![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Отношения между понятиями: типы несовместимости.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Логика как наука. Роль логической культуры в интеллектуальном потенциале личности. Культура мышления и логическая культура. Логика - это наука о законах и формах правильного мышления. Логика формулирует те правила, по которым человек должен мыслить и рассуждать. Эти правила где-то аналогичны правилам грамматики и этикета. Логика является нормативной наукой, предписывающей как надо рассуждать, аргументировать и доказывать какие-то положения. Основные логические правила были сформулированы Аристотелем. Он заложил фундамент классической логики. В начале 20 века были открыты неклассические логики. Логика – наука о приемлемых способах рассуждения(допустимость той или иной точки зрения) правильность оказывается зависящей от абстракций и принципов. Логика – это методы анализа рассуждений. Логика обращает внимание не на содержание рассуждения, а на его форму, поэтому логика формальна.
Язык как знаковая информационная система. Языки естественные и искусственные. Универсалии языка. Знаком называют любой материальный предмет, который служит в процессе общения и мышления людей представите- лем какого-то другого объекта (вещей, их свойств и отноше- ний, процессов действительности, ситуаций и т. п.). В нашей жизни мы наблюдаем большое многообразие знаков. Дорож- ные знаки, показания приборов, следы на снегу, дым из тру- бы, азбука Морзе — все это знаки.
Язык как знаковая информационная система. Основные аспекты языка: синтаксис, семантика, прагматика. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКА Естественный язык, рассмотренный с этой точки зрения, представляет собой систему знаков. При рассмотрении языка как системы знаков важно принимать во внимание три основных аспекта языка: синтаксис, семантику и прагматику языка. Синтаксически й аспект включает многообразие отношений знаков к другим знакам, меющиеся в языке правила образования одних знаков из других и правила изменения знаков (склонение, спряжение и т. п.). Семантически й аспек т составляет совокупность отношений знаков к объектам внеязыковой действительности, то есть к тому, что они обозначают. Слово «Киев» обозначает определенный город, слово «Волга» — реку, «жидкий» — указывает на некоторое свойство объекта, а «старше», «больше» — на определенные отношения в действительности . Прагматический аспект включает все такие особенности языка, которые зависят от того, кем и в каких ситуациях он применяется. Читателю, бесспорно, самому известны многие случаи, когда одно и то же выражение языка в зависимости от ситуации, например, от интонации, может иметь различные смысловые оттенки, а иногда даже и противоположные значения. Исходя из принципа объективности знания, в науке стремятся исключать при определении смысловых содержаний языковых выражений и при описании познавательных процедур всякие возможные влияния субъективных особенностей познающих (и при этом, естественно, использующих язык) людей. Не должно быть, например, неопределенностей, двусмысленностей в выражении мысли в языке. Этим требованиям удовлетворяют специально построенные логические формализованные языки, предназначенные, вообще говоря, для максимально точного представления, по крайней мере, каких-то разделов конкретных наук (рассчитанные при их формировании прежде всего на точное представление математического знания). При построении этих языков принимаются многие упрощения и огрубления в рассмотрении и синтаксиса, и семантики языка. Так, говоря о словах и словосочетаниях языка, отвлекаются от их изменений в различных падежах, лицах, временах. Существительные понимаются в основном лишь в именительном падеже и в единственном числе, глаголы — в единственном числе настоящего времени. Как показывает практика использования определенных логических языков, упрощенный таким образом язык достаточен для выражения утверждений той или иной науки. Допускаемые же упроще ния обычно даже необходимы и во всяком случае не являются помехой для уяснения того, каким образом язык служит средством познания действительности. Ясно, что весьма абстрактным является и рассмотрение семантики независимо от прагматики, поскольку отношения знака к тому или иному объекту вообще не существует без человека (или, как го- ворят, без некоторого интерпретатора знака). Но опять же абстракция эта правомерна. Допустимость ее очевидна хотя бы из того, что даже в обычных разговорных (естественных) языках имеется некоторая система зафиксированных общепринятых — «нормальных» — употреблений слов и словосочетаний, то есть определенная система семантических отношений, не зависимая от субъективных особенностей отдельных людей.
Понятие как форма мышления. Содержание о объем понятия. Закон отношения между объемом и содержанием понятия. Понятия– это такая форма мышления, которая обобщает предметы по некоторым, как правило, существенным признакам. Объем понятия- это множество предметов, которые мыслятся в данном понятии. Содержание понятия– это множество признаков, которые характеризуют предметы, мыслимые в данном понятии. Объем и содержание понятия связаны некоторой зависимостью, а именно, чем больше объем понятия, тем меньше его содержание и наоборот.
Виды понятий. В зависимости от объема понятия делятся на: Единичные – только один элемент объема Общие – два и более. Нулевые – нет предметов реально существующих в реальности. В зависимости от содержания: Положительные – утверждается наличие какого-то признака. Отрицательные – отсутствие какого-то признака. Конкретные – предмет мыслится в совокупности всех своих признаков.(парта) Абстрактные – мыслится некий признак предмета. Существует как бы отдельно от него. (белизна) Соотносительные - если один предмет предполагает существование другого (юг-север) Безотносительные - если один предмет не предполагает существование другого
Отношения между понятиями: типы совместимости. Рассматривая отношения между понятиями, следует прежде всего различать понятия сравнимые и несравнимые. У совместимых понятий есть общий элемент объема. Отношение равнозначности_ один объем, но разное содержание.(Вальтер Скотт. Автор «Айвенго» ) Отношения пересечения – два понятия имеют общий элемент объема. Отношения подчинения _ одно подчиняется другому. Видовое подчиняется родовому.
Отношения между понятиями: типы несовместимости. Рассматривая отношения между понятиями, следует прежде всего различать понятия сравнимые и несравнимые. У несовместимых понятий общий элемент объема возникает на более высоком уровне. Отношения соподчинения Отношения противоположности Отношения противоречия |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 315. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |