Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ




ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

При интонационно-логическом анализе текста мы изучаем не интонационные ходы сами по себе. Мы идем к тому кругу мыслей, видений, подтекстов, которые необходимы для раскрытия замысла автора. Верно найденную интонацию не надо запоминать. Надо помнить тот логический ход мыслей, те оценки, то отношение к происходящему, кото­рые привели к верному мелодическому звучанию слова, фразы, абзаца.

Л. Н, Толстой говорил, что искусство писателя заключается в том, чтобы находить "единственно нужное размещение единственно нужных слов". Наша задача — понять за­мысел автора, проникнув в тайну этого единственно нужного размещения нужных слов. Помогает нам в первую очередь умение логически мыслить и знание особенностей род­ного языка — его лексики, специфического построения фраз, значения знаков препина­ния.

В школе мы изучаем законы нашего литературного языка, которые появились и за­крепились в результате длительной, огромной работы мысли многих поколений людей. Мы учимся правильно излагать свои мысли, правильно строить фразы в письменной и устной речи. Однако выразительные особенности устной живой разговорной речи неис­черпаемы и до конца не исследованы. Мы можем отметить лишь ряд основных законо­мерностей устной речи — в расстановке пауз и ударений, в мелодике (движение голоса вверх или вниз при развитии мысли, при завершении ее). Но и это не значит, что суще­ствует раз и навсегда установленный мелодический рисунок речи для обозначения того или иного знака препинания. Бесконечно разнообразными могут быть интонации при произнесении одной и той же фразы. Обязательным условием может быть только од­но — интонация должна точно передавать мысль, которую хотел выразить автор. А для этого нужно проникнуть в существо мысли.

Мы понимаем под словом "интонация" звуковое выражение мысли. Термин "инто­нация" произошел от латинского "intonare", — "громко произносить", однако интонация состоит не из одного, а ряда компонентов. Уже в "Российской грамматике" М. В. Ломо­носова говорится, что изменение голосового звучания зависит от "выходки", "напряже­ния", "протяжения" и "образования" звука. Из дальнейших пояснений М. В. Ломоносова следует, что под этими терминами подразумевается высота, темп, сила и тембр голосово­го звучания.

В современной лингвистике фонетическая интонация рассматривается еще шире. К средствам интонации относятся не только мелодика, темп, тембр и интенсивность, но и ударения (в слове — словесные; в фразе — смысловые), а также паузы.

По направленности движения тона в русской речи различают четыре вида мелодики: восходя­щая мелодика (повышение основного тона); нисходящая мелодика (понижение основно­го тона); восходяще-нисходящая мелодика ("излом" мелодической кривой); ровная мело­дика (монотон, однотон), при которой сохраняется основной тон одинаковой высоты (или почти одинаковой). Мелодика, наряду с ударением — важнейший компонент рус­ской интонации.

Русский язых имеет свою мелодическую систему — особый набор мелодических структур (интонационных моделей). Их десять: констатирующая, восклицательная, воп­росительная, начинательная, противительная, перечислительная, пояснительная, импера­тивная, уточняющая и вводная. Конечно, в живом речевом потоке встречается бесконеч­ное многообразие мелодических движений, на это влияют ситуации, различные семанти­ческие и синтаксические факторы. И все же мелодические структуры наиболее типич­ны, частотны для интонационной системы русского языка. Они служат базой для воз­никновения вариантов.

Тембр — это "окраска" звучания, придающая речи различные экспрессивно-эмоцио­нальные оттенки. Стремясь охарактеризовать тембр голоса, мы порой употребляем такие определения, как "бархатный", "серебристый", "глухой" и т. д. Неспроста тембр называ­ют "цветом голоса".

Темп — это скорость речи, ее ускорение и замедление (отдельных звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз).

Сила (или интенсивность) звука зависит от смены усиления или ослаблении мус­кульного напряжения органов артикуляции, а также от амплитуды колебания голосовых складок.

Пауза — это как бы "незвуковое" интонационное средство. Пауза может быть дей­ствительной (перерыв в речи) или мнимой (нулевой). Мнимую паузу называют интонаци­онной.

 

Ударение — это прежде всего интенсивность, сила звука. Вместе с нем, акустиче­ски ударение выражается не только силой звука, но и длительностью, изменением высо­ты тона, или различными комбинациями этих средств. О словесных ударениях пойдет речь в главе "Орфоэпия". О смысловых ударениях — в разделе "Смысловые ударения". Здесь мы более всего обратим внимание на мелодику, паузы, как бы подсказанные авто­ром. Знаки препинания рас­ставляют смысловые акценты, обозначают повышения и понижения голоса, создают ритм.

К. С. Станиславский считал, что артист должен в совершенстве знать свой язык. Ис­пользование выразительных свойств устной речи при чтении литературно-художествен­ного произведения и при работе над ролью опирается на знание законов языка.

 

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ

Грамматические паузы — это паузы, связанные со знаками препинания. Знаки препинания являются теми условными обозначениями, которые помогают исполнителю в какой-то мере раскрыть для себя ход мыслей автора. "Выбор и расстановка автором пунктуационных знаков находится... в зависимости от идейного замысла, содержания и творческого своеобразия писателя" .

Известно, какое значение придавал К. С. Станиславский изучению пунктуации. Он приводит описание мелодических контуров каждого знака препинания.

При чтении "про себя" мы воспринимаем текст, не думая о том, почему автор по­ставил тот или иной знак препинания. Над этим


вопросом мы задумываемся лишь тогда, когда нам предстоит сделать текст "своим", усвоить способ автора выражать свои мысли, передать его в устной форме.

Мы учимся рассказывать, говорить. Поэтому нам особен­но ценны те свойства пунктуации, которые помогают рождению живой разговорной вы­разительной интонации. А. П. Чехов называл знаки препинания "нотами при чтении".

Если в средней школе пунктуация изучается для того, чтобы правильно, расставлять знаки препинания на письме, то в театральной школе мы развиваем особое внимание к индивидуальной авторской пунктуации, учим понимать смысловые и выразительные фун­кции знаков препинания при воплощении авторского текста в устный рассказ. Мысль является главным возбудителем чувства. Чем глубже и ярче мысль, тем острее оценка фактов, тем выразительнее и разнообразнее речь. Воспитывая в себе способность к об­разному мышлению, развивая фантазию, надо приучаться выстраивать свой рассказ по перспективе в определенной автором логике, последовательности. И в этом большую по­мощь оказывает пунктуация.

В современном русском языке восемь знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, восклицательный знак, вопросительный знак, тире; к ним можно причислить еще абзац, скобки и кавычки. Все они могут употребляться для отделения одних частей текста or других, и тогда называются "отделяющими". Некото­рые из этих знаков служат и для выделения, подчеркивания отдельных слов и выраже­ний, выступая как парные знаки. Тогда они называются "выделяющими". Это могут быть две запятые, два тире, скобки, кавычки.

Каждый из знаков препинания имеет ему одному присущие качества. Однако спосо­бов их использования мастерами слова множество. В тех случаях, когда устному выра­жению каждого знака пытаются приписать всегда одну и ту же интонацию, речь обедня­ется, становится "рубленой", однообразной. Знаки препинания обладают многозначно­стью и в определенных условиях расширяют свое значение. Надо много и внимательно читать вслух произведения различных авторов. Важно также про­слушивать в записи рассказы, сцены и монологи в исполнении выдающихся актеров, бы­вать на вечерах чтецов.

Понятие "знаки препинания" не должно расцениваться как обязательный сигнал к остановке мысли, к завершению ее. В литературных произведениях мы часто имеем большие куски текста, объединенные одной мыслью, одной действенной задачей. Точки, запятые и другие знаки препинания, которые встречаются внутри большого куска, отде­ляют части, но не препятствуют дальнейшему развитию мысли. И только когда рассказы­вающий "добивается цели", он заключает свою речь "окончательной" точкой. Часто та­кие большие куски текста отмечаются в письменной речи абзацем. Хотя абзац, по суще­ству, не является знаком препинания, он оказывает непосредственное влияние на инто­нирование точки или восклицательного, вопросительного знака.

Изучение знаков препинания в авторском тексте органично связано с интонацион­но-логическим анализом текста, является частью этого процесса и подчинено основной задаче исполнителя — вернее и глубже передать идею, главную мысль произведения.

Точка.

"Точкой обозначается конец предложения, не заключающего в себе ни пря­мого вопроса, ни эмоционального оттенка, к которому пишущий намерен привлечь вни­мание читателя, В устной речи такие предложения характеризуются постепенным спо­койным понижением тона в конце."

Исполнитель в первую очередь думает не о том, насколько он должен понизить голос и какой длительности должна быть пауза, но о значении этого знака в развитии мысли. Длительность паузы на точке может быть различной. Так, короткие фразы, заканчи­вающиеся точкой, помогают созданию особого ритма речи. Часто в этих случаях одно слово составляет целую фразу, и произносится оно энергично, четко.

Прочитайте вслух небольшие тексты, подобранные в качестве упраж­нений.

Обратите внимание на разнообразие интонаций и пауз на точке и на те общие качества, которые присущи передаче этого знака препинания. Предварительно выясните, знакомо ли вам содержание всего произведения, из которого взят отрывок, уточните, о чем будет рассказ, что в нем происходит.

Первый пример — отрывок из поэмы Пушкина "Полтава". В этом отрывке поэт ис­пользует короткие фразы, завершающиеся точками. Такой прием подсказывает энергич­ный ритм речи, что помогает созданию атмосферы напряженности, тревоги — ведь речь идет о казни Кочубея, отца Марии. Каждая точка звучит по-разному, хотя везде голос на ней понижается.

Пестреют шапки. Копья блещут.

Бьют барабаны. Скачут сердюки.

В строях равняются полки.

Толпы кипят. Сердца трепещут.

Дорога, как змеиный хвост.

Полна народу, шевелится.

Средь поля роковой помост.

Второй пример — монолог Бессеменова из пьесы Горького "Мещане",

"Я говорю — пиленый сахар тяжел и не сладок, стало быть, невыгоден. Сахар всегда нужно покупать го­ловой... и колоть самим. От этого будут крошки, а крошки в кушанье идут. И сахар самый он легкий, слад­кий..."

Здесь содержание текста и само построение фраз подсказывают однообразное инто­нирование точек. Этот монолог как бы долбит душу слушателя.

Следующий пример — из "Войны и мира".

Это рассказ о том, как переменилось от­ношение окружающих к князю Андрею после его аудиенции у императора Франца:

"Император сказал, что он благодарит, и наклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вче­рашний флигель-адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии 3-й степени, которым жаловал его импе­ратор. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну н стал говорить с ним".

Обратите внимание, что все точки находятся внутри абзаца. Каждая короткая фра­за — отдельная картина, раскрывающая характеры людей, окружающих князя Андрея, и его собственное отношение к тому, что происходит.

К. С. Станиславский сравнивал запятую при перечислении с поднятой для предуп­реждения рукой и называл интонацию запятой "звуковым изгибом запятой". Он говорил также, что свойственная запятой интонация различается по резкости или плавности по­вышения голоса, а также по величине интервала. В приведенном примере там, где Тол­стому хотелось ярче оттенить какую-либо подробность, кроме запятой, есть еще и тире. Естественно, что в этих случаях "звуковой изгиб" становится более резким, пауза увели­чивается. Но наибольшей интенсивности комбинация из тире и запятой достигает в по­следнем случае, когда после них идет обобщающая, завершающая часть периода. Все введение в рассказ Толстого выражено одной этой широко разветвленной фразой.

Запятая может делить фразу и при сопоставлении или противопоставлении явлений. Такая запятая отличается большей длительностью, чем при перечислении (но не в пери­оде), и акцентируется иначе:

"НАТАША. Вчера в полночь прохожу через столовую, 1а там свеча горит". (Л. П. Чехов. "Три сестры".)

"А ведь счастья много, так много, парень, I что его на всю округу бы хватило, | да не видит его ни одна душа!" (А. П. Чехов. "Счастье".)

 


В последнем примере мы видим также один из случаев, когда пауза на запятой в ус­тной речи не соблюдается. Имеется в виду пауза перед обращением "парень". Такое не­совпадение пунктуации с ритмомелодикой почти всегда происходит, когда обращение стоит в середине предложения. Мы говорим: "А ведь счастья много, так много (,) па­рень, что..."* Но если обращение стоит в начале фразы, запятая соблюдается. Мы сказа­ли бы: "Парень, а ведь счастья много..."

Из приведенных примеров уже видна многозначность запятой: она может и разъеди­нять две части одной мысли (при сопоставлениях или противопоставлениях), и концент­рировать, собирать внимание (при перечислениях). Она нередко исчезает перед обраще­нием, при вводных словах, перед деепричастием и во многих других позициях.

Мы предлагаем быть очень внимательными к этому знаку, который обладает таким большим количеством значений и так часто употребляется.

Точка с запятой.

"Точка с запятой является разграничительным знаком, занимаю­щим среднее положение между точкой и запятой; она помогает устанавливать градации между деталями описания и повествования..,"".

А вот как, используя точку с запятой, А. С. Пушкин создает единую и очень дина­мичную сцену в эпизоде сна Татьяны:

Татьяна в лес; медведь за нею; Снег рыхлый по калено ей; То длинный сук ее за шею Зацепит вдруг, то из ушей Златые серьги вырвет силой; То в хрупком снеге с ножки милой Увязнет мокрый башмачок; То выронит она платок; Поднять ей некогда; боится, Медведя слышит за собой, И даже трепетной рукой Одежды край поднять стыдится; Она бежит, он все вослед: И сил уже бежать ей нет.

Короткие насыщенные паузы, отмечающие каждую подробность, способствуют передаче кошмара, привидевшегося героине.





Тире.

 Тире — знак с очень широкими и разнообразными функциями, он относится к зна­кам, стоящим обычно внутри фразы. Два тире являются знаками выделяющими: ими от­мечается прямая речь, а иногда вводное слово или предложение. Тире часто служит для разделения противопоставляемых явлений.

Голос обычно при этом идет на повышение. Вот эпизод из "Каменного гостя" Пуш­кина — встреча Дон Гуана с Дон Карлосом у Лауры:

Дон Г у а н

... Вот нечаянная встреча!

Я завтра весь к твоим услугам.

Дон Карлос

Нет!

Теперь — сейчас.

Лаура

Дон Карлос, перестаньте!

Вы не на улице — вы у меня —

Извольте выйти вон.

Интонационно интересны все три случая употребления тире в этом примере. Сцена очень динамична; бурным темпераментом обладают все трое, конфликт острый, и логика поведения диктует резкие повышения и понижения голоса.

Частое употребление тире характерно длл uwu пользуется свойство тире приготавливать слушающего к неожиданному слову или дейст­вию.

Восклицательный знак.

Так же как точка, восклицательный знак обычно завершает предложение. Он может быть выражен в устной речи очень разнообразно, в зависимости от содержания и дейст­венных задач. Взволнованный человек обычно широко пользуется всем диапазоном голо­са, но даже на самых высоких нотах при восклицании слышится завершающая интона­ция. Голос не "повисает", как это бывает при многоточии, — он звучит определенно, конкретно, утвердительно. За исключением тех случаев, когда автор ставит рядом с вос­клицательным знаком знак вопроса. Но решающую роль играет контекст. Чувство —■ всегда результат оценки определенных событий.

"Как ты это читаешь! — шепотом заговорил он. — На разные голоса... Как живые все они... Апроська! Пила... дураки какие! Смешно мне было слушать... А дальше что? Куда они поедут? Господи боже! Ведь это все правда. Ведь это как есть настоящие люди... всамделишные мужики... И совсем как живые и голоса, и рожи... Слушай, Максим! Посадим печь — читай дальше!" (М. Горький. "Коновалов".)

Этот монолог насыщен восклицательными знаками, требующими яркой, сильной и разнообразной интонации. В прямой речи восклицательные знаки встречаются чаще все­го. Они широко используются в драматургии и указывают на взволнованность говоряще­го. Поводов для волнения бывает много, и способы их выражения могут быть различны.

Вопросительный знак

 чаще всего ставится в конце фразы, заключающей в себе прямой вопрос, т. е. вопрос, рассчитанный на непосредственное получение ответа. Такие фразы могут быть как простыми, так и сложными. Вопросительный знак имеет множе­ство оттенков, зависящих от того, что спрашивается, кем, у кого, с какой целью. Но во всех случаях слова, в которых заключен вопрос, отмечаются повышением голоса: "Вы откуда, молодой человек?" — "Я здешний, из городка".

Для верного интонирования прямого вопроса надо активно хотеть получить ответ, добиваться его. О том, как именно задает вопрос герой литературного произведения, мы обычно узнаем из ремарки автора.

Вопросительная форма не всегда заключает в себе прямой вопрос. Часто она ис­пользуется как особый прием эмоциональной речи ■— риторический вопрос. Он тесно

связан с эмоциональной оценкой явления. Мы нередко встречаем в драматургии моноло­ги, изобилующие вопросительными знаками. Так, Сальери просматривает, проверяет весь свой жизненный путь, взвешивает все за и против, толкающие на убийство. Он страстно желает найти себе оправдание. Он задает себе вопросы и отвечает на них. И таким образом логически последовательно, точно подводит себя к страшному решению. Это можно понять из последних слов монолога.

Где ж правота, когда священный дар. Когда бессмертный гений — не в награду Любви горящей, самоотверженья, Трудов, усердия, молений послан — А озаряет голову безумца. Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!

Многоточие.

 "Перерывы в предложении обозначаются многоточием, независимо от причин, их вызывающих, и от длительности паузы.

Перерывы в диалогической речи могут вызываться тем, что собеседник перебивает говорящего, либо воздействием какой-либо внешней причины...

Перерывы, особенно вызываемые причинами внутреннего характера, могут происхо­дить даже в середине слова...

Высказывание может представлять собой формально законченное предложение, но существенное и понятное слушателю или читателю на основании того, что уже сказано... В конце такого "недосказанного" предложения на письме ставится многоточие (которое часто называют многозначительным)" .

Для многоточия характерна интонация незаконченности. Этот знак требует от исполнителя большого мастерства, умения переключать звучащую речь в мысленную и снова продолжать говорить вслух. Обычно многоточие требует и длительной паузы.

Причин, вызывающих перерыв в речи, много, и в зависимости от причины изменя­ется голосовое выражение многоточия. Перерыв в речи может объясняться волнением, а может и скудостью мысли. В первом случае остановка может потребоваться в момент кульминации, а во втором — интонации могут быть очень бедными, монотонными, од­нообразными. Вот, например, монолог Акулины из "Мещан" Горького,

"А на дворе-то опять дождик пошел. Холодно у нас чего-то. Топили, а холодно. Старый дом-то... проду­вает... охо-хо! А отец-то, ребятишки, опять сердитый... поясницу, говорит, ломит у него. Тоже старый... а все неудачи да непорядки... расходы большие... забота".

Работа над изучением функций знаков препинания проводится с первого года обуче­ния. При подготовке к занятиям надо привлекать студентов к поискам интересных лите­ратурных примеров. Время от времени полезно повторять пройденный материал, читая с листа розданные отрывки. Все, что студент узнает из примеров, должно закрепляться на текстах, взятых в работу.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 335.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...