Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Менеджмент как особая функция управления




Менеджмент и менеджеры

Менеджмент: учебник / под ред. проф. В.И. Королева. — М. : Экономистъ, 2006. — 432 с. (ДопущеноМинистерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям

060400 Финансы и кредит,

060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит,

060600 Мировая экономика,

351200 Налоги и налогообложение)

Понятие «менеджмент» является специфическим, сугубо амери­канским. И даже англичане употребляют его в несколько искаженном значении. Это связано с тем, что менеджмент — многогранное явле­ние. Оно выражает социальное положение и ранг, область исследова­ния и практическую деятельность, систему отношений и политику фирмы. В современной литературе отсутствует единое определение менеджмента. Но общие подходы, как правило, во многом совпадают. Прежде чем дать определение менеджмента, следует обратить внима­ние на следующие обстоятельства. Во-первых, менеджмент всегда так или иначе связан с организацией. Организация в данном случае рас­сматривается прежде всего как некая структура, состоящая из опреде­ленного количества людей. Последнее определяет размер организа­ции: она может быть крупной, средней или мелкой. Но объединение людей — не единственный признак организации. Они должны быть связаны между собой либо общностью трудовой деятельности, либо общими задачами, либо тем и другим одновременно. Чтобы организа­ция могла решать поставленные задачи, требуется слаженная, скоор­динированная работа всех ее членов. Это обеспечивается системой управления. На основе данных признаков можно дать определение ме­неджмента.

Менеджмент — это особый процесс организации и управления фирмой и ее подразделениями, осуществляемый для достижения на­меченных целей и задач.

Функции менеджмента осуществляют специальные, профессио­нально подготовленные работники, называемые менеджерами. Ме­неджер — это член организации, решающий управленческие задачи. Прообразом современных менеджеров, как и самого менеджмента, явились управляющие, труд которых широко использовался собст­венниками предприятий.

Хотя теория и практика управления имеет многовековую историю, истоки современного менеджмента относят­ся к периоду конца XIX — начала XX столетия. И это не случайно. Дело в том, что именно в этот период в Англии, США и других запад­ных странах капитализм достиг высокого уровня своего развития. Ак­тивно развивались различные, новые для того времени, формы пред­приятий. К их числу относились акционерные общества. В акционер­ных и других типах предприятий капитал стал расщепляться на две разновидности: капитал-собственность и капитал-функция. Если раньше, в начале XIX в., собственник предприятия обычно сам осу­ществлял все функции управления, то с укрупнением размеров пред­приятия, а тем более с появлением акционерных форм объединения капитала эта задача стала для предпринимателя более сложной. Воз никла необходимость в передаче функции управления особой катего­рии наемных работников — управляющим. Постепенно деятельность этих работников превратилась в особую область трудовой деятельно­сти, а сами они стали называться менеджерами. Сегодня менеджеры выполняют самые многообразные функции. Имеются менеджеры по продажам, менеджеры по работе с персоналом, менеджеры по работе с ценными бумагами, недвижимостью и т. п. Но каким бы ни был ме­неджер, его главной задачей является получение максимальной отдачи от имеющихся в его распоряжении ресурсов.

В рыночной экономике можно с полным основанием утверждать, что менеджеры являются ключевой фигурой в организации. Прежде всего они определяют направления развития организации, ее стратеги­ческие и тактические задачи. В их компетенции находятся вопросы найма и увольнения персонала, планирования, распределения ресур­сов по подразделениям компании. Особое место менеджерам принад­лежит в сборе и систематизации информации — основы принятия обоснованных управленческих решений. И, конечно же, на менедже­рах лежит ответственность за рост производительности труда. Как от­мечал один из основоположников менеджмента, Ф. Тейлор, менедже­ры должны отвечать за производительность труда потому, что именно они собирают и классифицируют информацию по научным принци­пам, правилам и законам, которые затем принимаются в качестве нор­мативов для исполнителей.

Не все менеджеры играют одинаковую роль в организации. Это объясняется тем, что имеются различные уровни иерархии. Соответст­венно выделяют, как правило, три уровня управления (рис. 1.1).

Однако положение менеджера в организации определяется не только уровнем управления. Менеджеров различают также по особен­ностям их деятельности. Существуют так называемые линейные ме­неджеры имеющие в непосредственном подчинении людей и управляющие различными видами ресурсов.

Если же менеджер отвечает за управление одним ресурсом или определенной сферой, то в этом слу­чае говорят о функциональных менеджерах.

 

 


                                                                           Рис. 1. Основные уровни управления

 


Менеджмент как особая функция управления

 

Говоря о менеджменте, следует иметь в виду вопрос о соотношении менеджмента и управления. Во многих случаях эти понятия и процессы рассматривают как тождественные. Это не совсем так. Дело в том, что,

во-первых, исторически управление возникло значительно раньше, чем менеджмент;

во-вторых, управление существует в любой экономиче­ской системе, в том числе административно-командной экономике, то­гда как менеджмент — элемент рыночной системы экономики.

В-третьих, менеджмент имеет целый ряд специфических особенностей, которые не позволяют говорить о полном единстве с управлением. Пре­жде чем говорить об этих особенностях, выясним общность менеджмен­та и управления.

Управление — это та основа, на которой возник и стал развиваться менеджмент. Если образно представить управление в виде дерева, то менеджмент — одна из его ветвей, которая образуется на определен­ном этапе его роста. Следует обратить внимание и на такую сторону единства менеджмента и управления, как принципы управления. Существует целый ряд принципов управления, которые применяются в менеджменте: иерархия (руководители и подчиненные), перспектив­ность, демократичность и т.д.   

Вместе с тем в менеджменте имеется ряд специфических момен­тов, на которые следует обратить внимание.

Во-первых, современный менеджмент рассматривает организацию не как механическую систему, а прежде всего как социальную систему с ее особыми задачами.Если обратиться к классическим канонам управ­ления, то задача руководителя сводилась в первую очередь к тому, чтобы в едином процессе соединить технологию и людей для достижения на­меченных ориентиров. Здесь наблюдались признаки технократического подхода. В менеджменте социальный аспект выступает на одно из пер­вых мест. Исходя из данной особенности, менеджмент решает особые задачи. К ним, в частности, относится выявление в составе организации социальных групп и отношений между ними, образование малых групп как необходимое условие мобилизации коллективных усилий, учет осо­бенностей формальных и неформальных групп.

Во-вторых, менеджер — не всегда и не обязательно руководитель. Иначе говоря, менеджмент не во всех случаях связан с делегированием власти. Можно быть менеджером, выполнять установленный объем работ (например, менеджер по рекламе) и не иметь в своем составе подчиненных.

В-третьих, менеджменту приходится решать особые проблемы. Прежде всего к числу таких проблем относится создание системы. То есть наведение порядка из хаоса или создание нового порядка, каче­ственно превосходящего прежний. В этом отношении работу менедже­ра можно сравнить с работой дирижера оркестра. Дирижер — это, как известно, интерпретатор. Его задача состоит в том, чтобы интерпрети­ровать музыку, написанную композитором, и обеспечить координацию в исполнении музыки музыкантами. Разумеется, каждый дирижер мо­жет в этот процесс привнести что-то свое (этим дирижеры и отличаются друг от друга), но тем не менее их действия одинаковы в части обеспече­ния согласованности оркестра. Чем отличается дирижер-руководитель от дирижера-менеджера? Тем, что менеджер является одновременно и музыкантом и дирижером. Он как бы сам сочиняет музыку и обеспечи­вает ее исполнение оркестром. Это требует от него максимальной моби­лизации всех ресурсов, которыми он располагает, прежде всего челове­ческих, и нейтрализации слабых мест.

В числе проблем, решаемых менеджером, следует назвать также необходимость гармонизации текущих и перспективных задач (требо­ваний немедленного и отдаленного будущего). Сложность ее решения можно пояснить на следующем примере. На протяжении 90-х годов, когда в российской экономике проводились рыночные реформы, для многих предприятий весьма остро стояла проблема выживаемости. Ее решение связывалось в первую очередь с максимальным получением прибыли. Прибыль всегда занимает ведущее место и в западных ком­паниях. Но что значит выжить в условиях современного бизнеса и ка­кие компании выживают? Азбучной истиной бизнеса является то, что в условиях рынка выживают лишь те компании, которые обеспечива­ют получение прибыли за счет трех основных факторов:

1) снижение издержек производства;

2) рост качества продукции (услуг);










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...