Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Прочитайте текст, который произносит плотник Пигва в роли Пролога.




Пролог

Не думайте. Коль мы не угодим, Что может быть. У нас желанья мало Искусством скромным вас занять своим.

" Шекспир В, Сон в летнюю ночь. — В кн.: Шекспир, Комедии. — М., 1987, С. 304.

Недостаточно говорить, надо еще говорить правильно"; "... он сыграл свой пролог, как ребенок играет на флейте: звук есть, но управлять им он не умеет," "Его речь похо­жа на спутанную цепь: все звенья целы, но в беспорядке," — иронически переговарива­ются слушатели.

Попробуйте прочитать этот текст, восстановив его смысл. Вы увидите, что паузы возникнут в иных местах, а многие из них станут короче и исчезнут вовсе. Это говорит о том, что паузы несут важную смыслоразличительную функцию. Они делят фразу на ре­чевые такты (синтагмы). В синтагме слова группируются по смыслу вокруг одного, наи­более важного, значительного слова. Возьмем, например, такую фразу: "В каждом произ­ведении сценического искусства | существует как бы несколько "смысловых слоев" (Г. Бояджиев. "Душа театра").

В этой фразе два речевых такта, отделяемых в устной речи паузой (она обозначена нами вертикальной чертой). И, чтобы пауза возникла в нужном месте, необходимо хоро­шо понимать, о чем вдет речь. Иначе не поможет и пунктуация. Паузу подсказывает смысл, и потому условимся называть эти паузы "смысловыми" .

СМЫСЛОВОЕ УДАРЕНИЕ

слова группируются вокруг главного слова. Оно на­зывается ударным. К. С. Станиславский считал неудачным это название: оно провоциру­ет напор, звуковой удар, в то время как выделение главного слова должно осуществлять­ся не только усилением, но и сменой высоты тона, темпа и постановкой паузы. Силой выделяется ударение при формальной, механической его передаче. Для К. С, Станислав­ского в главном ударном слове скрыта душа, основные моменты подтекста, внутренняя сущность, точные видения. Таким образом, ударные слова зависят от смысла высказыва­ния, как и смысловые паузы. Существует определенная закономерность русской речи: во фразе наиболее ярко, рельефно выделяется ударное слово последней синтагмы. Это — фразовое ударение, оно отмечает границу фразы.

Сильнее фразового ударения логическое ударение. Оно может приходиться на лю­бой такт во фразе и даже на любое слово в зависимости от цели высказывания, природы общения и т. д. "Чаще всего логическое ударение связывают с актуальным членением предложения, с выделением ремы высказывания. Логическим признается смысловое уда­рение, максимально сильно акцентируемое, четко выделенное интонационно (...) и вы­полняющее функцию выделения "психологического сказуемого", нового во фразе или/и функцию акцентуации элементов скрытого либо явного противопоставления" .

Например, во фразе "Мы были в Эрмитаже" логическое ударение может быть на любом слове, в зависимости от того, что содержит в себе новое понятие (рему), является скрытым или явным противопоставлением.

"Мы были в Эрмитаже" (а не вы).

"Мы были в Эрмитаже" (да, это уже случилось),

"Мы были в Эрмитаже" (именно там, а не где-либо еще).

В живой разговорной речи логические ударения встречаются очень часто. Важно отметить, что в потоке речи, в конкретной ситуации, в определенном контексте "пози­ция логического ударения оказывается вполне определенной. При этом оно всегда совпа­дает с синтагматическим либо фразовым ударением, "поглощая" их. Принимая во внима­ние это совпадение, а также тот факт, что в организованной письменно-художественной речи используется целая система "указателей" позиций смысловых ударений, (,..) мы бу­дем пользоваться термином "смысловое ударение" для обозначения всех перечисленных

видов ударения — и логического, и синтагматического, и фразового (...)"*. Теоретически смысловое ударение может падать на любое слово. И все же художественная речь, дейст­вительно, имеет много "указателей", пренебрежение которыми делает речь актера искус­ственной. М. В. Панов в качестве примера предлагает вспомнить пушкинскую строфу: "Я помню чудное мгновенье..." Здесь, справедливо утверждает известный ученый, все ударения падают на последние такты в каждой стихотворной строке, и невозможно пе­ренести их на иное место (например, выделив "Я", или "помню" и т. д.). Здесь сама структура текста ведет исполнителя, наиболее точно выявляя смысл.

В русском языке есть ряд законов и правил выделения смысловых ударений. Как известно, понятие о законе связано с представлением о существенности, всеобщности, многообразии его проявления. К законам относятся закон о новом понятии, закон про­тивопоставления, закон сравнения .

Сильное выразительное средство языка — противопоставление.

Противо­поставляемые слова обладают способностью перетягивать на себя ударение. Каждое из правил постановки смыслового ударения имеет оговорку: "... если здесь нет противопо­ставления".

На противопоставлении построены многие пословицы: "Ученье свет — неученье тьма"; "Что посеешь, то и пожнешь", и т. д. Как видим, смысловое ударение несут на себе оба противопоставляемых слова.

Вот два примера, иллюстрирующих мысль о перетягивании смыслового ударения с других главных слов на противопоставление:

"Он понял, что между надменным dendy, стоящим перед ним в хохлатой парчовой скуфейке, в золоти­стом китайском халате, опоясанном турецкой шалью, н им, бедным кочующим артистом, в истертом галсту­ке н поношенном фраке, — ничего не было общего".

(А- С. Пушкин)

Они сошлись. Волна и камень. Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой,

(А, С. Пушкин)

Задание. Внимательно прочтите примеры, выделите в них противопоставляемые явления и передайте это в чтении вслух.

Лаура

Приди — открой балкон. Как небо тихо; Недвижим теплый воздух, ночь лимоном И лавром пахнет, яркая луна Блестит на синеве густой и темной, И сторожа кричат протяжно: "Ясно!.." А далеко, на севере — в Париже — Быть может, небо тучами покрыто, Холодный дождь идет и ветер дует,

(А. С. Пушкин)

Борис

...Безумны мы, когда народный плеск, Иль ярый вопль тревожит сердце наше' Бог насылал на землю нашу глад. Народ завыл, в мученьях погибая; Я отворил им житницы, я злато Рассыпал им, я им сыскал работы — Они ж меня, беснуясь, проклинали! Пожарный огнь их домы истребил, Я выстроил им новые жилища. Они ж меня пожаром упрекали! Вот черни суд: ищи ж ее любви.

(А. С. Пушкин)

Закон сравнения

 проявляется в том, что смысловое ударение падает на то, с чем сравнивается явление.

На святой Руси, нашей матушке, Не найти, не сыскать такой красавицы: Ходит плавно — будто лебедушка, Смотрит сладко — как голубушка. Молвит слово — соловей поет.

(М. Ю. Лермонтов)

2. "Масса ворочалась, гудела, волновалась, словно огромный шерстистый зверь — тысячелапый, тысячеглазый, податливый, как медведь-мохнач".

(Д. Фурманов)

И вместе с тем, вновь напоминаем: учитывая эти общие закономерности речи, нель­зя соблюдать их механически. При определении важных по смыслу слов надо сначала выяснить их значимость по отношению ко всему тексту.

Кроме того, не следует перегружать фразу большим количеством смысловых ударе­ний, что делает речь однообразной, монотонной, либо настырной, навязчивой. Снимать ненужные, случайные в данной ситуации акценты не менее важно, чем найти единствен­но необходимые.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...