки, хочет применить свои умения в труде. Чем больше ему это удается, тем выше степень его удовлетворенности, а соответственно и степень выражения мотивов. В данном случае работник считает цели организации своими целями. Там, где управление позволяет человеку максимально реализовать себя в своем деле и это подкрепляется достаточным материальным вознаграждением, его труд потенциально более эффективен, а мотивы к труду — более высоки. Поэтому мотивировать сотрудников — значит затронуть их жизненно важные интересы и дать им возможность реализоваться в трудовой деятельности. Материальные и моральные интересы — основной фактор, движущий работником в рыночной экономике. Организация трудовой деятельности людей предполагает необходимость контроля. Функция контроля связана с определением хода выполнения установленных (запланированных) параметров, с сопоставлением фактических результатов с плановыми. В ходе осуществления контроля менеджеры обеспечивают стабильность протекания процессов функциональной деятельности и достижения требуемых результатов. Для менеджмента характерно большое количество форм и систем контроля. Каждая из систем базируется на принципе обратной связи, состоящем в сопоставлении полученной информации о реальных результатах с нормативными значениями. На основе сопоставления определяются отклонения и их величина, выясняются причины этих отклонений, принимаются меры по устранению имеющихся расхождений. Необходимо отметить, что контроль нужен не ради контроля как такового. Его задача сводится к тому, чтобы повысить эффективность работы организации. Соответственно и вопросы, на которые надо получить ответы, нацелены на решение данной задачи. К числу таких вопросов относятся следующие: как выполняются установленные задания? в чем причины расхождения показателей? по чьей вине допущены отклонения? что надо сделать, чтобы устранить расхождения? какое воздействие оказал контроль на принятие решений? Разработка эффективной системы контроля и ее применение — инструмент результативной работы менеджеров. При всей значимости рассмотренных выше функций основное место в менеджменте занимает функция координации. Координация предполагает обеспечение согласованности в работе всех элементов хозяйственного механизма организации. Это происходит за счет установления рациональных связей (коммуникаций) между структурными подразделениями и отдельными исполнителями. Именно координация действий обеспечивает бесперебойность в работе фирмы и взаимосвязь всех функций менеджмента. Основу координации составляет обмен информацией. Большую часть своего времени менеджеры тратят на коммуникации. Если обратиться к структуре затрат рабочего времени современного руководителя, то, как показывают исследования, она выглядит следующим образом: • запланированные заседания, встречи — 59%; • работа с бумагами — 22%; • незапланированные встречи — 10%; • разговоры по телефону — 6%; • поездки, осмотры — 3%. Содержание коммуникационного процесса зависит от координируемых процессов. Особенно широко используются заседания, документы, отчеты, служебные записки, компьютерная и телефонная связь, средства радио- и телевещания. С помощью этих и других форм связи обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирования, организации, мотивации, контроля), а также действий руководителя. Координация синхронизирует не только процесс функционирования организации, но позволяет осуществлять согласованные действия по ее изменению, адаптации к меняющимся условиям и требованиям рынка. Это имеет особое значение в современных условиях, когда приспособляемость к рыночной конъюнктуре становится одним из основных факторов развития фирмы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 192. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |