Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Причины и предпосылки Великих географических открытий. Первые открытия португальцев. Деятельность Энрике Мореплавателя. Открытие морского пути из Европу в Азию.




Период к. 15- с. 17 века имели исключительное значение для Европы. Великие географические открытия были следствием развития производственных сил феодального общества,роста товарно-денежных отношений, разлагающих систему феодальных производственных отношений, роста торговых связей европейских стран со странами Востока. В этот период расширился кругозор жителей Старого Света. Произошло ускорение многих научных знаний. Постепенно начала складываться новая система мировой торговли, начинает формироваться мировая колониальная система, начался процесс разложения феодальных отношений.

ВГО (1492-1650- Всеобщая география» Б. Варениуса-нучные итоги географических открытий)

Причины ВГО: 1) ограничение торговли («Монетный голод»);

2) рост потребности в предложениях роскоши (вост. Пряности), парфюмерия, изделия из Аравии , Индии, ткани;

3) новые морские пути в обход мусульманских владений.

К 15 в. Сложились предпосылки. Широко стал использоваться компас, астролябия(для определения широты). Высокого уровня достигла картография. К 15 веку сложился новый тип корабля – каравелла ( 22 км/ч) – вместительный трюм, легко-управляемый парус. Корабли оснащались пушками.

Испания и Португалия стали первыми странами, которые начали эпоху ВГО. Отвоевав в XIII в. свою территорию у арабов, португальцы в XIV- XV вв. продолжали войны с арабами в Северной Африке, в ходе которых был создан значительный флот. Первый этап португальских географических открытий (1418- 1460) связан с деятельностью принца Энрике Мореплавателя, талантливого организатора морских экспедиций, в которых участвовали не только дворяне, но и купечество. Еще в 20-30-е годы XV в. португальцы открыли остров Мадейру, Канарские и Азорские острова, продвинулись далеко на юг вдоль западного побережья Африки. Обогнув мыс Бохадор, они достигли побережья Гвинеи (1434) и островов Зеленого мыса, а в 1462 г. - Сьерра-Леоне. В 1471 г. они обследовали побережье Ганы, где нашли богатые золотые россыпи. Открытие в 1486 г. Бартоломео Диашем мыса Доброй Надежды на южной оконечности Африки создало реальную возможность для подготовки экспедиции в Индию. Принц Энрики, умерший 13 ноября 1460 г., сыграл огромную роль в истории Португалии. За 40 лет деятельности он подготовил много опытных мореходов. Португальский торговый флот стал первым в Европе. Посланные принцем экспедиции захватили три значительных атлантических архипелага; только Канарские о-ва после долгих споров отошли к Испании. Еще большую роль сыграли собственно африканские экспедиции того времени. При Энрики западный берег Африки был обследован и нанесен на карты почти на 3500 км — от Гибралтара до 12° с. ш. При Энрики началась массовая торговля африканскими рабами. Наконец, он получил от римских пап санкцию на монополию африканской торговли и на захват всех приморских районов Африки, «как уже приобретенных, так и тех, которые будут приобретены, от мысов Бохадор и Нан вплоть до всей Гвинеи и далее вдоль южного берега вплоть до индийцев» . Очень больших успехов при Энрики достигло кораблестроение. До него португальцы выступали в роли учеников иностранных кораблестроителей и мореходов, главным образом выходцев с о. Мальорки, а во второй половине XV в. португальцы стали учителями судостроения и мореходства для Западной Европы и удерживали эту позицию до последней четверти XVI в. К концу жизни Энрики преобладающее значение в португальском флоте получила каравелла — трехмачтовый корабль.

1415 — 1462: в поисках морского пути в Индию португальские мореплаватели описали берега Западной Африки (до Гвинейского залива) и о-ва Мадейра, открыли Азорские острова (1432) и Острова Зеленого Мыса (1456).

1486 — 1487: португалец Бартоломеу Диаш (Диас) (1450-1500) открыл мыс Доброй Надежды, обогнул Африканский материк с юга и вышел в Индийский океан.

Открытие пути в Азию.Под руководством Бартоломеу Диаша, побывавшего в водах возле Африки, были отстроены 4 корабля: флагманский корабль «Сан-Габриэл», «Сан-Рафаэл», которым командовал брат Васко да Гамы Паулу, каравелла «Берриу» и еще одно транспортное судно. Экспедиция был оснащена новейшими картами и навигационными приборами. 8 июля 1497 года четыре корабля Васко да Гамы торжественно вышли из Лиссабона. Следующая высадка на берег была 4 ноября 1497 года в бухте Св. Елены. Однако здесь у моряков случился конфликт с местным населением, больших потерь португальцы не понесли, но да Гама был ранен в ногу. В конце ноября корабли достигли мыса Доброй Надежды. Только через пять месяцев после выхода из Лиссабона каравеллы Васко да Гама дошли до последнего знака, поставленного (16 декабря 1497 г.) Диасом на побережье Африки. Далее шел совершенно неизведанный путь по Индийскому океану. 1 марта 1498 г. португальцы подошли к Мозамбику. Тут начиналась область арабских поселений, находившихся под властью враждовавших между собой шейхов. B городе Малинди Васко да Гама удалось привлечь в качестве лоцмана одного из опытнейших арабских моряков того времени Ахмеда-Ибн-Маджида. Человек с широким кругозором, он составил в стихотворной форме ряд подробных и точных описаний плавания по Индийскому океану. И по теоретическим знаниям, и по многолетнему мореходпому опыту Ибн-Маджид превосходил даже таких замечательных европейских моряков, как португальцы. Через полтора месяца (20 мая 1498 г.) Ибн-Маджид привел корабли к городу Каликут на Мала- барском берегу. Bce плавание в Индию продолжалось десять с лишним месяцев. Васко да Гама удалось заключить соглашение с местным раджой. Через год, в июле 1499 г, нагруженная пряностями.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 279.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...