Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 2. Функции налогов и их классификация
С помощью налогов государство решает экономические, политические, социальные и другие общественные проблемы. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогообложения. Среди российских экономистов нет единого мнения по поводу количества функций налогов. Вместе с тем никто не оспаривает наличие у налогов фискальной и регулирующей функции. Фискальнаяявляется основной. Характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. С ее помощью на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача данной функции – обеспечение устойчивой доходности базы бюджетов всех уровней. Регулирующая (экономическая, распределительная) призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные задачи налоговой политики, предполагает влияние системы налогообложения на экономические процессы и тенденции, происходящие в обществе. Позволяет регулировать доходы различных групп населения, финансово-хозяйственную деятельность производителей товаров и услуг, а через платежеспособность физических лиц – рынок спроса и предложения. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций. Вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов, отраслей, одновременно сдерживая развитие других. Система налоговых ставок, права органов государственной власти Субъектов Федерации и местного самоуправления по их установлению, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по территории страны. Ряд ученых помимо основных функций отмечают еще три функции: стимулирующую, контрольную, социальную. Классификация налогов и сборов.Классификация налогов и сборов, т.е. их систематизация, группировка по заранее установленным признакам, имеет большое экономическое значение, поскольку дает возможность устанавливать связь бюджета с предпринимателями и выявлять роль налоговых форм в хозяйственном регулировании. В настоящее время используют следующие классификации налогов: 1.В зависимости от характера использования налоги подразделяются на общие и целевые. Общие налоги обезличиваются и поступают в общий доход государства на финансирование общегосударственных мероприятий. Целевые налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (например, единый социальный налог). 2.В зависимости от государственного органа, который устанавливает налог (сборы) и в распоряжение которого они поступают (по уровню управления), различают федеральные, региональные и местныеналоги и сборы. - федеральные (ст. 13 НК) (на уровне РФ) установлены налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на территории всей страны; 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 7) водный налог; 8) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; 9) государственная пошлина. - региональные (ст. 14 НК) (на уровне субъекта РФ) перечень региональных налогов установлен НК, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов РФ. Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных федеральным законодательством, налоговые льготы и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующим федеральным законом; 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог; - местные (ст. 15 НК) (на уровне органа местного самоуправления) порядок введения аналогичен порядку введения региональных налогов, с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами местного самоуправления. 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц; В налоговой системе РФ особо выделены специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ): (1) система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН); (2) упрощенная система налогообложения (УСНО); (3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД); (4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. 3. В зависимости от механизма уплаты налоги и сборы делятся Прямые налогивзимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика Среди прямых налогов выделяются: (1) реальные, которыми облагается продажа, покупка или владение имуществом, их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К ним относятся земельный налог, налог на имущество и др.; (2) личные, уплачиваемые с действительно полученного дохода и отражающие фактическую платежеспособность налогоплательщика (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц). Косвенные налогивзимаются в процессе движения доходов и оборота товаров, услуг. Владелец товара или услуг включает налоговую сумму в цену и тариф, оплаченную потребителем, и перечисляет ее государству. Здесь связь между налогоплательщиком и государством опосредована товаром или услугой. Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются: -на индивидуальные, облагаемые строго определенные группы товаров (акцизы); -универсальные, облагаемые все товары, работы, услуги, за некоторыми исключениями (НДС). 4. В зависимости от вида налогоплательщика выделяются налоги: -с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество с физических лиц); -с юридических лиц (налог на прибыль, налог на имущество организаций); - смешанные, уплачиваемые как физическими, так и юридическими лицами (транспортный налог, земельный налог). 5. В зависимости от уровня бюджета: - закрепленныеналоги – непосредственно и целиком поступающие в конкретный бюджет или внебюджетный фонд; - регулирующие налоги – поступающие одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству.
Контрольные вопросы
Раздел 2. Система налогообложения в РФ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 221. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |