Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задания для самостоятельной работы.




В г. Смоленске

 В. И. ЩЕРОВ

ФИЛОСОФИЯ

 Методические указания

 

 

Смоленск 

2018

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

В г. Смоленске

В. И. ЩЕРОВ

ФИЛОСОФИЯ

Методические указания

к семинарским занятиям по курсу

«Философия»

                                                 

Смоленск  

2018

 

 

 

     Утверждено учебно-методическим Советом филиала ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске в качестве методических указаний для студентов, обучающихся по всем направлениям и специальностям.

 

 

Подготовлено на кафедре гуманитарных наук филиала ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске

 

     Щеров В. И. Философия. Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Философия». ─ Смоленск: филиал ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске, 2018. 32 с.

 

 

     Рассмотрены девять семинарских занятий по курсу «Философия». Даны методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

 

© Филиал ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске, 2018

        

                                                          

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебный курс «Философия» должен сформировать у студентов чёткое представление о целях и задачах философии. Кроме того, в ходе лекционных и практических занятий студенты должны приобрести умения и навыки по использованию главных методов философского мышления (анализа, синтеза, сравнения, индукции, дедукции и т.д.)

    Цель изучаемой дисциплины: - выявить предмет изучения философии, её место и роль в культуре, а также осознанно применять философскую методологию.

Задачи дисциплины:

1) познакомить студента с предметом и структурой философского знания;

2) изучить основные направления, школы философии и этапы её исторического развития;

3) рассмотреть важнейшие категории философии (бытие, истина, пространство, время, причинность, качество, мера и т. д.);

4) объяснить мировоззренческую функцию философии и её роль в формировании научной, философской и религиозной картины мира;

5) пояснить аксиологическую значимость философии, особенно, при изучении моральных, эстетических, правовых и религиозных ценностей. 

     Данные методические указания для подготовки к практическим занятиям содержат перечень требований для самостоятельного ознакомления с ключевыми философскими проблемами и освещающей их литературой. Историко-философский уклон пособия создаёт для студентов возможность самостоятельно проанализировать исторические типы мировоззрения, критерии истины, представления о ценностях, методы познания и т. д.  

     Результатом изучения курса «Философия» должно стать не только знание, но и умение оперировать основными философскими категориями. Для этого студенту необходимо понимать воззрения философов прошлого и настоящего и пробовать самостоятельно дать ответы на вечные вопросы философии.

     Студент должен уметь ответить на все вопросы предлагаемой темы семинарского занятия. Для этого он готовит письменные конспекты своих ответов, анализирует лекции, читает философские произведения, делает сообщения по предложенной тематике, даёт осмысленное определение ключевых философских терминов и категорий, задаёт уточняющие вопросы однокурсникам. Перед подготовкой к семинару студенту необходимо ознакомиться с основной и дополнительной литературой по изучаемой теме (для более качественного ответа на семинаре имеет смысл законспектировать некоторые из этих работ). При изучении важнейших философских учений студент должен не только пересказать накопленный материал, но и систематизировать его в соответствии с близким ему методом познания.

     Дифференцированный зачёт каждого студента будет выставляться на основании осмысления студентом лекционного материала, его ответов по всем темам и вопросам семинарских занятий, его понимания дополнительной литературы.

     По результатам изучения дисциплины студент должен знать:

а) структуру и отрасли философского знания;

б) важнейшие категории философии (бытие, истина, пространство, время, причинность, качество, мера и т. д.);

в) основные направления, школы философии и этапы её исторического развития;

г) формальные и диалектические закономерности философского мышления.

Кроме того, по результатам практических занятий по философии студент должен уметь:

а) грамотно оперировать категориями основных философских систем;

б) выразить свою мировоззренческую или личностную оценку важнейших философских проблем;

в) пользоваться главными методами философского познания.

         

 

Семинар № 1.

Философия как учение о мире и человеке.

 

1. Философия как мировоззрение и научное знание.

2. Дофилософские мировоззрения и картины мира: мифология и религия.

3. Специфика философского знания и его функции.

4. Особенности философского метода и логики (теоретическое и эмпирическое знание, индукция и дедукция, формальная и диалектическая логика).

 

Термины.

 

Бытие, вера, истина, знание, метод, методология, мировоззрение, миф, субъект, объект, наука, логика.

 

 

Литература основная

 

1. Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2015. – 573 с.

2. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов.- М.: Инфра-М, 2011.- 731 с.

3. Липский, Б. И. Философия для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2015. – 508 с.

4. Спиркин, А.Г. Философия. В 2 т. 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016 (и другие годы издания) – 587 с.

5. Сабиров, В.Ш., Соина, О.С. Основы философии: Учебник. – М.: ФЛИНТА, 2012.- 336 стр. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=20127

 

Дополнительная литература

1. Миронов, В. В. Философия. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 928 с.

2. Налетов, Н. З. Философия. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 400с.

3. Никитич Л. А. Философия. - М.: Юнити, 2002. – 575 с.

4. Новейший философский словарь / под ред. Грицанова А. А., 3-е изд., исправл. – Минск.: Книжный Дом., 2003. – 1280 с.

5. Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.

6. Современная мировая философия [электронный ресурс]: учебник для вузов / Л.И. Соколова, В.И. Колядко, С.В. Никоненко и др.; под ред. А.С. Колесников. - М. : Академический Проект : Альма Матер, 2013. - 564 с. Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137736

7. Философия [электронный ресурс] : учебник / под ред. В.П. Ратников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 678 с. Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118626

 

Методические рекомендации

 

     Главная цель занятия - оформить своё представление о том, что такое философия как наука и как мировоззрение, усвоить основные отличия философского научного знания от мифологии и религии, осмыслить проблему методологического различия теоретического и практического знания, аналитических и синтетических операций мышления, формальной и диалектической логики.

1. При изучении темы студенты должны дать чёткое определение философии как науки и мировоззрения, исходя из предмета её изучения и основополагающих задач. Следует также обратить внимание на законы и теории различных отраслей философского знания: онтологии, гносеологии, философской антропологии, аксиологии, этики, эстетики, философии науки и т. д.

2. Через определение знания и веры студент должен выяснить значение мифологии и религии для создания философских представлений о сущности мира и человека.

     3. В философии главный вопрос о бытии у разных философов вызывал неоднозначный ответ. Природа философского вопроса определяется поиском первопринципа мира и критерия познания. Мир во всём своём многообразии и целостности по-своему объясняется с позиций таких философских направлений, как материализм, идеализм, экзистенциализм, структурализм и т. д. Функциональная принадлежность философии определяется задачей каждого из её разделов: познавательной, социальной, эстетической, этической, идеологической, методологической и др.

     4. Метод, путь или способ законосообразной организации познания, может носить вненаучный, частнонаучный, общенаучный и, конечно, философский характер. Следует обратить особое внимание на нюансы сравнительно-исторического метода и моделирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции. Студент должен выявить принципиальные различия теоретического и практического знания, формальной и диалектической логики.

Семинар № 2.

Античная философия.

 

1. Натурфилософия Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

2. Учение о бытии школы Элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс).

3. Учение Гераклита Эфесского о началах мироздания (Архе, Логос, Космос).

4. Атомистическое учение Демокрита.

5. Идеалистическая философия Платона (Диалоги «Пир», «Парменид», «Государство»).

6. Основные положения метафизики Аристотеля («Метафизика», «Никомахова этика», «Политика», формальная логика).

7. Философия эллинистического мира (киники, скептики, эпикурейцы, стоики)

 

Термины

 

     Архе, апейрон, гилетический, дианоэтический, киники, космос, Логос, метафизика, скептицизм, стоицизм, субстанция, форма, эвдемония, эйдос, энтелехия.

 

Литература основная

 

1. Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2015. – 573 с.

2. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов.- М.: Инфра-М, 2011.- 731 с.

3. Липский, Б. И. Философия для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2015. – 508 с.

4. Спиркин, А.Г. Философия. В 2 т. 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016 (и другие годы издания) – 587 с.

5. Сабиров, В.Ш., Соина, О.С. Основы философии: Учебник. – М.: ФЛИНТА, 2012.- 336 стр. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=20127

 

Дополнительная литература

1. Асмус, В. А. Античная философия. – М.: Высшая школа, 2001. – 400 с.

2. Миронов, В. В. Философия. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 928 с.

3. Налетов, Н. З. Философия. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 400с.

4. Никитич, Л. А. Философия. - М.: Юнити, 2002. – 575 с.

5. Новейший философский словарь / под ред. Грицанова А. А., 3-е изд., исправл. – Минск.: Книжный Дом., 2003. – 1280 с.

6. Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.

7. Современная мировая философия [электронный ресурс] : учебник для вузов / Л.И. Соколова, В.И. Колядко, С.В. Никоненко и др. ; под ред. А.С. Колесников. - М. : Академический Проект : Альма Матер, 2013. - 564 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137736

8. Чанышев, А. Н. Философия Древнего мира. М.: Высшая школа, 1998. – 703 с.

9.  Философия [электронный ресурс]: учебник / под ред. В.П. Ратников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 678 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118626

 

Методические рекомендации

 

     Цель занятия - проанализировать античные учения о бытии.

     1. В первом вопросе охарактеризуйте природные первоначала или субстанции мира, описанные представителями Милетской школы и сделайте вывод об отличиях первой греческой философии от мифологии.

     2. Во втором вопросе необходимо выявить основные аспекты учения о бытии Ксенофана, Парменида, Зенона, Мелисса. При исследовании произведений этих философов особо следует остановиться на противоречиях делимого и неделимого, конечного и бесконечного, движения и статики, единого и многого, вечного и временного, а также на трактовке элеатами тождества бытия и мышления.

     3. В третьем вопросе следует объяснить основные понятия в учении Гераклита Эфесского о диалектическом начале мира. Что Гераклит подразумевал под Логосом, упорядочивающим космос через борьбу противоположностей?

     4. При ответе на вопрос, что лежит в основе всего сущего в учении Демокрита, особо остановитесь на видовых характеристиках атомов и особенностях их познания. Как в учении древнегреческого философа нашли примирение абсолютное бытие и движение?

     5. При изложении философской системы Платона студент должен усвоить бестелесную природу эйдоса, который более или менее несовершенно воплощается в отдельных предметах. Как Платон определял всё существущее по истине и как по видимости (анамнесис)? Главным героем платоновских диалогов являлся его учитель Сократ, который в беседах со своими учениками определял вечный мир идей как триединство истины, добра и красоты (попробуйте на примере нескольких диалогов Платона дать объяснение каждому из этих первоначал). Как вы понимаете космогонию Платона, согласно которой неизменный и пропорциональный мир наделён душой? Наконец, проследите особенности социальной структуры в идеальном государстве Платона, выявите существующую в нём наивысшую добродетель.

     6. При раскрытии важнейших положений формальной метафизики Аристотеля объясните лежащие в её основе десять философских категорий: сущность, количество, качество, отношение, место, время, состояние, обладание, действие, страдание. Объясните четыре аристотелевских причины всего: формальную, материальную, творящую и целевую. Что было наивысшим благом для человека, если следовать этике Аристотеля? ( Объясните понятия эвдемонии (счастье), арете (добродетель), дианоэтической (интеллектуальной) добродетели). В чём особенность оценки Аристотелем политических устройств государства? Ответьте на вопрос: в чём причины предпочтения Аристотелем аристократии другим формам правления?

     7. Период от начала македонского господства до Римской империи (III – I вв. до н. э.) известен как эллинистический век. На примере мудрости Диогена из Синопа определите сущность философии киников. В чём причина их безразличия к благам, дарованным Фортуной? Почему Диоген искал добродетель и свободу в освобождении от всякого желания? Объясните девиз философа-скептика: никто ничего не знает и никогда ничего не может знать. Философ Эпикур (341-270 гг. до н. э.) полагал, что начало и корень всякого блага – удовольствие, но не как утоление желания, а как избегание страдания в умеренном образе жизни. Как вы понимаете это утверждение? Свяжите его с атомистическими воззрениями Эпикура. Задумайтесь над суждениями стоиков, в которых провозглашается, что человек сам хозяин своей судьбы, ибо ничто внешнее не может лишить его воли к осуществлению своей внутренней добродетели.

Задания для самостоятельной работы.

 

1. Самостоятельно объясните апории Зенона с точки зрения учения элеатов об абсолютном бытии, обращая внимание на отсутствие в парадоксах множества и движения («Стадий», «Медимн зерна», «Место», «Мера», «Предикация»)

2. Прочитать один диалог Платона на выбор, «Федр», «Федон», «Пир», «Парменид». По прочитанному диалогу написать отзыв, отвечая на следующие вопросы:

а) что для Платона в диалоге является выражением идеального;

б) как в диалоге соотносятся между собой «мир идей» и «мир вещей»;

в) в чем заключается роль мышления и ощущения в процессе познания.

3.  Найдите в произведении Аристотеля «Метафизика»:

     а) учение о первых и вторых сущностях;

     б) объяснение четырех причин сущего;

     в) понятия актуального и потенциального существования.

 

 

 

Семинар № 3.

 

От религиозной философии средневековья к гуманизму Возрождения.

 

1. Эсхатология и философия истории Августина Блаженного («Исповедь», «О граде Божьем»).

2. Средневековые учения о разуме и воле, знании и вере реализма и номинализма (Б. Клервосский, Ф. Аквинский, Д. Скотт, У. Оккам).

3. 5 доказательств бытия Бога в философии томизма (Ф. Аквинский «Сумма против язычников», «Сумма теологии»).

4. От религии к утопии (Т. Мор «Утопия», Т. Кампанелла «Город Солнца»).

5. Космология Н. Коперника и Дж. Бруно.

Термины

     Акциденции, Бог, гуманизм, исповедь, католицизм, номинализм, пантеизм, патристика, Ренессанс, схоластика, теология, универсалии, утопия,.

Литература основная

 

1. Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2015. – 573 с.

2. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов.- М.: Инфра-М, 2011.- 731 с.

3. Липский, Б. И. Философия для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2015. – 508 с.

4. Спиркин, А.Г. Философия. В 2 т. 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016 (и другие годы издания) – 587 с.

5. Сабиров, В.Ш., Соина, О.С. Основы философии: Учебник. – М.: ФЛИНТА, 2012.- 336 стр. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=20127

 

Дополнительная литература

1. Миронов, В. В. Философия. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 928 с.

2. Налетов, Н. З. Философия. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 400с.

3. Никитич, Л. А. Философия. - М.: Юнити, 2002. – 575 с.

4. Новейший философский словарь / под ред. Грицанова А. А., 3-е изд., исправл. – Минск: Книжный Дом, 2003. – 1280 с.

5. Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.

6. Философия [электронный ресурс] : учебник / под ред. В.П. Ратников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 678 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118626

Методические рекомендации

 

         Цель занятия - проследить процесс развития философских идей от средневекового богословия к гуманизму Возрождения.

         1. Основываясь на христианской эсхатологии, проанализируйте труды средневекового мыслителя Августина Блаженного (354-430 гг.) «Исповедь» и «О граде Божьем». Выделите стадии исторического процесса, сходя из разделения мира со времён грехопадения на Град Божий, где пребывают святые, и Град Земной, принадлежащий людям. Как вера позволяет человеку различать время и вечность?

     2. Познакомившись со средневековой полемикой между реализмом и номинализмом, студент уметь отличать общие понятия (универсалии), возникающие как абстракции разума, от конкретных понятий (или имён), выражающих свойства и отношения единичных вещей. 

     3. Используя главные трактаты Фомы Аквинского (1225-1274 гг.) «Сумма против язычников» и «Сумма теологии», сравните философские воззрения на природу Бога средневекового богослова и античного философа Аристотеля. Как Фома Аквинский доказывал существование Бога, используя категории движения, причины, необходимости, совершенства и целесообразности?

     4. Задайтесь вопросом: можно ли утопическую мечту о всеобщем равенстве назвать светской интерпретацией христианского вероучения? Каким Т. Мор и Т. Кампанелла видели совершенный мир, возникший как результат воплощения в жизнь гуманной справедливости, а не вмешательства Бога?

     5. В чём состоит суть птолемеевской картины мира, и как её сумели опровергнуть итальянские учёные Н. Коперник и Дж. Бруно? Давая определение деизму и пантеизму, постарайтесь выявить отличия космологии этих представителей эпохи Возрождения от католической трактовки строения мира. В качестве вывода ответьте на вопрос: всегда ли наука носит еретический характер для религиозной ортодоксии?

    










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...