Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды интерактивной работы по философии.




«Кейс стади» в форме дискуссионного обсуждения по заданной проблематике.

Список «кейс стади» для самостоятельной подготовки к семинарам.

· Идеализм Платона и материализм Маркса: доводы «за» и «против» (Семинар 1). (Вопросы для обсуждения: что такое идея, материя, принцип тождества бытия и мышления?)

· Апории Зенона (Дихотомия, Летящая стрела, Ахиллес и черепаха) (Семинар 2).

· Утопия Т. Мора: тоталитаризм или гуманизм?(Семинар 3).(Вопросы для обсуждения: отношение утопийцев к собственности, государству, семье, наукам и искусствам).

· Принципы «картезианского сомнения» (Семинар 4).

· Понятие рассудка в «Критике чистого разума» И. Канта (Семинар 5). (Вопросы для обсуждения: что такое априори, «вещь в себе», аналитическое и синтетическое суждение?)

· Натурализм и материализм в учении Л. Фейербаха (Семинар 6).

· Три значения понятия «свободы» в учении Н. Бердяева (Семинар 7).(Вопросы для обсуждения: определить понятия свободы, творчества, личности ).

· Образы «эстетика» и «этика» в учении С. Кьеркегора (Семинар 8).

· Понятие научной революции и традиции в философии науки Т. Куна и П. Фейерабенда (Семинар 9). (Вопросы по проблемам научной революции, неограниченной пролиферации, парадигмы и научно-исследовательской программы).

 «Case Study» предполагает постановку перед группой определенной проблемы, которую участники группы совместными усилиями пытаются разрешить. В результате предварительной подготовки участники группы самостоятельно распределяют между собой последовательность раскрытия данной проблемы. Если проблема совместными усилиями раскрыта полностью, то участники группы получают оценку «отлично», если она раскрыта, но допущены незначительные ошибки, то выставляется оценка «хорошо». Если большинство участников группы неправильно отвечают на вопросы, то ставится оценка «удовлетворительно». Если проблема не раскрыта, то ставится оценка «неудовлетворительно».

Подготовка коллективных сообщений по теме семинарского занятия с их последующим критическим обсуждением.

Список тем для сообщений в группах.

· Философия как научное знание и мировоззрение (семинар 1).

· Исторические этапы развития мировой философии (семинар 1).

· Античная философия (семинар 2).

· Средневековые направления философии (семинар 3).

· Эмпиризм и рационализм начала Нового времени (семинар 4).

· Немецкая классическая философия (семинар 5).

· Европейская постклассическая философия и иррационализм (семинар 6).

· Русская философия XIX-XX веков (семинар 7).

· Методология научного знания (семинар 8).

 

Дискуссия под названием «Защити свою точку зрения».

Группе предлагается аргументировать свои мировоззренческие предпочтения. Каждый участник группы выбирает предложенную мировоззренческую установку и аргументировано отстаивает её значимость перед другими.

· Проблемы для аргументации:

· Материализм или идеализм.

· Наука или вера.

· Разум или воля.

· Рационализм или эмпиризм.

· Научная традиция или революция.

· Философский рационализм или иррационализм.

· Дедукция или индукция.

· Индивидуализм или коллективизм.

Работа в малых группах предполагает разделение участников дискуссии на оппозиционные ряды, каждый из которых защищает перед другим свою точку зрения. В поиске доводов и аргументов одна из групп побеждает.

Приложение 2.

Темы для рефератов.

 

Философия Древней Индии (Философия Веданты или буддизм (на выбор)).

2. Философия Древнего Китая (Даосизм (по книге «Дао дэ Дзин», конфуцианство («Беседы и рассуждения»).

3. Натурфилософия Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) .

4. Учение о бытии школы Элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс).

5. Учение Гераклита Эфесского о началах мироздания (Архе, Логос, Космос).

6. Атомистическое учение Демокрита.

7. Этапы возникновения законов формальной логики в античной философии.

8. Диалектические воззрения Гераклита Эфесского.

9. Идеалистическая философия в диалогах Платона (на примере диалогов «Федр», «Федон», «Пир», «Парменид»).

10. Метафизика Аристотеля и проблема научного метода (на основании книги «Метафизика»).

11. Индуктивный метод Ф. Бэкона («О достоинстве наук…»).

12. Дедуктивный метод рационалистической философии Декарта («Метафизические рассуждения»).

13. Пантеизм Спинозы (по книге «Этика»).

14.  Эмпирическая философия Д. Локка.

15.  Субъективный идеализм Дж. Беркли.

16.  Рационалистическая философия французского Просвещения (Ж.Ж. Руссо «Общественный договор»)

17.  Критика «чистого разума» И. Канта (явление и «вещь в себе», априорные формы чувственности, рассудок и разум).

18.  Критика «практического разума» И. Канта (моральный императив практического действия, ценность, вера, истина).

19.  Субъективный идеализм И.Г. Фихте.

20.  Натурфилософия Ф. В. Шеллинга.

21.  Диалектические законы Гегеля в логике, естественных науках и истории («Философия истории»).

22. Философская антропология Л. Фейербаха.

23.  Материалистическая философия К. Маркса.

24.  Учение о «мировой воле» А. Шопенгауэра (по книге «Афоризмы житейской мудрости»).

25.  Переоценка христианских ценностей и миф о сверхчеловеке в произведениях Ф. Ницше («К генеалогии морали», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла»).

26.  Западники и славянофилы о судьбе России (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, П. Я. Чаадаев).

27.  Философия всеединства В. С. Соловьева (по книге «Оправдание добра», «Критика позитивистских начал»).

28.  Бытие Бога и познание человека в произведениях Н. Фёдорова, Н. Лосского (понятия «мировой души», религиозного реализма, религиозной интуиции)

29.  Идея русского мессианства в истории (Н.Я. Данилевский и И.А. Ильин).

30.  Философия свободы и творчества Н. А. Бердяева.

31.  Феноменология Э. Гуссерля.

32.  Экзистенциальная философия С. Кьеркегора.

33.  Атеистический экзистенциализм Ж.-П. Сартра по книге «Экзистенциализм – это гуманизм».

34.  Проблема абсурдного существования в произведении А. Камю «Бунтующий человек»..

35.  Современная философия техники в работах М. Хайдеггера (понятие фундаментальной онтологии, техне, постава)

36.  Проблема «смерти человека» и кризиса гуманитарных наук в современной философии структурализма К. Леви-Стросса и постструктурализма Ж. Деррида.

37.  Проблема релятивизма и конвециональности теоретического знания (Кун Т., Поппер К., Фейерабенд П.).

38. Структура научного познания и научные революции (Т. Кун «Структура научных революций»).

39. Современные философские учения о технике и техногенной цивилизации.

 

 

 

Приложение 3.

Общие требования к реферату:

 

1) Объём реферата должен составлять не менее 24 страниц (14 шрифт, 1,5 интервал) печатного текста;

2) Реферат должен содержать план в соответствии с раскрытием избранной темы и решением поставленных во введении задач;

3) Содержательная структура реферата может состоять из введения (не менее 3-х страниц) с изложением его цели и задач, основной части и заключения (2-3 стр.) с вашими выводами по изучению данной темы;

4) К реферату обязательно прилагается список используемой литературы (не менее 10 источников, включая текстуальные и электронные). 

 

Приложение4

Вопросы для повторения

 

1. Философия как научное знание и мировоззрение.

2. Дофилософские мировоззрения и картины мира: мифология и религия.

3. Специфика философского знания и его функции.

4. Особенности философского метода и логики (теоретическое и эмпирическое знание, индукция и дедукция, формальная и диалектическая логика).

5. Натурфилософия Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

6.  Учение о бытии школы Элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс).

7.  Учение Гераклита Эфесского о началах мироздания (Архе, Логос, Космос).

8. Атомистическое учение Демокрита.

9.  Идеалистическая философия Платона (Диалоги «Пир», «Парменид», «Государство»).

10.  Основные положения метафизики Аристотеля («Метафизика», «Никомахова этика», «Политика», формальная логика).

11.  Философия эллинистического мира (киники, скептики, эпикурейцы, стоики)

12.  Эсхатология и философия истории Августина («О граде божьем»).

13.  Средневековые учения о разуме и воле, знании и вере реализма и номинализма (Ф. Аквинский, Д. Скотт).

14.  5 доказательств бытия Бога в философии томизма (Ф. Аквинский «Сумма против язычников», «Сумма теологии»).

15.  От религии к утопии (Т. Мор, Т. Кампанелла).

16.  Космология Н. Коперника, Дж. Бруно.

17. Индуктивный метод в философии Ф. Бэкона.

18.  Рассуждения о дедуктивном методе Декарта.

19.  Пантеизм Спинозы.

20.  Эмпирическая философия Д. Локка.

21.  Субъективный идеализм Дж. Беркли.

22.  Рационалистическая философия французского Просвещения (Монтескье, Вольтер, Руссо и др.)

23.  Критика «чистого разума» И. Канта (явление и «вещь в себе», априорные формы чувственности, рассудок и разум).

24.  Критика «практического разума» И. Канта (моральный императив практического действия, ценность, вера, истина).

25.  Субъективный идеализм И.Г. Фихте.

26.  Натурфилософия Ф. В. Шеллинга.

27.  Энциклопедия философских наук Г.В.Ф. Гегеля (логика - натурфилософия - феноменология духа).

28.  Философия истории Г. В. Ф. Гегеля.

29.  Философская антропология Л. Фейербаха.

30.  Материалистическая философия К. Маркса.

31.  Учение о «мировой воле» А. Шопенгауэра (понятие пессимизма, этика сострадания, метафизика воли и рационализм, история как хаос событий).

32.  Переоценка христианских ценностей и миф о сверхчеловеке в произведениях Ф. Ницше.

33.  Западники и славянофилы о судьбе России (И. В.Киреевский, А.С. Хомяков, П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен).

34.  Учение о богочеловеке и Софии В. Соловьева.

35.  Бытие Бога и познание человека в произведениях Н. Фёдорова, С. Булгакова, Н. Лосского (понятия «мировой души», религиозного реализма, религиозной интуиции)

36.  Идея русского мессианства в истории (Н.Я. Данилевский и И.А. Ильин).

37.  Философия свободы и творчества Н. А. Бердяева..

38.  Феноменология Э. Гуссерля.

39.  Экзистенциальная философия С. Кьеркегора.

40.  Атеистический экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю).

41.  Современная философия техники в работах М. Хайдеггера (понятие фундаментальной онтологии, техне, постава)

42.  Проблема «смерти человека» и кризиса гуманитарных наук в современной     философии структурализма К. Леви-Стросса и постструктурализма Ж. Деррида.

43.  Проблема релятивизма и конвециональности теоретического знания (Кун Т., Поппер К., Фейерабенд П.).

 

 

Содержание.

1. Философия как учение о мире и человеке.

2. Античная философия.

3. От религиозной философии средневековья к гуманизму Возрождения.

4. Философия начала Нового времени.

5. Немецкая классическая философия.

6. Немецкая философия классического и постклассического периода.

7. Русская религиозная философия XIX – начала XX веков.

8. Современная западная философия.

9. Философия научного познания.
Приложение 1. Виды интерактивной работы по философии.

Приложение 2. Темы для реферата
Приложение 3. Общие требования для написания реферата.
Приложение 4. Вопросы для повторения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...