Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические характеристики коллектива




УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Понятие и признаки трудового коллектива. Виды коллективов

В настоящее время большинство людей работают не в одиночку, а в составе группы. Группа –это совокупность лиц, объединённых в силу общей деятельности, профессии, пространственной общности, случайных обстоятельств и т.д., выступающей по отношению к другим группам как единое целое. В организации группа может существовать как подразделение, бригада, комитет и пр.

Группа-коллектив должна удовлетворять нескольким признакам: 1) наличие общей цели у всех её членов; 2) психологическое признание его членами друг друга (общие интересы, идеалы, принципы, сходство или дополняемость характеров); 3) наличие определённой культуры, представленной общими ценностями, нормами, правилами поведения, традициями, символикой и т.д.; 4) наличие системы социального контроля, позволяющего группе воздействовать на участников через надзор, санкции, поощрения; 5) наличие достаточно чётко выраженной структуры (функциональной (с учётом выполняемых производственных задач), социально-демографической (по полу, возрасту, образованию), социально-психологической (в соответствии с симпатиями и антипатиями)).

В процессе деятельности происходит взаимное влияние людей и коллектива друг на друга. В рамках коллектива удовлетворяется потребность людей в общении и деловом взаимодействии, обретает поддержку и защиту, находит признание успехов и достижений. В то же время, находясь в коллективе, люди хотят сохранять индивидуальность, отличаться от других. В 40 % случаев коллектив способствует изменению поведения людей. Причинами этого может быть возможность взглянуть на себя со стороны, необходимость приспосабливать к окружающим свои желания, интересы, стремление к совершенствованию, стимулирование творческой активности. В зависимости от характера самого коллектива его влияние на личность бывает благоприятным и неблагоприятным.

В свою очередь, люди также пытаются воздействовать на коллектив. Сильная личность может подчинить его себе, а слабая сама ему подчиняется и растворяется в нём.

Идеальная с управленческой точки зрения ситуация характеризуется доверительными партнёрскими отношениями между трудовым коллективом и его участниками, не отказывающимися от собственных позиций, но уважительно относящимися к общим целям и нуждам.

Повседневная жизнь в коллективе подчинена ряду законов. Закон сохранения личного положения, достоинства, социального статуса. В соответствии с ним каждый член коллектива будет прикладывать максимум усилий, чтобы сохранить своё место под солнцем. Средствами могут быть повышение эффективности работы, интриги, защита от всего, что содержит возможность изменений. Закон компенсации недостатка одних способностей другими, а также опытом и навыками работы. Здесь также могут быть использованы как достойные, так и недостойные приёмы (лесть, угодничество, обман).

В литературе по менеджменту можно найти разные классификации коллективов.

По составу коллективы бывают гомогенными (однородными) и гетерогенными (разнородными). Гомогенные коллективы лучше справляются с простыми задачами, особенно в условиях интенсивной работы. Их члены лучше понимают друг друга, общность взглядов и позиций в таких коллективах выше. Гетерогенные коллективы более эффективны при решении сложных творческих проблем. Различия между членами таких коллективов могут касаться пола, возраста, профессии, статуса, уровня образования.

По статусу коллективы можно разделить на официальные и неофициальные. Первые оформлены юридически и действуют в рамках правового пространства. Вторые базируются на желании людей сотрудничать друг с другом. Сила подобных коллективов состоит в том, что их невозможно юридически привязать к нормам и правилам.

По характеру внутренних связей различают формальные и неформальные коллективы. В формальных коллективах связи предписываются заранее, а в неформальных складываются спонтанно, сами собой. Формальный коллектив объединяет людей только как представителей должностей, взаимодействие между которыми изначально предопределено технологией работы. Формальные коллективы (организации) создает руководство, когда осуществляет разделение труда по горизонтали (на подразделения) и по вертикали (по уровням управления) для организации производственного процесса. В каждом коллективе люди находятся в постоянном деловом и эмоциональном контакте друг с другом. Потребность в общении, совместные интересы, симпатии и антипатии приводят к тому, что между людьми складываются определенные отношения, которые регулируются правилами, не записанными в инструкциях и наставлениях. Возникает неформальная (неофициальная) структура как система незапрограммированных деловых и эмоциональных отношений. Неформальные коллективы – это спонтанно образовавшиеся группы людей, вступающих в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей. Большинство людей одновременно являются членом того и другого коллектива.

Исходя из сроков существованияколлективы подразделяются на временные (для решения разовой задачи) и постоянные.

По размерам коллективы подразделяются на большие и малые. В малых коллективах между всеми участниками существуют постоянные личные контакты. Это придаёт им дополнительную гибкость, более высокую результативность работы и удовлетворение от неё. Число членов малого коллектива не превышает 20-ти. Если в малых коллективах их члены объединены не только общими интересами и целями, но и поддерживаются дружеские эмоциональные контакты, то такие коллективы считаются первичными.

Большие коллективы, где непосредственные связи между людьми практически отсутствуют, называются вторичными. Они формируются обычно по целевому принципу, поэтому основное значение здесь придаётся не личным качествам участников, а их умению выполнять те или иные функции. Для управления такими коллективами нужны специальные менеджеры. Такие коллективы эффективны при выполнении простых, но масштабных работ.

Психологические характеристики коллектива

Коллективы различаются между собой психологически, что проявляется в характере их внутреннего климата, состоянии и степени сплочённости участников.

Психологический климат отражает состояние внутренних взаимоотношений в коллективе. На него влияют требования администрации, методы руководства, степень совместимости людей. К примеру, хорошее настроение повышает эффективность работы людей примерно в полтора раза.

Психологическое состояние определяется степенью удовлетворённости людьми своим положением. На него влияют характер и содержание работы, отношение к работе, престижность, размеры вознаграждения, перспективы роста, наличие дополнительных возможностей (увидеть мир, познакомиться с полезными людьми).

Сплочённость проявляется как психологическое единство сотрудников по важнейшим вопросам жизнедеятельности коллектива, проявляющееся в притяжении к нему участников, стремлении его защитить и сохранить. Степень сплочённости зависит от размера группы (наиболее высока она в коллективах из 5-9 человек), пространственной близости людей, интенсивности их контактов, общности целей и интересов, возрастных и социальных различий, наличия внешней опасности, достигнутых успехов и выгод от сотрудничества.

Сплочённые коллективы характеризует организованность, т.е. способность и готовность к самостоятельному преодолению трудностей, согласованным действиям, единство в экстремальных ситуациях. В сплочённых коллективах люди теснее общаются, легче адаптируются, выше ценят друг друга, увереннее чувствуют себя, эффективнее работают. Разногласия возникают лишь при выборе средств достижения цели. У не сплочённого коллектива разногласия возникают практически по всем вопросам, что рано или поздно приводит к его распаду.

Однако у сплочённых коллективов есть и недостатки: неприязненное отношение к посторонним, самоуверенность т самонадеянность, единомыслие, утрата чувства реальности. В случае возникновения конфликта сплочённый коллектив труднее подчинить воле руководства и направить его действия в нужное для организации русло.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 144.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...