Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Критерий оценки знаний и умений на практическом занятии




Профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

Учебно-методическое пособие

Для самоподготовки студентов

ПМ 04/07  «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»

МДК 04/07.03«Технология оказания медицинских услуг»

Тема 5.9 Медикаментозное лечение в сестринской практике.

 

5.9.8 «Внутривенные вливания»

по специальности:34.02.01 Сестринское дело

                    31.02.01 Лечебное дело

Челябинск

Год

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии  Сестринское дело Председатель О.А. Цетвинская ___________ Протокол № ____ от «_____»_____________________2014.     Утверждаю: Заместитель директора по УВР  Замятина О.А._________________ «____»________________________2014г.

 

Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности

Автор: Преподаватель ГБОУ СПО ЧБМК Серая Л.Н.

     Рецензенты: Преподаватель высшей категории предметной методической комиссии «ОСД» Шибакова К.Г

Пояснительная записка

 Методическая разработка предназначена для cтудентов  медицинских училищ и колледжей, для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы сестринского дела», по теме: «Внутривенные капельные вливания. Осложнения иньекций».

 Данная тема актуальна, так как последнее время в лечебных учреждениях значительно увеличилось число внутривенных инъекций и внутривенных вливаний. Это связано как с ростом числа обследуемых, так и с расширением спектра препаратов, предназначенных для внутривенного введения. Поэтому понятно, что пропорционально возрастает и количество осложнений. Медицинская сестра должна обладать хорошими теоретическими знаниями и практическими умениями, понимать механизм действия препаратов, их дозировку, пути и скорость введения, возможные побочные действия и осложнений, которые могут возникнуть при введении лекарственных средств. Строжайшее соблюдение правил асептики, знание и выполнения приказов и инструкций санитарно-эпидемиологической службы являются основными критериями профессиональной квалификации медсестры.

 Целью данного практического занятия является достижение такого уровня подготовки студентов, который создал бы хорошую теоретическую и практическую базу.

 При проведении занятия используются различные приемы, методы, формы и средства обучения. При изучении нового материала необходима связь с ранее изученными темами. Большое внимание при изучении нового материала уделяется сестринскому процессу, мастерству общения медицинской сестры с пациентом и его родственниками, владению методами убеждения пациента в необходимости проведения тех или иных манипуляций.

 В методической разработке имеются приложения, с помощью которых осуществляется контроль исходного уровня знаний, закрепление изученного материала, указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы. Имеются эталоны ответов.

 Данная методическая разработка может оказать помощь студентам  медицинских училищ и колледжей при прохождении практического занятия по данной теме. Пособие включает в себя информационный и практический материал. Должное внимание уделено всем этапам выполнения манипуляций подготовительному, непосредственному выполнению манипуляции и завершающему, с подробной люстрацией выполнения каждого этапа, которые помогут осмыслить действия, изложенные в алгоритме, понять необходимость выполнения каждого из них. Это позволит студентам быстро и эффективно овладеть практическими навыками и умениями.

 В пособии описаны о возможные осложнения при выполнении инъекций, их профилактика и действия медицинской сестры при возникших осложнениях.

 Контрольные вопросы, тестовые задания, решение задачи по осуществлению сестринского процесса помогут студентам определить степень усвоения учебного материала.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Титульный лист.   Стр. 0 - 1
2. Пояснительная записка (мотивация, цель создания учебно-методического пособия).   Стр. 2
3. Оглавление.   Стр. 3
4. Структура и содержание занятия.   Стр. 4 - 12
5. Информационная часть   Стр. 13 - 24
6. Заключение Стр. 25
7. Библиографический список.   8. Приложение                                                                                                                                                                                                                              Стр. 36 – 27 Стр. 28 - 41
     

 

 

Структура и содержание занятия

Тема: « Внутривенные вливания».

Форма занятия:  семинарско-практическая.

Продолжительность занятия: 270 минут.

Место проведения: кабинет доклинической практики.

Тип занятия: семинарско-практическое.

Методы и приемы обучения:

 1.Объяснительно-иллюстративный      

Организация усвоения информации обучаемыми, путём сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия.               

Словесные:

-беседа, рассказ, дискуссия, работа с учебным пособием, объяснение;

Наглядные:

- иллюстрации, демонстрация технологии выполнения простых медицинских услуг;

Формирует теоретические и практические знания. Воспитывает нравственность, терпение. Развивает внимание, логическое мышление.

 2.Репродуктивный     

Формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний. 

Решение ситуационных задач, выполнение практических заданий, работа по алгоритму.        

Обогащают знания, формируют умения и навыки, трудолюбие, наблюдательность, систематичность и аккуратность в работе.

 3. Проблемное изложение  

Раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их разрешения.

Постановка проблемы, анализ, установление причинно-следственных связей.   

Развивает самостоятельность мышления, быстроту реакции, способствует развитию творческих решений.

 4. Частично-поисковый       

Постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной подготовке и решению проблем.        

Эвристическая беседа, работа с книгой, доказательства, сравнение, обобщение.

Развивает самостоятельность мышления, творческий подход к делу.

Цели занятия:

Учебные:

Представить виды одноразовых систем для внутривенного капельного введения.

 Познакомить со статистикой осложнений.

Закрепить знания и умения по технике постановки инъекций, профилактике профессионального заражения в процедурном кабинете.

 Научить студентов технике выполнения внутривенной инъекции, внутривенных капельных вливаний.

 Изучить возможные осложнения при проведении внутривенных инъекций и вливаний, и их профилактику.

Выявить проблемы пациента связанные с постановкой внутривенных инъекций и вливаний и осуществить сестринский процесс.

 Формировать практические умения необходимые медсестре в последующей профессиональной деятельности.

Развивающие:

 Развивать такие профессиональные качества, как самостоятельность, ответственность, точность выполнения манипуляций.

Воспитательные:   Стремиться воспитывать умение устанавливать доброжелательные отношения в любых ситуациях, самообладание, выдержку, чуткость к человеку.

ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК 4.1/7.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности

ПК 4.2/7.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 4.5/7.5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 4.6/7.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 4.7/7.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК 4.8/7.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК 4.11/7.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.

В ходе освоения данной темы обучающийся должен иметь практический опыт:

-оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;

-ведения медицинской документации;

-планирование и осуществления сестринского ухода

уметь:

- осуществить выборку назначений из истории болезни

- заполнить журналы учета лекарственных средств

- предоставить пациенту необходимую информацию о лекарственном средстве

-подготовить все необходимое для выполнения процедуры

-набрать раствор из ампулы и флакона

-осуществить пункцию вены  на фантоме

-заполнить систему для капельного вливания

- осуществить внутривенное вливание на фантоме

- оценить осложнения, возникающие при внутривенном введении лекарств и оказать пациенту необходимую помощь

- обработать предметы медицинского назначения после их применения согласно нормативным документам

знать:

- оснащение и документацию процедурного кабинета

- действующие СанПиНы по соблюдению СЭР в подразделениях ЛПУ       - дозировку, пути и скорость введения лекарственных средств внутривенно

- правила асептики при выполнении манипуляций

- цели проведения процедур

- анатомические области для внутривенного введения лекарственных средств

-универсальные меры предосторожности при работе с колющими предметами

- универсальные меры предосторожности при контакте с биологическими жидкостями

-дезинфекцию и утилизацию шприцев и систем одноразового пользования

-особенности выполнения внутривенных инъекций лицам преклонного возраста

Наглядные пособия:

 - фантом «рука для внутривенных вливаний»;

 - системы для внутривенного капельного вливания (разные);

 - иллюстрации: «Внутривенные инъекции», «Внутривенное капельное введение лекарственных средств»;

- видеофильм: «Монтаж системы для в/в капельного вливания»

Назначение наглядных пособий:

Наглядные пособия ускоряют обработку информации, повышают эффективность восприятия сложных понятий, процессов, явлений.

Учебно-методические средства:

-методическая разработка для преподавателей по данной теме;

- учебное пособие по данной теме;

- вопросы по теме;

- ситуационные задачи;

- тестовые задания;

Назначение учебно-методических средств:

 Учебно-методические средства обучения помогают эффективно перерабатывать информацию, упражняться в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков, позволяют индивидуализировать обучение с учетом умственных способностей каждого студента.

Оснащение:

стерильные:

 - шприц однократного применения емкостью 10 или 20 мл;

 - иглы длиной 40 мл, сечение 0,8 мл;

 - одноразовые системы (разные);

 - лоток, накрытый четырехслойной бязевой салфеткой;

 - пинцет;

 - лекарственные средства в ампулах;

 - лекарственные средства во флаконах емкостью 200 мл и 400 мл;

 - салфетки, ватные шарики;

 - перчатки.

 - спирт 70%;

 - жгут, клеенчатый валик или подушечка;

 - емкости с дезраствором;

 - пинцет;

 - ножницы;

 - штатив для капельницы длиной 1-1,5 м над кроватью;

 - лейкопластырь 2 ленты, длиной 3-4 см;

 - пилочки для ампул.

Межпредметные   связи по данной теме:

 Фармакология (Дезинфицирующие химические средства, лекарственные препараты)

Психология (Общение медицинского работника и пациента)

 Анатомия и физиология человека (Строение человека)

 Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии (Возбудители инфекционных заболеваний)

СД в терапии (Сестринский процесс при бронхиальной астме. Сестринский процесс при инфаркте миокарда, гипертоническом кризе.)

 СД в хирургии (Обезболивание. Гемостаз. Переоперативный период.)

 СД в педиатрии (Сестринский процесс при аллергозах. Сестринский процесс при бронхиальной астме. Сестринский процесс при анемиях и лейкозах.)

Внутрипредметные связи по данной теме: 

МДК 04/07.01: сестринский процесс, общение в сестринском деле, обучение в сестринском деле, потребности человек; МДК 04/07.02: дезинфекция, стерилизация, профилактика ВБИ; МДК 04/07.03 выписка, учет и хранение лекарственных средств

 ПП «Технология оказания медицинских услуг»

 ПП по профилю специальности

УП по профилю специальности

 ПП стажировка.

 Практика квалификационная

ИГА 

 

Этапы планирования занятия

№ п/п              Этапы занятия              Деятельность   преподавателя Деятельность   студентов        Мотивация      Время  
1 Организация начала занятия Отмечает отсутствующих, выясняет причины, обращает внимание на внешний вид студентов, готовность к занятию           Студенты готовят дневники, манипуляционные тетради, учебные пособия, ручки, карандаши Концентрация внимания студентов 3 мин  
2 Сообщение темы, её обоснование Сообщает тему занятия, обращает внимание студентов на актуальность изучаемой темы, межпредметные связи     Записывают тему занятия в дневнике, слушают, осознают                      Активизация и целенаправленность мышления студентов на тему занятия, осознание её значения для будущей работы              2 мин  
3 Постановка целей и ознакомление с планом занятия Обращает внимание студентов на цели и задачи, стоящие перед студентами, важность хорошего знания предмета для успешного овладения профессией в целом   Слушают, осмысливают Обеспечить прочное активное усвоение знаний, создать у студентов цельное представление о практическом занятии              5 мин  
4 Контроль исходного уровня знаний   тестовый контроль (приложение № 1), решение задач по сестринскому процессу (приложение №2)     Раздает тестовые задания, проводит инструктаж. Раздает карточки с ситуационными задачами. Сообщает критерий оценки.              Отвечают на тестовые задания, решают задачи Управление процессом усвоения, обсуждение результатов контроля. 80 мин  
5 Изучение новой темы     Раскрывает содержание темы, демонстрирует технику выполнения манипуляций, дает методические рекомендации студентам к самостоятельной работе, раздает методические материалы       Слушают, наблюдают за демонстрацией манипуляций, осмысливают полученную информацию Подготовить студентов для работы в ЛПУ, развивать мыслительную деятельность, овладеть практическими умениями        25 мин  
6 Самостоятельная работа студентов: - работа «малыми» группами;   - взаимообучение                Создает условия для самостоятельной работы студентов, наблюдает, корректирует самостоятельную работу студентов, обращает внимание на правильность выполнения манипуляций, добивается правильного выполнения методик.   Пользуясь пособием, записывают  теоретический материал в дневник, а алгоритм выполнения манипуляций в манипуляционную тетрадь.  Пользуясь алгоритмами, отрабатывают технику выполнения манипуляций до автоматизма, работая малыми группами, обучают друг друга под контролем преподавателя                          Подготовить студентов к самостоятельной работе по уходу за больными, совершенствовать манипуляционную технику            115 мин  
7 Закрепление изученного материала: решение ситуационных задач(приложение № 3)      Создает условия для закрепления изучаемого материала, дает методические указания, корректирует, руководит, дополняет, исправляет, оценивает действия студентов        Решают ситуационные задачи.             Выяснение степени усвоения знаний и умений, способность применять полученные знания и умения на практике          20 мин  
8 Подведение итогов занятия              Высказывает свою точку зрения в отношении работы студентов на занятии, учитывает мнение студентов, оценивает бригаду в целом и каждого индивидуально, обращает внимание на сложные моменты темы, проверяет документацию, выставляет оценку каждому студенту с комментариями Выслушивают преподавателя, анализируют, в случае необходимости задают вопросы, заполняют дневники и манипуляционные тетради Оценка работы студентов на занятии, стимуляция интенсивной подготовки к занятию              10 мин  
9 Домашнее задание (приложение №4)              Дает рекомендации по выполнению домашнего задания: сделать записи в дневнике.              Слушают, записывают задания, задают вопросы.          Осознание студентами важности владения знаниями в объёме, достаточном для выполнения профессиональных обязанностей   5 мин  
10 Окончание занятия             Даёт указания по уборке рабочего места    Приводят в порядок рабочее место    Вырабатывать аккуратность, дисциплинированность              5 мин  

                                  

Перечень изучаемых вопросов:

 1. Внутривенное введение лекарственных средств.

 2. Правила накладывания венозного (стягивающего) жгута.

 3. Внутривенная инъекция.

 4. Капельные вливания жидкости.

 5. Венозный катетер.

 6. Особенности введения некоторых лекарственных средств.

 7. Осложнения инъекций.

Указание по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Если затрудняетесь решить задачу по осуществлению сестринского процесса, необходимо:

 Вспомнить этапы сестринского процесса.

 Найти в «Банке проблем пациента» проблемы, связанные с данной ситуацией.

 Осуществить сестринский процесс.

 При затруднении составления сестринского процесса открыть учебное пособие «Основы сестринского дела» /под ред. Т.П.Обуховец, Т.А.Склярова, О.В.Чернова/. С.79.

Критерий оценки знаний и умений на практическом занятии

Оценка «5» (отлично) ставится на практическом занятии в случае, когда студент показал высокую степень самостоятельности при выполнении манипуляций, а ответ его представлял собой последовательное, логическое, грамотное изложение материала

Оценка «4» (хорошо) ставится студенту при допущении им незначительных неточностей при выполнении манипуляций, хотя изложение того или иного вопроса может быть приемлемым для оценки «5»

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится в том случае, когда студент выполняет ту или иную манипуляцию, однако проявляет при этом усвоение только главных элементов навыка, само выполнение манипуляции носит черты неудовлетворительности. Изложение того или иного вопроса может быть приемлемым для оценки «4»

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится студенту в случае, если он выполняет ту или иную манипуляцию, допускает грубые искажения элементов навыка, само выполнение беспорядочно, при этом положительный ответ изменить оценки не может.

При оценке знаний и умений практических навыков будет учитываться:

 знание теоретического материала;

 составление сестринского процесса;

 выполнение практических умений;

 заполнение документации;

 внешний вид студента.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 399.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...