Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Двенадцатое: Понимание переданных слов так, как это имел ввиду сказавший. И необходимость удостовериться в правдивости передающего




Поистине, некоторое из того, что происходит сегодня на арене призыва, из числа препираний, опровержений, обязываний (ильзамат) – все это возвращается к непониманию переданных слов так, как имел это ввиду сказавший их. Это происходит либо из-за непонимания того, к кому обращаются, либо из-за чрезмерного доверия некоторым передатчикам. Было сказано (поэтом): «Сколько же упрекающих правильные слова, а причина этому – больное понимание».

Требующий знание, который отдался полностью истине, не торопится принимать сообщения без разбора, не убедившись в том, что подразумевает сказавший и в достоверности переданного, в понимании его обращения и цели, пока не охватит все стороны этого. А если он взялся опровергать, то его опровержение должно быть правильным, подкрепленным доказательствами, учитывая пользу и вред, вытекающие с этой передачи, как уже было об этом сказано.

Было сказано (поэтом): «Они приписали мне то, что я не говорил, а изъяны в сообщении создают именно передатчики».

Поэтому, говорит шейхуль-Ислям Ибн Таймия (да помилует его Аллах): «Многие из передающих слова не желают лжи. Однако понимание истинного смысла слов людей, без передачи в точности их слов или других путей, которыми можно узнать, что они имели в виду, является сложным для некоторых людей и невозможным для других». (См. «Минхадж ас-Сунна» 6/303).

Является обязательным для требующих знание, если к ним пришла весть – удостовериться, не передавать всё, о чём рассказывается, и не передавать от каждого, кто рассказывает или передаёт что-то! Сказал Яхья ибн Ма’ин (да помилует его Аллах): «Если пишешь, то подбирай (подходящее), а если рассказываешь, то проверяй». (См. «ас-Сияр» 11/85).

А прежде всего сказанного – Слова Аллаха: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» (аль-Худжурат 49: 6).

Также Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, то удостоверьтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: “Ты – неверующий”» (ан-Ниса 4: 94).

Под «удостоверьтесь» подразумевается: проявление рассудительности, неторопливости, пока все не станет ясным. Это касается как самой передачи, так и того, что передают. Что касается самой передачи, то надо удостовериться в правдивости передатчика и его надежности. Поэтому посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сколь плохим верховым животным является для человека (слово) “заявляют”!» (См. «ас-Сахиха» 866).

Говорит аль-Хаттаби (да помилует его Аллах): «Слово «заявляют» говорят в отношении хадиса, у которого нет цепочки передатчиков, и в котором нет уверенности. Однако это лишь слово, которое передается на словах. Именно это порицал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он приказал удостоверяться в отношении того, что передают, и не передавать пока не будет установлено, что сказавший их – достойный доверия, и тот, от кого передается – так же достойный доверия». См. «Ма’алим ас-Сунан» 4/130.

Говорит Ибн Таймия (да помилует его Аллах): «Тот, кто хочет передать слова какой-либо группы, пусть назовёт сказавшего и передавшего, а иначе, каждый способен возвести ложь». [16] См. «Минхадж ас-Сунна» 2/518.

 

Тринадцатое: Не обольщаться большим количеством последователей

Всевышний сказал: «Если ты станешь повиноваться большинству тех, кто на земле, они собьют тебя с пути Аллаха. Они лишь следуют предположениям и измышлениям» (аль-Ан’ам 6: 116).

Также Всевышний Аллах сказал: «Большая часть людей не уверует, даже если ты страстно будешь желать этого» (Юсуф 12: 103).

Может быть так, что кто-то обольститься большим количеством последователей и учеников кого-либо. По этой причине он начнёт считать его искусным и большим ученым, известным и смелым героем. С другой стороны, эти последователи могут держать его в страхе, и он начинает опасаться их, бояться того, что все они уйдут к другому (шейху), если он не подчинится их желаниям и не станет угождать их мнениям.

С другой стороны, его последователи могут обольститься им, попасть под его искушение, и не следовать истине, даже если тот, за кем они следуют, находится на лжи.

Это очень опасно! В это могут впасть многие из тех, кто выдаёт себя за знатоков вместе со своими последователями, которых не беспокоит ничего, кроме сбора большого количества людей вокруг них, обманувшись правилом «следование за великой общиной» (ас-Сауад аль-а’зам). [17]

Это противоречит руководству Корана и Сунны, а также тому, на чем были праведные предшественники, которое выражается в том, что многочисленность и малочисленность не являются признаком истины. Истина – одна! И истина достойнее того, чтобы ей следовать, даже если люди пойдут ей в противоречие. [18]

Остерегайтесь, мои любимые требующие знания того, чтобы обольститься многочисленностью последователей, так как это может быть всего лишь: «подобно мареву в пустыне, которое жаждущий принимает за воду. Но когда он подходит к нему, то ничего не находит» (ан-Нур 33 39).

 

Четырнадцатое: Обязательность хорошего предположения о твоем брате-мусульманине

Основа в мусульманине состоит в отсутствие того, что могло бы его очернить, до тех пор, пока не выявится обратное, подкрепленное доказательствами. Сказал Всевышний Аллах: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом» (аль-Худжурат 49: 12).

Также Всевышний Аллах сказал: «Они следуют только предположениям и тому, чего желают души» (ан-Наджм 53: 23).

Сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Сторонитесь предположений. Воистину, самая лживая речь – это предположение».аль-Бухари 5143, Муслим 2563.

Также посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Для того, чтобы человеку быть лжецом, достаточно рассказывать все, что он слышит». Муслим 1/10.

Сказал ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах): «Не думай плохо о слове, которое вышло из уст мусульманина, тогда как ты можешь найти ему благое оправдание». (См. «Рауда аль-‘укъаля» стр. 90).

Остерегайтесь предположений, мои братья – требующие знание! Находите оправдания словам своих братьев. Остерегайтесь того, чтобы вырывать слова, наговаривать на братьев того, чего они не говорили, и обязывать их тем, что не обязывает их. Практикуйте вышеприведенные слова ‘Умара (да будет доволен им Аллах). Думайте о своих братьях хорошо, даже если они допустили некоторые ошибки, как уже было сказано.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...