Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Менеджмент как особая функция управленияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Менеджмент и менеджеры Менеджмент: учебник / под ред. проф. В.И. Королева. — М. : Экономистъ, 2006. — 432 с. (ДопущеноМинистерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 060400 Финансы и кредит, 060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 060600 Мировая экономика, 351200 Налоги и налогообложение) Понятие «менеджмент» является специфическим, сугубо американским. И даже англичане употребляют его в несколько искаженном значении. Это связано с тем, что менеджмент — многогранное явление. Оно выражает социальное положение и ранг, область исследования и практическую деятельность, систему отношений и политику фирмы. В современной литературе отсутствует единое определение менеджмента. Но общие подходы, как правило, во многом совпадают. Прежде чем дать определение менеджмента, следует обратить внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, менеджмент всегда так или иначе связан с организацией. Организация в данном случае рассматривается прежде всего как некая структура, состоящая из определенного количества людей. Последнее определяет размер организации: она может быть крупной, средней или мелкой. Но объединение людей — не единственный признак организации. Они должны быть связаны между собой либо общностью трудовой деятельности, либо общими задачами, либо тем и другим одновременно. Чтобы организация могла решать поставленные задачи, требуется слаженная, скоординированная работа всех ее членов. Это обеспечивается системой управления. На основе данных признаков можно дать определение менеджмента. Менеджмент — это особый процесс организации и управления фирмой и ее подразделениями, осуществляемый для достижения намеченных целей и задач. Функции менеджмента осуществляют специальные, профессионально подготовленные работники, называемые менеджерами. Менеджер — это член организации, решающий управленческие задачи. Прообразом современных менеджеров, как и самого менеджмента, явились управляющие, труд которых широко использовался собственниками предприятий. Хотя теория и практика управления имеет многовековую историю, истоки современного менеджмента относятся к периоду конца XIX — начала XX столетия. И это не случайно. Дело в том, что именно в этот период в Англии, США и других западных странах капитализм достиг высокого уровня своего развития. Активно развивались различные, новые для того времени, формы предприятий. К их числу относились акционерные общества. В акционерных и других типах предприятий капитал стал расщепляться на две разновидности: капитал-собственность и капитал-функция. Если раньше, в начале XIX в., собственник предприятия обычно сам осуществлял все функции управления, то с укрупнением размеров предприятия, а тем более с появлением акционерных форм объединения капитала эта задача стала для предпринимателя более сложной. Воз никла необходимость в передаче функции управления особой категории наемных работников — управляющим. Постепенно деятельность этих работников превратилась в особую область трудовой деятельности, а сами они стали называться менеджерами. Сегодня менеджеры выполняют самые многообразные функции. Имеются менеджеры по продажам, менеджеры по работе с персоналом, менеджеры по работе с ценными бумагами, недвижимостью и т. п. Но каким бы ни был менеджер, его главной задачей является получение максимальной отдачи от имеющихся в его распоряжении ресурсов. В рыночной экономике можно с полным основанием утверждать, что менеджеры являются ключевой фигурой в организации. Прежде всего они определяют направления развития организации, ее стратегические и тактические задачи. В их компетенции находятся вопросы найма и увольнения персонала, планирования, распределения ресурсов по подразделениям компании. Особое место менеджерам принадлежит в сборе и систематизации информации — основы принятия обоснованных управленческих решений. И, конечно же, на менеджерах лежит ответственность за рост производительности труда. Как отмечал один из основоположников менеджмента, Ф. Тейлор, менеджеры должны отвечать за производительность труда потому, что именно они собирают и классифицируют информацию по научным принципам, правилам и законам, которые затем принимаются в качестве нормативов для исполнителей. Не все менеджеры играют одинаковую роль в организации. Это объясняется тем, что имеются различные уровни иерархии. Соответственно выделяют, как правило, три уровня управления (рис. 1.1). Однако положение менеджера в организации определяется не только уровнем управления. Менеджеров различают также по особенностям их деятельности. Существуют так называемые линейные менеджеры имеющие в непосредственном подчинении людей и управляющие различными видами ресурсов. Если же менеджер отвечает за управление одним ресурсом или определенной сферой, то в этом случае говорят о функциональных менеджерах.
Рис. 1. Основные уровни управления
Менеджмент как особая функция управления
Говоря о менеджменте, следует иметь в виду вопрос о соотношении менеджмента и управления. Во многих случаях эти понятия и процессы рассматривают как тождественные. Это не совсем так. Дело в том, что, во-первых, исторически управление возникло значительно раньше, чем менеджмент; во-вторых, управление существует в любой экономической системе, в том числе административно-командной экономике, тогда как менеджмент — элемент рыночной системы экономики. В-третьих, менеджмент имеет целый ряд специфических особенностей, которые не позволяют говорить о полном единстве с управлением. Прежде чем говорить об этих особенностях, выясним общность менеджмента и управления. Управление — это та основа, на которой возник и стал развиваться менеджмент. Если образно представить управление в виде дерева, то менеджмент — одна из его ветвей, которая образуется на определенном этапе его роста. Следует обратить внимание и на такую сторону единства менеджмента и управления, как принципы управления. Существует целый ряд принципов управления, которые применяются в менеджменте: иерархия (руководители и подчиненные), перспективность, демократичность и т.д. Вместе с тем в менеджменте имеется ряд специфических моментов, на которые следует обратить внимание. Во-первых, современный менеджмент рассматривает организацию не как механическую систему, а прежде всего как социальную систему с ее особыми задачами.Если обратиться к классическим канонам управления, то задача руководителя сводилась в первую очередь к тому, чтобы в едином процессе соединить технологию и людей для достижения намеченных ориентиров. Здесь наблюдались признаки технократического подхода. В менеджменте социальный аспект выступает на одно из первых мест. Исходя из данной особенности, менеджмент решает особые задачи. К ним, в частности, относится выявление в составе организации социальных групп и отношений между ними, образование малых групп как необходимое условие мобилизации коллективных усилий, учет особенностей формальных и неформальных групп. Во-вторых, менеджер — не всегда и не обязательно руководитель. Иначе говоря, менеджмент не во всех случаях связан с делегированием власти. Можно быть менеджером, выполнять установленный объем работ (например, менеджер по рекламе) и не иметь в своем составе подчиненных. В-третьих, менеджменту приходится решать особые проблемы. Прежде всего к числу таких проблем относится создание системы. То есть наведение порядка из хаоса или создание нового порядка, качественно превосходящего прежний. В этом отношении работу менеджера можно сравнить с работой дирижера оркестра. Дирижер — это, как известно, интерпретатор. Его задача состоит в том, чтобы интерпретировать музыку, написанную композитором, и обеспечить координацию в исполнении музыки музыкантами. Разумеется, каждый дирижер может в этот процесс привнести что-то свое (этим дирижеры и отличаются друг от друга), но тем не менее их действия одинаковы в части обеспечения согласованности оркестра. Чем отличается дирижер-руководитель от дирижера-менеджера? Тем, что менеджер является одновременно и музыкантом и дирижером. Он как бы сам сочиняет музыку и обеспечивает ее исполнение оркестром. Это требует от него максимальной мобилизации всех ресурсов, которыми он располагает, прежде всего человеческих, и нейтрализации слабых мест. В числе проблем, решаемых менеджером, следует назвать также необходимость гармонизации текущих и перспективных задач (требований немедленного и отдаленного будущего). Сложность ее решения можно пояснить на следующем примере. На протяжении 90-х годов, когда в российской экономике проводились рыночные реформы, для многих предприятий весьма остро стояла проблема выживаемости. Ее решение связывалось в первую очередь с максимальным получением прибыли. Прибыль всегда занимает ведущее место и в западных компаниях. Но что значит выжить в условиях современного бизнеса и какие компании выживают? Азбучной истиной бизнеса является то, что в условиях рынка выживают лишь те компании, которые обеспечивают получение прибыли за счет трех основных факторов: 1) снижение издержек производства; 2) рост качества продукции (услуг); |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 183. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |