Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Процесс принятия решения: характеристика, преимущества, недостатки, современное состояние, перспективы развития




Процесс принятие решения может быть рациональным или интуитивным.
Рациональное принятие решения предполагает следование четкому алгоритму, состоящему из 6 шагов:

1. определение проблемы

2. определение критериев выбора решения

3. назначение весов критериям

4. выработка альтернатив

5. оценка альтернатив

6. выбор лучшей альтернативы

Однако наличие таких обстоятельств как:

  • высокий уровень неопределенности
  • отсутствие или недостаточность прецедентов
  • ограниченность фактов
  • факты, неоднозначно указывающие верный путь
  • аналитические данные мало пригодны для использования
  • наличие нескольких хороших альтернатив
  • ограниченное время

не позволяет применить рациональный подход. В этом случае решение принимается интуитивно. Не стоит путать интуитивное принятие решений с гаданием на кофейной гуще или подбрасыванием монетки. Интуиция в данном случае есть неосознанная квинтэссенция знаний и опыта человека принимающего решение. Поэтому интуитивные решения часто бывают весьма удачными, особенно если данный человек обладает достаточным опытом решения схожих проблем.
Иногда, от лица принимающего решения требуется проявить креативность - т.е. решение должно быть творческим, оригинальным, неожиданным. Креативное решение рождается при наличие следующих факторов:

  • человек, принимающий решение, должен обладать соответствующими знаниями и опытом
  • у него(нее) должны присутствовать креативные способности
  • работа над принятием решения должна быть подкреплена соответствующей мотивацией

Наконец на процесс принятие решения и последующей реакции на него влияют когнитивные предрассудки (cognitive bias) и организационные ограничения.
Когнитивные предрассудки можно разбить на категории в зависимости от этапа принятия решений на котором данные предрассудки оказывают влияние.
На этапе сбора информации:

  • Доступность информации - для анализа проблемы отбирается только легко доступная информация
  • Предрассудок подтверждения (confirmation bias) - из всего массива информации для анализа выбирается только та, что подтверждает первоначальную (сознательную или подсознательную) установку аналитика

На этапе обработки информации:

  • Избегание риска (risk aversion) - тенденция избегания риска любой ценой, даже перед лицом высоковероятного положительного исхода в случае принятия умеренного риска
  • Чрезмерная уверенность (overconfidence) в ком-то или чем-то
  • Фрэйминг (framing) - влияние формата или формулировки вопроса на ответ на данный вопрос
  • Якорение (anchoring) - тенденция чрезмерно полагаться на единичные данные при принятии решения
  • (Не)репрезентативность выборки

На этапе принятия решения:

 

  • Ограниченная рациональность (bounded rationality) - склонность человека при мысленном переборе возможных вариантов решений останавливаться на первом попавшемся "сносном" решении, игнорируя оставшиеся варианты (среди которых, возможно, находится "лучшее" решение)
  • Групповое мышление (group thinking) - влияние общей позиции группы людей на индивидуальную позицию человека
  • Стадное чувство
  • Социальные нормы
  • Управление впечатлением (impression management) - процесс, посредством которого человек пытается контролировать производимое на других людей впечатление
  • Конкурентное давление
  • Эффект владения (endowment effect) - человек склонен ценить больше то, чем он непосредственно владеет

На этапе реакции на принятое решение:

 

  • Иллюзия контроля - убежденность человека в своем контроле над ситуацией в большей степени, чем это есть на самом деле
  • Нагнетание убежденности (escalation of commitment) - ситуация, в которой человек продолжает предпринимать действия в поддержку первоначального решения (чтобы доказать верность этого решения) даже после того, как стала очевидной ошибочность первоначального решения
  • Суждение задним числом (hindsight bias) - тенденция судить о наступивших событиях так, как будто в прошлом их было легко предсказать и разумно ожидать
  • Фундаментальная ошибка атрибуции - тенденция человека объяснять успехи своими личными заслугами, а неудачи - внешними факторами
  • Субъективная оценка - склонность интерпретировать данные в соответствии со своими убеждениями/предпочтениями




Организационные ограничения, такие как система оценки персонала, система вознаграждений и мотивации, формальное регулирование принятое в организации, установленные временные ограничения и исторические прецеденты решения схожих проблем также влияют на процесс принятия решения.

Подходы к принятию решений: характеристика, преимущества, недостатки

Существуют следующие подходы к принятию управленческих решений:
1. Интуитивный — решение принимается на основе ощущения, без анализа всех «за» и «против». Как правило, интуиция развивается вместе с приобретением опыта. У разных людей это ощущение выражено в большей или меньшей степени. Однако, как показывает статистика, шансы этого подхода на правильный выбор в принятии решения невысоки. Следует подкрепить свою интуицию другими подходами к принятию решений.
2. Основанный на суждениях — это выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом. Логика этих решений просматривается слабо, однако, достоинством этого подхода является быстрота и дешевизна процесса выбора альтернатив. Используя знания и опыт, опираясь на здравый смысл, руководитель выбирает тот вариант, который приносил наибольший успех в аналогичной ситуации ранее. Если же в прошлом опыте руководителя не было аналогичной ситуации, то этот подход, как правило, не срабатывает.
3. Рациональный — не зависит от прошлого опыта и обосновывается аналитически. Рациональное решение какой-либо проблемы проходит несколько стадий:
— диагностика проблемы;
— формулировка ограничений и критериев для принятия решений;
— выявление альтернатив;
— оценка альтернатив;
— окончательный выбор.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 164.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...