Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Состояние звукопроизношения у детей




 

В возрасте от года до 5-6 лет у детей происходит становление звукопроизношения. Сначала ребенок «коверкает» слова, искажает, но по мере овладения речевыми звуками произношение слов все более и более уточняется, постепенно приближается к норме.

 

В первые годы жизни из-за «незрелости» речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки: А, О, Э, М, Б, П. Из них ребенок составляет первые слова: папа, мама, баба.

 

Несколько позднее усваиваются другие артикуляторно простые звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Г, К, Д, Н, Х, Й  (в период от года до трех лет).

 

Более сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч) появляются лишь в 3 - 5 лет. До этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми по артикуляции звуками.

 

Наконец, самые артикуляторно сложные звуки (Р, Л) появляются у большинства детей в период от 5 до 6 лет.

 

Из всего вышеперечисленного следует, что становление звукопроизношения в норме заканчивается к 5-6 годам. Следовательно, ни один нормально развивающийся ребенок не должен прийти в школу с дефектами в произношении звуков. Но, однако, таких детей у нас очень и очень много. Сама по себе «задержка» в сроках становления звукопроизношения говорит о наличии у ребенка речевой патологии.

 

Ведущую роль в овладении ребенком правильным звукопроизношением играет слух: он как бы «ведет» за собой артикулирование звука, которое постепенно все более уточняется. Различение всех звуков речи на слух доступно ребенку уже с 2 лет, что позволяет ему пытаться подражать этим звукам. К 3-4 годам ребенок уже улавливает на слух различие между собственным неправильным произнесением звука и произнесением его взрослыми людьми. Именно, это и заставляет его «подтягивать» свое произношение к образцу, имеющемуся в речи взрослых. Отсюда следует, что ребенку очень важно слышать правильную речь окружающих. Именно правильная речь взрослых способствует нормальному речевому развитию детей.

 

 

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

Увеличение словарного запаса

(продолжение)

 

Словарный запас ребенка в основном формируется в семье и складывается уже к 6-7 годам. Дальше придется, что называется, "догонять". Не отстать или догнать помогут игры для пополнения словарного запаса и развития мышления.

«Кто больше знает слов?»

Посоревнуйтесь с ребенком: кто больше знает круглого? Скажите: "Я знаю круглое колесо, а ты?". По очереди произносите круглые слова: мяч, голова, яблоко, солнце и т.д. Пусть последнее слово на этот раз будет за ним. Не забудьте удивиться и "приуныть", признав его победу. Пригрозите взять реванш в следующий раз. Итак, кто больше знает... Холодного? Теплого? Зеленого? Белого? Поющего? И так далее и тому подобное.

«Уменьшаем и увеличиваем»

Взрослый: "Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты "сделай его маленьким". Например, дом - домик, стол - столик, заяц - зайчик, волк - волчок и так далее."

Те же самые игры можно проводить с "увеличивающими" суффиксами:

Дом - домище, волк - волчище, муравей - муравьище и так далее.

«Назови одним словом»

Взрослый: "Я буду описывать что-то, а ты назови, то, о чем я рассказываю, одним словом: часы, которые помогают проснуться (будильник), , утренняя еда (завтрак),человек, который направляется в дальние страны (путешественник) и т.д."

Ребенок называет слово. Потом играющие меняются ролями. Эта роль будет совсем непростой для ребенка, помогайте ему составить нужное описание, если у него не получается. Только тогда будет неинтересно вам отгадывать получившуюся задачку. Пусть ребенок загадает ее папе или бабушке.

«Какой?»

С помощью этой игры учим правильно образовывать прилагательные.

Чашка для чая? (чайная),

Машина для гонок? (гоночная),

Щетка для чистки зубов? (зубная),

Котлета из мяса? (мясная), а  из моркови? (морковная),

Лапа собаки? (собачья) и так далее.

Продолжение следует…

 

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

 

 

Что такое заикание ?

 

Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов.

Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов речи в момент произношения (губ, языка, мягкого неба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц).

Ученые установили, что заикание возникает в большинстве случаев в возрасте от 2 до 5 лет (т.е. в период формирования развернутой фразовой речи). У мальчиков оно встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.

 Различают два вида заикания.

При функциональном заикании не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах нервной системы. Наиболее часто встречается у легковозбудимых, нервных детей. Возникает от 2 до 5 лет. Причиной может стать перегрузка детей младшего возраста речевым материалом, неправильное звукопроизношение, чрезвычайно быстрая речь, нехватка элементарного запаса слов для выражения мыслей, подражание заикающимся, переучивание леворукости, одновременное овладение разными языками, физические наказания, сильный испуг. 

В редких случаях заикание может быть вызвано органическими поражениями центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т.п.). Такое органическое заикание может возникнуть в любом возрасте. 

Полного эффекта в борьбе с заиканием можно достичь только при условии применения комплексного метода. Это:

Медицинское воздействие (способствует нормализации функций нервной системы ребенка).

2. Психотерапевтическое воздействие (фиксация ребенка на его речевых успехах ) .              

 3. Логопедическое воздействие (воспитание навыков правильной, свободной от заикания речи ).

 

УГОЛОК     ЛОГОПЕДА

 

 

Я к вам пишу…

Если ребенок знает азы чтения, умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет достаточного интереса к этому занятию, попробуйте использовать игру, стимулирующую его мотивацию.

Для этого понадобится магнитная азбука или ручка с листом бумаги.

В отсутствие ребенка напишите ему с помощью магнитной азбуки «письмо», например, на холодильнике, чтобы он мог самостоятельно прочесть его.

Текст может быть любым: послание от героя сказки, сообщение о спрятанном гостинце и т.д. Это может быть и записка от бабушки с приглашением приехать к ней, и напоминание о том, кто придет сегодня в гости…  

Сначала письмо может содержать два-три простых слова, затем пять-семь.

Для обучения дошкольника письму и чтению полезно предложить ему и его ближайшему товарищу написать друг другу письма, которые можно отправить по почте или передать из рук в руки. Первоначально детям потребуется помощь взрослых, но потом они научатся делать это самостоятельно.

А вот приближается Новый год. Пусть ваш ребенок сам попросит в послании к Деду Морозу о подарке, и пусть Дед Мороз «пришлет» малышу ответ, который тот сам прочитает.

 

 

Желаем вам терпения в занятиях, радости в общении !

 

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

Если ваш ребенок плохо говорит…

Все родители, конечно, хотят, чтобы их дети говорили чи­сто и красиво. Но у некоторых это выходит естественно, а у других ... . Как мамы не бьются над этой проблемой, ну не идет дело дальше «во-о-ны» или «сапки», хоть плачь!

В подобных случаях нужно обращаться к специалисту. Са­модеятельность только ухудшает ситуацию и может навре­дить ребенку.

Время обращения за консультацией к логопеду очень ин­дивидуально. У подавляющего большинства детей процесс овладения звуками заканчивается к 5 годам. На этот возраст и нужно ориентироваться. И, конечно, если в 5 лет ребенок не выговаривает один-два звука, ему необходима квалифици­рованная помощь.

Часто родители обращают внимание на погрешности речи своего ребенка непосредственно перед его поступлением в школу, тем самым создавая дополнительные проблемы и ему и себе.

Достаточно типична и такая ситуация: родители замеча­ют, что их ребенок не выговаривает те или иные звуки и стараются самостоятельно устранить эти недостатки, часто нанося дополнительный ущерб.

От чего здесь в первую очередь надо предостеречь ро­дителей?

Поскольку родители не владеют техникой постановки зву­ка, единственное, что они могут предложить — подражание: «Послушай и повтори за мной...». Стараясь угодить маме, ребенок пробует сказать, как она. Но не зная, как правильно это сделать, он может добиться искажённого звучания. Отсю­да возникают межзубные и боковые варианты произношения звуков, горловое [р] и другие дефекты, которые исправлять затем будет значительно сложнее.

Работа над звукопроизношением сложна и требует опреде­ленной последовательности. Время постановки звука зависит от индивидуальных особенностей ребенка и может длиться по-разному: от месяца до года, а в некоторых случаях и более.

В любом случае родителям необходимо запастись терпением, не ждать быстрых результатов и обяза­тельно довести курс коррекции произношения у ребен­ка до конца.

Следовательно, нужно вовремя обращаться к специалисту, который сможет применить необходимые методы и приемы устранения речевых недостатков.

Научить правильному произношению легче всего в до­школьном возрасте.

Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

УГОЛОК ЛОГОПЕДА










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 161.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...