Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Последовательность действий




1. Приготовить стерильный лоток с перевязочным материалом, стерильной заглушкой и 2 шприцами емкостью 5 и 10 мл.
2. Набрать в шприц 5 мл стерильного физиологического раствора.
3. Набрать в шприц 10 мл гепаринизированного раствора.
4. Успокоить пациента, уложить руку в удобное положение, объяснить ход предстоящей манипуляции.
5. Надеть стерильные резиновые перчатки.
6. Подложить под соединительную трубку две стерильные салфетки, прекратить инфузию.
7. Отсоединить систему для внутривенного вливания лекарственных веществ от соединительной трубки периферического венозного катетера.
8. Подсоединить шприц с 5 мл стерильного физиологического раствора (для профилактики тромбоза) и ввести в катетер.
9. Огсоединить шприц от соединительной трубки катетера.
10. Присоединить к соединительной трубке катетера шприц с 1О мл гепаринизированного раствора и ввести в катетер.
11. Отсоединить шприц от соединительной трубки катетера.
12. Закрыть стерильной заглушкой вход в катетер, убрать стерильные салфетки и шприцы в емкость с дезинфицирующим раствором.
13. Следить за состоянием фиксирующей повязки, при необходимости менять ее.
14. Осматривать регулярно место пункции с целью раннего выявления осложнений.
15. Сообщить врачу о появлении: отека, покраснения, местном повышении температуры, подтекания, болезненных ощущений во время введения препаратов.

Примечание. При смене лейкопластырной повязки запрещается пользоваться ножницами, так как при этом можно отрезать катетер, и он попадет в кровеносную систему. Для профилактики тромбофлебита на вену выше места пункции тонким слоем накладывают тромбофлебические мази (траумель, гепариновая, троксевазин).

 















Осложнения инъекций

Разновидности осложений инъекций, признаки, причины, профилактика, лечение.

Инфильтрат.

Признаки:
Уплотнение, болезненность в месте инъекции.
Причины:
- Нарушение техники инъекции,
- Введение неподогретых масляных растворов,
- Многократные инъекции в одни и те же места.
Профилактика:
Устраните причины, вызывающие осложнения.
Лечение:
Согревающий компресс, грелка, йодная сеточка на место инфильтрата.










Абсцесс

- гнойное воспаление мягких тканей с образованием полости, заполненной гноем, и отграниченной от окружающих тканей пиогенной мембраной.
Признаки:
Боль, уплотнение, гиперемия в области абсцесса, местное или общее повышение температуры.
Причины:
К причинам, вызывающим инфильтрат, присоединяется инфицирование мягких тканей в результате нарушения
правил асептики.
Профилактика:
Устраните причины, вызывающие инфильтраты и абсцессы.
Лечение:
Хирургическое.










Поломка иглы.

Признаки: нет.
Причины:
- Введение иглы до самой канюли,
- Использование старых, изношенных игл,
- Резкое сокращение мышц.
Профилактика:
- Вводите иглу на 2/3 ее длины,
- Не пользуйтесь старыми иглами,
- Инъекции делайте в положении больного лежа.
Лечение:
Извлеките обломок иглы пинцетом или хирургическим путем.











Масляная эмболия.

Признаки:
Масло, оказавшееся в вене – эмбол, с током крови попадает в легочные сосуды. Возникает приступ удушья, цианоз. Это осложнение часто заканчивается смертью больного.
Причины:
- Случайное попадание конца иглы в просвет сосуда при подкожном или внутримышечной инъекциях,
- Ошибочное введение масляных растворов внутривенно.
Профилактика:
Вводите масляные растворы двухмоментным способом.
Лечение:
По назначению врача.









Воздушная эмболия.

Признаки:
См. "масляная эмболия", но по времени проявляется очень быстро.
Причины:
Попадание воздуха в шприц и введение его через иглу по время инъекции в сосуд.
Профилактика:
Тщательно вытесните воздух из шприца перед инъекцией.
Лечение:
По назначению врача.








Ошибочное введение лекарственного препарата.

Признаки:
Могут быть различны: от болевой реакции до анафилактического шока.
Причины: -
Профилактика:
Перед инъекцией внимательно прочитайте издание препарата, дозировку, срок годности.
Лечение:
- Введете в место инъекции 0,9 % раствор натрия хлорида,
- Положите пузырь со льдом на место инъекции,
- Если инъекция сделана на конечности - выше наложите жгут,
- Дальнейшее лечение по назначению врача.










Повреждение нервных стволов.

Признаки:
Могут быть различны: от неврита до паралича.
Причины:
- Механическое повреждение иглой при неправильном выборе места инъекции,
- Химическое повреждение, когда близко с нервом создается депо лекарственного вещества.
Профилактика:
Правильно выберите место инъекции.
Лечение:
По назначению врача.









Тромбофлебит (воспаление вены с образованием в ней тромба).

Признаки:
Боль, гиперемия, инфильтрат по ходу вены, повышение температуры.
Причины:
- Частые венепункции одной и той же вены,
- Применение тупых игл.
Профилактика:
- Чередуйте вены при выполнении инъекций,
- Применяйте острые иглы.
Лечение:
по назначению врача.










Некроз (омертвение тканей).

Признаки:
Усиливающиеся боли в области инъекции, отек, гиперемия с цианозом, появление волдырей, язв и омертвение тканей.
Причины:
Ошибочное введение под кожу раздражающего вещества (например, 10 % раствор кальция хлорида).
Профилактика:
Соблюдайте технику инъекции.
Лечение:
- Прекратите введение раствора,
- Максимально отсосите шприцем введенное лекарство,
- Место инъекции обколите 0.5 % раствором новокаина,
- На место инъекции положите пузырь со льдом.











Гематома (кровоизлияние под кожу).

Признаки:
Появление под кожей кровоподтека в виде багрового пятна.
Причины:
- Неаккуратное проведение внутривенной инъекции (прокол стенки сосуда),
- Использование тупых игл.
Профилактика:
- Соблюдение техники внутривенных инъекций;
- Использование острых игл.
Лечение:
- Прекратите инъекцию;
- Приложите к вене вату со спиртом;
- На область гематомы наложите полуспиртовой компресс.












Липодистрофия.

Признаки:
Под кожей образуются ямки в местах введения инсулина из-за рассасывания жировой ткани.
Причины:
Регулярное введение инсулина в одно и то же место.
Профилактика:
Чередование места введения инсулина.
Лечение: -







Сепсис, СПИД, вирусный гепатит.

Признаки:
Отдаленные осложнения, проявляются как общее заболевание организма.
Причины:
Грубое нарушение правил асептики, предстерилизационной очистки и стерилизации инструментария.
Профилактика:
Исключение причины этих осложнений.
Лечение: -







Аллергические реакции.

Признаки:
Зуд, сыпь, острый насморк и др. Анафилактический шок.
Причины:
Индивидуальная непереносимость организма к препарату.
Профилактика:
- Перед первой инъекцией следует осведомиться у пациента о переносимости им данного препарата;
-На титульном листе истории могут быть данные о непереносимости каких-либо лекарственных веществ,
- Перед первой инъекцией антибиотиков проведите пробу на чувствительность к данному препарату.
Лечение:
- Прекратите введение лекарственного средства,
- Максимально отсосите шприцем введенное вещество,
- Место инъекции обколите 0,5 % раствором новокаина,
- Положите пузырь со льдом.













Заключение

Методическая разработка составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом подготовки выпускника по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

 Для проведения практического занятия по теме: «Внутривенные вливания» используются различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый. Чтобы обеспечить высокий уровень учебной деятельности, необходимо найти оптимальное соотношение репродуктивных, частично – поисковых и поисковых работ. Они помогут преподавателю заинтересовать студентов, осознать необходимость отработки умений, включиться в активную творческую деятельность.

 Для контроля исходного уровня знаний используются тестовые задания, решение задач по осуществлению сестринского процесса.

 Необходимым начальным этапом обучения студентов на занятии является самостоятельная работа с учебным пособием.

 Самостоятельная работа студентов осуществляется индивидуально и методом малых групп под контролем преподавателя. Во время самостоятельной работы, при отработке манипуляций, преподаватель корректирует, дополняет, исправляет и направляет на правильность выполнения манипуляций.

 Для закрепления и проверки знаний студентам предлагается решить ситуационные задачи. Ситуационные задачи, побуждают применять полученные знания в разных условиях и позволяют развивать клиническое мышление. Студенты могут прийти к различным решениям ситуации. Обсуждая всевозможные варианты выхода из ситуации, они находят правильное решение. При обсуждении создается атмосфера совместной творческой деятельности студентов и преподавателя.

 На протяжении всего занятия используется наблюдение, систематическое изучение студента в процессе обучения. Наблюдение за работой студентов позволяет преподавателю выявить уровень обученности, установить недостатки в овладении материалом; наметить пути дальнейшей работы. Логическим продолжением занятия является внеаудиторная самостоятельная работа.

 В рамках внеаудиторной самостоятельной работы, студентам предлагается решить ситуационные задачи по осуществлению сестринского процесса. Обсуждение результатов проводится на следующем практическом занятии.

 

Библиографический список

 Басова Н.В. «Педагогика и практическая психология». - Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2000.

Ерикова Е.А. «Сестринское дело в хирургии. Практикум» учебное пособие для студентов медицинских училищ и колледжей. – Москва: АНМИ, 2005.

Ерикова Е.А. «Сестринское дело в хирургии. Практикум». Учебное пособие для студентов медицинских училищ и колледжей. – Москва: АНМИ, 2005.

Журнал «Главная медицинская сестра» № 1 , 2004 г. В.Г.Акимкин «Методические рекомендации по организации противоэпидемического режима работы в процедурных и перевязочных кабинетах клинико-диагностических отделений».

 Журнал «Главная медсестра» № 11, 2004. В.А. Белогурова «Требования к личности преподавателя и его педагогическое мастерство».

 Журнал «Медицинская помощь» № 2, 1998. А.М. Чухраев, И.Г. Греков «Местные осложнения при сестринском вмешательстве на периферической вене».

 Журнал «Медицинская помощь» № 6, 2006. Б.В. Левахин, Е.В. Евсеева, и др. «Деятельностный подход – основа практической подготовки медицинских работников».

 Журнал «Сестринское дело» № 4-5, 2003. Ю. Анохина «Внутривенное введение лекарственных средств – новое в стандартизации».

 Журнал «Среднее профессиональное образование» №5, 2004. В.А. Маилов, И.Г. Греков «Методические аспекты фантомно-имитационной подготовки специалистов сестринского дела».

 Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е. «Педагогика» - Издательство «Проспект», 2004.

 Мухина С.А., Тарновская И.И. « Теоретические основы сестринского дела». – Москва: Издательство «Медицина», 1998.

 Мухина С.А., Тарновская И.И. «Атлас по манипуляционной технике». – Москва: АНМИ, 1995.

 Мухина С.А., Тарновская И.И. «Основы сестринского дела», практическое руководство к предмету. – Москва: Издательство «Медицина», 1998.

 Обуховец Т.П. «Основы сестринского дела: практикум». – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2010.

 Обуховец Т.П. «Основы сестринского дела». – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2010.

 Пидкасистый П.И. «Педагогика», учебное пособие. – Москва: издательство «Роспедагентство», 1995.

 Популярный справочник медицинской сестры под редакцией д.м.н., профессора, член-корр. РАЕ И РЭА Ю. Елисеева. Авторский коллектив: В. Трифонов, д.м.н.; Родионова к.м.н.; М.Бикбаева.

 Соколова Н. Г. «Как правильно делать инъекции». – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2002.

Справочник главной (старшей) медсестры. Издание 3. – М.: «Грантъ», 2001.

Яромич И.В. «Сестринское дело»: Учебное пособие. – Минск, 2004.

 

 

Тестовые заданияпо теме: «Парентеральные пути введения лекарственных средств. Внутривенные инфузии. Осложнения инъекций»

1 вариант

 Выберите один правильный ответ:

 1. Парентеральный способ — это применение лекарственных средств:

 а) на кожу;

 б) через дыхательные пути;

 в) через рот, через прямую кишку;

 г) подкожно, внутримышечно, внутривенно.

 2. Установите соответствие:

Вид инъекции   Место введения
1. Внутрикожная   а) верхний наружный квадрант ягодицы
2. Подкожная   б) наружная поверхность плеча  
3. Внутримышечная   в) тыльная сторона предплечья  
4. Внутривенная   Г) срединная вена локтя

 3. Генеральная уборка процедурного кабинета проводится:

 а) 6% раствором перекиси водорода с 0,5% раствором моющего средства

 б) 3% раствором хлорамина

 в) 3% раствором хлорной извести

 г) 1% раствором хлорамина

 4. Установите соответствие:

Лекарственное средство           Место введения
1. 200,0 мл  0,5% раствор глюкозы   а) внутривенно струйно  
2. 20 мл  40% раствор глюкозы б) подкожно  
3. Инсулин   в) внутривенно капельно  

 5. Пациент отказывается от постановки инъекции. Действия медсестры:

а) не делать инъекцию

б) сделать инъекцию без согласия

в) убедить пациента в необходимости постановки инъекции

г) сообщить врачу

 6. Для постановки внутривенной инъекции  используется игла длиной:

 а) 20 мм  б) 60 мм   в) 40 мм

  7. Показание к внутривенному капельному введению жидкости:

а) парентеральное питание

б) введение масляных лекарственных средств

в) для местного обезболивания

8. Преимущества парентерального пути введения лекарственных средств являются:

 а) большая точность дозировки

 б) исключается барьерная роль печени

 в) быстрота действия

 г) все выше перечисленное

 9.  Номер приказа, регламентирующий санэпидрежим ЛПУ по профилактике гепатита:

 а) 342;  б) 720;   в) 408;   г) 288.

10. Установите соответствие:

Осложнения инъекций Причина  
1) абсцесс   а) использование короткой иглы  
2) липодистрофия   б) нарушение правил асептики  
3) повреждение нервных стволов   в) неправильный выбор места инъекции
4) инфильтрат   г) постоянное введение инсулина в одно и тоже место
  5) медикаментозная эмболия   д) попадание масляных растворов в просвет сосудов

 

 

Тестовые заданияпо теме: «Парентеральные пути введения лекарственных средств. Внутривенные инфузии. Осложнения инъекций»

2 вариант

 1. Преимущества парентерального пути введения лекарственных средств являются:

 а) большая точность дозировки

 б) исключается барьерная роль печени

 в) быстрота действия

 г) все выше перечисленное

 2. Номер приказа, регламентирующий санэпидрежим ЛПУ по профилактике гепатита:

 а) 342;  б) 720;  в) 408;  г) 288.

 3.  Установите соответствие:

Осложнения инъекций Причина  
1) абсцесс   а) использование короткой иглы  
2) липодистрофия   б) нарушение правил асептики  
3) повреждение нервных стволов   в) неправильный выбор места инъекции  
4) инфильтрат   г) постоянное введение инсулина в одно и тоже место  
  5) медикаментозная эмболия   д) попадание масляных растворов в просвет сосудов  

4. Ватный шарик после постановки инъекции не прикладывается при введении:

 а) внутрикожном

 б) подкожном

 в) внутримышечном

г) внутривенном, внутривенном капельном

5. Для приготовления 3% раствора хлорамина необходимо взять:

 а) 30г хлорной извести + 970 мл воды   б) 30г хлорамина + 970 мл воды

 в) 3г хлорамина + 970 мл воды            г) 30 мл хлорамина + 970 мл воды

 6. Установите соответствие:

Лекарственное средство           Место введения  
1. 200,0 мл 0,5% раствор глюкозы а) внутривенно струйно  
2. 20 мл 40% раствор глюкозы б) подкожно  
3. Инсулин   в) внутривенно капельно  

7. Установите соответствие:

Вид инъекции       Количество вводимого раствора  
1. Внутрикожная   а) 2-10мл  
2. Подкожная   б) 1-2мл  
3. Внутримышечная   в) 0,1-1мл  
4. внутривенная   г) 200, 0 мл  
5. внутривенная капельная   д) 60,0 мл  

8. Системы одноразового применения после проведения внутривенной капельной инфузии погружают:

 а) в 1% раствор хлорамина                б) в 1% раствор перекиси водорода

 в) в 0,5% раствор хлорной извести   г) в 3% раствор хлорамина

 9. Если своевременно не лечить инфильтрат, может возникнуть осложнение:

 а) абсцесс   б) гематома   в) сепсис   г) анафилактический шок

 

 10. Концентрация спирта для обработки места инъекции (в град.):

а) 40;          б) 96;           в) 1;       г) 70.

 

Эталоны ответов на тестовые заданияпо теме: «Парентеральные пути введения лекарственных средств. Внутривенные инфузии. Осложнения инъекций»

 

1 ВАРИАНТ 2 ВАРИАНТ
1. г 1. г
2 . 1-в, 2-б, 3-а, 4-г. 2. в
3. а 3. 1-б, 2-г, 3-в, 4-а, 5-д.
4. 1-в, 2-а, 3-б. 4. а
5. в 5. б
6. в 6. 1-в, 2-а, 3-б.
7. а 7. 1-в, 2-б, 3-а, 4-д, 5-г.
8. г 8. г
9. в 9. а
10. 1-б, 2-г, 3-в, 4-а, 5-д. 10. г

 

 0 – 1 ошибки «5» (отлично)

 2– 3 ошибки «4» (хорошо)

 4-5 ошибок «3» (удовлетворительно)

 более 5 ошибок «2» (неудовлетворительно)

 

 

Приложение № 2

Ситуационные задачи

 Задача № 1

 Больная находится на стационарном лечении в пульмонологическом отделении. Ей назначен курс лечения антибиотиками. Вечером больная обратилась к дежурной медсестре с жалобами на

появление боли в области правой ягодицы. При осмотре медсестра определила припухлость,

уплотнение в месте постановки инъекции.

Задание:

 1. Укажите возможную причину данного состояния.

 2. Перечислите, удовлетворение, каких потребностей нарушено у данной пациентки.

 3. Определите настоящие и потенциальные проблемы пациентки.

 4. Составьте план сестринского ухода.

 

 Задача № 2

 Больная находится на лечении в гинекологическом отделении. После введения прогестерона (масляный раствор) у больной появилась распирающая боль в области инъекции.

 При осмотре места постановки инъекции медсестра определила отёк, красно-синюшное окрашивание кожи.

Задание:

 1. Укажите возможную причину данного состояния.

 2. Перечислите, удовлетворение, каких потребностей нарушено у данной пациентки.

 3. Определите настоящие и потенциальные проблемы пациентки.

 4. Составьте план сестринского ухода.

 

 Задача № 3

 Пациентка находится на стационарном лечении. Лечащий врач назначил больной курс пенициллина. У пациентки после первой инъекции пенициллина внезапно появилось чувство стеснения в груди, слабость, чувство жара во всем теле, зуд, беспокойство, страх, головная боль, затрудненное дыхание, одышка, сердцебиение.

 Объективно: состояние тяжелое, кожные покровы бледные, холодный липкий пот, пульс 100 ударов в минуту, слабого наполнения, АД 80/40 мм рт.ст.

Задание:

 1. Укажите возможную причину данного состояния.

 2. Перечислите, удовлетворение, каких потребностей нарушено у данной пациентки.

 3. Определите настоящие и потенциальные проблемы пациентки.

 4. Составьте план сестринских вмешательств.

 

 

Приложение № 2 а










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 729.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...