Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание для самостоятельной работы.




Прочтите по выбору одно из произведений Ж.-П. Сартра («Слова», «Стена», «Тошнота») или А. Камю («Бунтующий человек», «Посторонний», «Чума», «Миф о Сизифе») и напишите по прочитанному краткое философское сочинение (эссе) (4-5 стр.).

Философское эссе по художественному произведению начинается с тщательного изучения сюжета, понимания развязки и действий главных героев. Художественное описание Ж.-П. Сартра и А. Камю почти всегда связано с необычной философской проблематикой «абсурдности», «бессмысленности», «случайности» существования. Эту философскую задачу нужно представить в названии и введении своего эссе. Затем покажите собственную интерпретацию прочитанного с точки зрения выбранной главной идеи. Вывод должен в явной форме содержать свое отношение и мировоззренческую оценку всего произведения.

 

Семинар № 9.

Философия научного познания.

1. Позитивистские концепции философии науки (О. Конт, Э. Мах, М. Шлик, Р. Карнап).

2. Критический рационализм К. Поппера.

3. Структура научных революций Т. Куна.

4. Методология структурного изоморфизма научного знания (К. Леви-Стросс, Ж. Деррида).

5. Проблема построения научной теории (И. Лакатос, П. Фейерабенд).

Термины

      Ad hoc, бифуркация, верификации, конвенциональность научного знания, научная революция, парадигма, пролиферация, релятивизм, фальсификация.

Литература основная

 

1. Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2015. – 573 с.

2. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов.- М.: Инфра-М, 2011.- 731 с.

3. Липский, Б. И. Философия для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2015. – 508 с.

4. Спиркин, А.Г. Философия. В 2 т. 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016 (и другие годы издания) – 587 с.

5. Сабиров, В.Ш., Соина, О.С. Основы философии: Учебник. – М.: ФЛИНТА, 2012.- 336 стр. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=20127

 

Дополнительная литература

1. Миронов, В. В. Философия. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 928 с.

2. Налетов, Н. З. Философия. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 400с.

3. Никитич, Л. А. Философия. - М.: Юнити, 2002. – 575 с.

4. Новейший философский словарь / под ред. Грицанова А. А., 3-е изд., исправл. – Минск.: Книжный Дом., 2003. – 1280 с.

5. Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.

6. Современная мировая философия [электронный ресурс]: учебник для вузов / Л.И. Соколова, В.И. Колядко, С.В. Никоненко и др.; под ред. А.С. Колесников. - М.: Академический Проект : Альма Матер, 2013. - 564 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137736

 

Методические рекомендации.

Цель занятия – изучить структуру и методологию научного знания в позитивистской и постпозитивистской философии.

1. Рассмотреть основные концепции позитивистской философии науки XIX-XX века. В чем главное различие философского мировоззрения от мифологического и религиозного с точки зрения О. Конта? Исследуйте принципы эволюции и научной закономерности в трудах Г. Спенсера. Перечислите законы индуктивной логики Дж. С. Милля. Почему позитивистская концепция Э. Маха называется «эмпириокритицизм»? Обоснуйте принципы верификации, выдвинутые представителями «Венского кружка».

2. Философская концепция К. Поппера называется критическим рационализмом. Термин «рационализм» в названии направления выражает стремление к демаркации и отграничению сферы рациональности, науки, от сферы псевдонауки, метафизики и идеологии, не обладающей врожденным иммунитетом против иррационализма. Что такое фальсификация?

3. Концепция исторической динамики науки Т. Куна изложена в его книге «Структура научных революций». Кун предложил образ науки не как системы знания, развитие которой подчинено канонам логики и методологии, а как деятельности научных сообществ. Что такое парадигма? В чем смысл историчности и конвенциональности научного знания?

4. При подготовке ответа на вопрос относительно современной структуралистской философии следует учитывать, что её появление связано с реставрацией системного рационализма. Обратите внимание на особенности структурализма, в рамках которого отсутствует субъект познания как таковой, и на его место приходят первичные структуры (например, власть-подчинение, порядок-хаос и т. д.) и законы, организующие как мир, так и его познание. Современные философы последних десятилетий XX века полагают, что в основе мира лежат не постоянные, а изменчивые структуры, и что миром, тем более его человеческим познанием, управляет не порядок, а хаос и случайность. Для примера обратитесь к философской концепции постструктурализма французского философа Ж. Деррида.

5. В концепции И. Лакатоса основной единицей роста научного знания является научно-исследовательская программа, а в каждый зафиксированный момент научного процесса конкурируют несколько научно-исследовательских программ − более или менее влиятельных. Жизнь научно-исследовательской программы представляет собой непрерывную смену её версий − теорий. Теория программы (за исключением исходной) появляется как результат добавления гипотезы ad hoc (лат. ad hoc − для данного случая) к логически предшествующей теории. Программа состоит из жесткого ядра, позитивной и негативной эвристики. Покажите это на примерах развития технических нак. Философия науки П. Фейерабенда была бунтом против традиционной методологии науки. Показательны названия главных книг П. Фейерабенда − «Против методологического принуждения» и «Наука в свободном обществе». Рост знания, согласно Фейерабенду, подчиняется принципам теоретического реализма и неограниченной пролифеции. Охарактеризуйте каждый из них.

Задание для самостоятельной работы.

 

Ответьте на тестовые задания:

1) К основным позитивистским принципам научного познания представителей «Венского кружка относятся:

а) индукция;

б) верификация;

в) фальсификация.

    2) Современный философ науки П. Фейерабенд:

а) выступает за секуляризацию научного знания;

б) отстаивает идею неограниченной пролиферации научных теорий;

в) защищает воззрение о единстве теории и практики.

    3) Сторонник критического рационализма К. Поппер понимал под фальсификацией:

а) намеренное искажение фактов;

б) подмену документов;

в) критику теорий;

г) фальшивое знание.

Приложение 1.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...