Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задания для закрепления изложенного материала.




Задание 1. Прочтите примеры вслух. Обратите внимание на то, как изменяются смысловые оттенки, а иногда и смысл полностью при перемене знаков препинания.

Жарко, солнце стоит над головой.

Жарко: солнце стоит над головой.

Зима суровая, лето знойное.

Зима суровая — лето знойное.

Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; реют ласточки; лошади фыркают

и жуют; собаки смирно повиливают хвостами.

Жаворонки звенят, воркуют зобастые голуби, реют ласточки, лошади фыркают и

жуют, собаки смирно повиливают хвостами.

Он вернулся.

Он вернулся?

Он вернулся!

Придешь домой, поешь, уснешь.

Придешь домой — поешь, уснешь.

Я не видел брата товарища и его сестру.

Я не видел брата, товарища и его сестру.

Статья может быть напечатана.

Статья, может быть, напечатана.

Отряд остановился: у переправы не было лодок.

Отряд остановился у переправы: не было лодок.

Мне нравились эти наивные детские мысли.

Мне нравились эти наивные, детские мысли.

Он подошел молча, положил на стол сверток и быстро вышел из комнаты.

Он подошел, молча положил на стол сверток и быстро вышел из комнаты,

Свет не горел: я повернул выключатель.

Свет не горел — я повернул выключатель.

Тонкий, птичий нос.

Тонкий птичий нос.

Задание 2. Прочтите следующие тексты.

В первом случае проставлена автор­ская пунктуация, во втором — она изменена нами. Сравните интонацию текстов. Что из­менилось в вашем восприятии этих текстов?

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут Сребристых тополей листы.

(А. С. Пушкин)

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо, звезды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух, чуть трепещут Сребристых тополей листы.

"Я умирал со скуки. Время шло. Писем из Белогорской крепости я не полу­чал. Все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпи­ма. Неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве".

(Л. С. Пушкин)

"Я умирал со скуки, время шло, писем из Белогорской крепости я не получал, все дороги были отрезаны, разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпима, неиз­вестность о ее судьбе меня мучила, единственное развлечение мое состояло в наездниче­стве".

Черный вечер.

Белый снег. Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

(Д. Блок)

Черный вечер. Белый снег, Ветер, ветер,

На ногах не стоит человек.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Задание 3, Сколько абзацев в данном отрывке?

Читая вслух, обратите внимание на разнообразное звучание точек в середине абзаца и в конце. Попробуйте прочитать от­рывок вслух, подменяя большинство точек запятыми. Как вы думаете, почему автор в этом отрывке расставил знаки препинания именно так?

"Они осторожно спустились с берега в заросли кактусов. Из-под ног шарах­нулась чья-то тень. Мохнатый клубок побежал по отсветам двух лун. Заскрежета­ло. Пискнуло — пронзительно, нестерпимо, тонко. Шевелились поблескивающие листья кактусов. Липла к лицу паутина, упругая, как сеть.

Вдруг вкрадчивым, раздирающим воем огласилась ночь. Оборвало. Все стих­ло. Гусев и Лось большими прыжками, содрогаясь от отвращения и ужаса, бежали по полю, высоко перескакивая через ожившие растения.

Наконец в свете восходящего серпа блеснула стальная обшивка аппарата. Добежа­ли. Присели, отпыхиваясь."

(А. И. Толстой)

Задание 4. Прочтите внимательно следующие отрывки. Обратите внимание на расстановку знаков препинания и, читая тексты вслух, следуйте тем указаниям, которые изложены выше.

Обратите специальное внимание на разнообразные функции запятых. Отметьте слу­чаи, где на запятых не нужна пауза.

Расскажите, чем вы объясните многоточие, тире, восклицательные и вопроситель­ные знаки, поставленные автором.

Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное, накло­нение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос — все это было для меня обворожи­тельно,

Ш. Ю. Лермонтов)

"Это письмо будет вместе прощаньем и исповедью: я обязана сказать тебе все, что накопилось на моем сердце с тех пор, как оно тебя любит. Я не стану обвинять те­бя — ты поступил со мной, как поступил бы всякий другой мужчина: ты любил меня как собственность, как источник радостей н печалей, сменявшихся взаимно, без кото­рых жизнь скучна и однообразна".

 (И. А. Бунин)

Вчера вечером на деревне был шум, крик, трусливый лай и визг собак: с уди­вительной дерзостью, когда по избам уже ужинали, волк зарезал в одном дворе овцу и едва не унес ее — во-время выскочили на собачий гам мужики с дубинами и отбили ее, уже околевшую, с разорванным боком.

(я. а. Бунин)

Мне не нравилось, как все они говорят; воспитанный на красивом языке ба­бушки и деда, я вначале не понимал такие соединения несоединимых слов, как "ужасно смешно", "до смерти хочу есть", "страшно весело"; мне казалось, что смешное не может быть ужасным, веселое — не страшно и все люди едят вплоть до дня смерти.

Путь в лесах — это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осто­рожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.

 (А. С. Пушкин)

Цветок засохший, безуханный.

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя: Где цвел? Когда? Какой весною? И долго ль цвел? И сорван кем? Чужой, знакомой ли рукою? И положен сюда зачем? На память нежного ль свиданья,


Или разлуки роковой, Иль одинокого гулянья В тиши полей, в тени лесной? И жив ли тот, и та жива ли? И нынче гае их уголок? Или уже они увяли. Как сей неведомый цветок?

(А. С. Пушкин)

 

Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду... и смутно было на душе. Ну скорее же, скорей! — думалось мне, — сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томление!

Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю... и только слов­но пухла да темнела...

И вот наконец сорвалась буря — и пошла потеха!

Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, все закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой...

(И. С. Тургенев)

Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно, И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в гроз­ном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели серди­тые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, хо­лодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей.

(М. Горький)

 

СМЫСЛОВЫЕ ПАУЗЫ










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...