Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

От КСО к корпоративному гражданству и устойчивому развитию




Глава 16

Корпоративная социальная ответственность [КСО] - элемент корпоративных коммуникаций

Либеральная, основанная на рынке система в  настоящее время не обеспечивает счастья, комфорта и необходимой безопасности большинства человечества; и она не будет их обеспечивать и для прогнозируемой численности населения в будущем. Доклад Лугано. О сохранении капитализма в XXI веке.

Ключевые концепты корпоративной социальной ответственности (КСО)

КСО — нематериальный актив компании

КСО в контексте корпоративных коммуникаций: системный подход

От КСО к корпоративному гражданству и устойчивому развитию

Социальная политика сегодня — это не только реализация правительствами концепции государства всеобщего благосостояния, это также вовлечение бизнеса и гражданского общества в решение ключевых социальных проблем. Реакцией транснациональных  компаний на давление институтов гражданского общества стало формирование новой идеологии участии бизнеса в общественной жизни: идеологии корпоративной социальной ответственности[1] (далее — КС О) Сегодня благодаря поддержке специалистов поPR и бизнес-коммуникациям по всему миру концепция КСО получила широкое распространение как новая технология оправдания коммерческой и производственной деятельности компаний, конечной целью которых все-таки по-прежнему остается максимизация прибыли. Не стоит преуменьшать и личную заинтересованность профессиональных сообществ бизнес-консультантов и экспертов в повышении спроса на свои услуги за счет создания нового рынка услуг пректирования, консультирования, оценки и верификаций социальной деятельности компаний. В России в течение последних десяти лет корпоративная социаль­ная ответственность превратилась из предмета отвлеченных   экспертных дискуссий в важный элемент корпоративных коммуникаций и сферу корпоративного управления.

16.1. Ключевые концепты корпоративной социальной ответственности |КСО]___

Тема КСО, то есть ответственности бизнеса перед обществом, в последние годы получила динамичное развитие , как в российском, так и в мировом экспертном и бизнес-сообществах [1, 3, 8, 12]. Сегодня в Национальном регистре корпоративных нефинансовых отчетов РСПП[2] зарегистрированы нефинансовые отчеты около ста компаний, в их числе экологическиеотчеты, социальные отчеты, отчеты в области устойчивого развития. Глобальный регистр на сайте GRI( Глобальная инициатива по отчетности) включает в себя почти две тысячи нефинансовых отчетов. Исследование международной консалтинговой компании «Мерсер», проведенное в 2005 году, показало: большинство инвестиционных менеджеров во всем мире полагает, что практика социально-ответственного цитирования станет общепринятой в инвестиционных процессах в ближайшие 10 лет.

Социальная ответственность компании (или корпоративная социальная ответственность, КСО) – это ее вклад в экономическую, экологическую и социальную деятельность, обеспечивающий и поддерживающий устойчивое развитие как самой компании, так и  регионов ее присутствия и общества в целом (5).

Социально ответственная компания— это организация, ведущая свою деятельность, руководствуясь принципами социальной ответственности, устойчивого развития и осуществляющая комплекс социальных программ в приоритетных для нее направлениях.

В Меморандуме о принципах КСО Ассоциации менеджеров России определяет социальную ответственность бизнеса как «философию поведения и концепцию выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности в целях устойчивого развития и сохранения ресурсов для будущих поколений с опорой на следующие принципы:

• производство качественной продукции и услуг для потребителей;

• создание привлекательных рабочих мест, инвестиции в развитие производства и человеческого потенциала;

• неукоснительное выполнение требований законодательства: налогового, трудового, экологического и др.;

• построение добросовестных и взаимовыгодных отношений со всеми заинтересованными сторонами;

• эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и повышение национальной конкурентоспособности в интересах акционеров и общества;

• учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел;

• вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты общественного развития» [5, 8].

Деятельность в области КСО, отражающаяся в системе экономических, экологических и социальных показателей устойчивого развития, осуществляется через регулярный диалог с обществом, являясь частью стратегического планирования и управления компаниями.

Работа компании в области КСО заключается в том, любые производственные и экономические решения принимаются с учетом их социальных и экологических последствий для компаний и для общества. При таком построении КСО превращается в мощный фактор стратегического  развития, укрепления деловой репутации и конкурентоспособности, а также роста рыночной    капитализации компаний. Фактически КСО - это политика и реализация стратегии устойчивого развития компании. КСО и устойчивое развитие - это две стороны одной медали. Этому способствует значимый вклад компании в устойчивое развитие и реализацию принципов корпоративной социальной ответственности. Реализация КСО открывает перед компаниями новые перспективы для формирования и реализации инновационных подходок социальной политике, учитывающих традиционные ценности компании и современные требования времени. Также корпоративная социальная политика может рассматриваться как интегрированная часть управления компанией. Документом, фиксирующим достигнутые показатели по проведению в практику деятельности принципов корпоративной социальной ответственности, является корпоративный социальный отчет (см. рис. 16.1).

 

Рис.16.1. Составляющие корпоративной социальной ответственности (КСО)

Корпоративная социальная отчетность представляет собой практику измерения, раскрытия информации и подотчетности внутренним и внешним группам стейкхолдеров. Предметом корпоративного отчета являются результаты деятельности организации по отношению к целям и задачам корпоративной социальной политики и устойчивого развития. Корпоративный  социальный отчет представляет достигнутые результаты, а также последствия, наступившие на протяжении отчетного периода, в контексте обязательств организации, ее стратегии и подходов к управлению. Корпоративный социальный отчет готовится в соответствии с принципами существенности, охвата заинтересованных сторон, контекста устойчивого развития и полноты. Социальную отчетность принято рассматривать не как разовую процедуру, но как самостоятельный деловой процесс, интегрированным й систему проектирования и управления корпоративной социальной политикой.

В заключение данного параграфа обратимся к содержательным определениям КСО. Напомним, что определений корпоративной социальной ответственности довольно много и нет ни одного общепринятого, поэтому чтобы сформировать более полное понимание ее сути необходимо представить здесь некий спектр определений концепции (помимо приведенных нами во вступлении), а потом остановиться на ее составляющих.

КСО означает, что корпорация должна быть ответственна за все свои действия, которые влияли каким-либо образом на людей, объединения людей и окружающую среду. Это означает, что вред, причиняемый людям и обществу, должен устраняться, если это возможно. Это может также потребовать, чтобы компания отказалась от какой-то части своего дохода, если последствия его получения серьезно сказываются на представителях заинтересованных сторон компании [13].

КСО — концепция, в соответствии с которой ком­пании интегрируют социальные и экологические компоненты в свою политику и в процесс взаимодействия со своими заинтересованными сторонами на добровольной основе.

КСО — ответственность компании как работодателя, делового партнера, «гражданина», члена сообщества (пределы сообщества определяются географией деятельности компании: на уровне района, города, страны, мира); часть постоянной стратегии компании по увеличению своего присутствия в обществе и развитию своего бизнеса; возможность оказатьпозитивное влияние на сообщество, в котором работает компания.

КСО - процесс принятия решений и их исполнения который способствует тому, чтобы вся деятельность компании основывалась на защите прав человека, охране труда, экологических стандартах и выполнении законодательных требований — во всей деятельности компании и в ее отношениях с заинтересованными сообществами.

КСО -  процесс принятия решений бизнеса в области этических ценностей, выполнении законодательных требований, уважении людей, сообществ и окружающей среды. Это деятельность бизнеса в ключе соблюдения и преувеличения этических,

законодательных, коммерческих и общественных ожиданий по отношению к бизнесу.

КСО - добровольный вклад частного сектора в общественное развитие через механизм социальных инвестиций, где под инвестициями понимаются мате­риальные, технологические, управленческие или иные ресурсы, а также финансовые средства компа­нии, направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон, в предположении, что в стратегическом отношении компанией будет получен определенный (хотя и не всегда и не просто измеряемый социальный и экономический эффект [2].

КСО — то, как компании управляют бизнесом для того, чтобы максимально позитивно влиять на общество. Ниже приведена схема (см. рис. 16.2), из которой становится ясно, что качество управления в области социальной ответственности зависит от рыночных условий, окружающей среды, общественности условий труда1.

Рис. 16.2. Факторы, влияющие на качество










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...