Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Земельные отношения в период создания советского государства и в годы гражданской войныСтр 1 из 3Следующая ⇒
УСТАНОВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО СТРОЯ 1. Аграрный вопрос перед и после Октябрьской революцией 1917 г. (Декрет о земле) 2. Земельные отношения в период создания советского государства и в годы гражданской войны 3. Развитие земельных отношений после окончания Гражданской войны (Нэп) 4. Земельный кодекс РСФСР 1922 г. и его значение для укрепления Советского земельного строя
Аграрный вопрос перед и после Октябрьской революцией 1917 г. Столыпинская реформа способствовала подъему сельского хозяйства в России. Однако многие крестьяне страдали от малоземелья, были задавлены налогами, в земледелии преобладала примитивная трехпольная система, беднейшие слои крестьянства испытывали вражду к сельским предпринимателям. Россия являлась аграрной страной. Сельское население составляло 80%. Поэтому многие партии предавали большое значение своим аграрным программам. Большевики выступали за национализацию земли, меньшевики – за передачу земель в собственность местных органов, кадеты – за передачу выкупленной у помещиков земли в аренду крестьянам, трудовики и социалисты – за социализацию и уравнительную передачу ее крестьянам. 2 марта 1917 г., в результате буржуазно-демократической революции к власти пришло Временное правительство (кадеты и октябристы – в большинстве). Они издали указы о передаче государству кабинетских и удельных земель и запрете аграрных беспорядков. Закон «Об охране посевов» предусматривал возмещение помещикам понесенный ущерб. Созданная Лига аграрных реформ должна была изучить и поддержать реформы. В отличие от правительства Керенского большевики приняли резолюцию, одобряющую насильственный захват земли крестьянами у помещиков. Формировались земельные комитеты и Советы крестьянских депутатов, которые постепенно перестали подчиняться Временному правительству. Запрещение их деятельности привело к крестьянским волнениям. Осенью голод охватил большинство губерний. Возросла политическая активность, назрел революционный кризис. В ночь с 7 на 8 ноября было арестовано Временное правительство. Победила социалистическая революция. После Октябрьской революции 1917 г. земельные преобразования начались с Декрета о земле. В основу Декрета о земле был положен принцип национализации земли, предусматривающий, что земля является объектом собственности государства, присваивающего себе земельную ренту. Декрет отменял помещичью собственность на землю без какого-либо выкупа, предусматривал свободу выбора форм землепользования, которая по решению большинства могла быть подворной, хуторской, артельной, общинной. На развитие артельных хозяйств, создание им преимуществ при распределении земли было направлено, принятое 4 декабря 1917г. Положению по регулированию земельными комитетами земельных и сельскохозяйственных отношений. Принцип трудового землепользования предусматривал обработку земли, выделенной государством единоличным и коллективным хозяйствам, только своим трудом и трудом членов земли (без применения наемного труда). Принцип уравнительного распределения земли предусматривал ее передачу в пользование трудящихся по потребительской и трудовой норме. Не подлежали распределению земли несельскохозяйственного назначения, государственных хозяйств и некоторые другие. Такой подход господствовал вплоть до коллективизации. Декрет о земле впервые в законодательном порядке провозглашал идею рационального использования земли в интересах всего общества. 3 (16) ноября 1917 г. вышло Постановление и Инструкция по земельным делам, на основе и в соответствии с Декретом о земле с первых дней Советской власти на местах проводилась не только большая агитационная и разъяснительная работа, но и мероприятия по конфискации помещичьих и других частновладельческих земель. По завершении конфискации земель зимой 1918г. началось их уравнительное распределение, в основу которого наряду с Декретом о земли был положен Закон «О социализации земли», принятый на заседании ВЦИК 27 января 1918г. Декрет о земле имел огромное политическое и социально – экономическое значение для дальнейшего развития России; он произвел впечатление во всем мире. В пользование крестьян был передан помещичий инвентарь общей стоимостью 300-350 млн. руб.; Они были освобождены от платежей за аренду и покупку земли и налогов на крестьянские наделы; Были аннулированы долги крестьян Крестьянскому банку, составлявшие более 1 млрд руб.
Земельные отношения в период создания советского государства и в годы гражданской войны
Важнейшим инструментом решения вопросов аграрной и земельной реформы в этот период стало землеустройство. Уже в ноябре 1917г. начались конфискации, описание и учет помещичьих земель, распределение земель между крестьянами с помощью землеустроительных действий. Согласно ст.3 Декрета о земле уездные Советы крестьянских депутатов следили за соблюдением порядка при конфискации помещичьих имений; земельные комитеты, а после их ликвидации земельные отделы Советов проводили учет всех конфискованных земель и их распределение. Их полномочия определялись Положением о земельных комитетах от 13 декабря 1917г. и Правилами, устанавливающими порядок конфискации, описания, учета и распределения земель между крестьянами. Принципы уравнительного землепользования, заложенные в Законе « О социализации земли» и осуществляемые на местах, соответствовали идеологии и аграрной программе партии эсеров, так как в этот период их влияние на аграрные вопросы было еще весьма заметным. Порядку установления земледельческой потребительно-трудовой нормы была посвящена ст.25 раздела IV Закона и прилагаемая к нему Инструкция по установлению этой нормы. С этой целью в некоторых волостях, уездах, губерниях проводились оценка земель и учет качества почв, анализировалась урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность кормовых угодий, доходность земельных массивов. Из-за отсутствия единой методики уравнительное распределение осуществлялось по-разному. В большинстве районов страны оно привело к восстановлению общинного землепользования, но со значительными изменениями. Конфискации и уравнительное распределение земель обостряли противоречия между беднейшим и зажиточным крестьянством. Безземельные и малоземельные жители деревни настаивали на перераспределение всех земель (помещичьих, церковных, кулаков, богатых казаков) и на первоочередном предоставлении им земли по потребительской норме. Зажиточное крестьянство, в свою очередь, выступало за распределение «по силе» (количеству тяглового скота, инвентаря) и переделу только крупного землевладения. К весне 1918г. эти противоречия превратили кулаков в злейших врагов Советской власти, притом, что именно кулачество стало тогда основным поставщиком сельскохозяйственной продукции в города в связи с ликвидацией помещичьих хозяйств и абсолютной неустроенностью государственных и коллективных хозяйств. В целом кулачество, идеология которого выражалась эсерами, имело тогда достаточно сильное экономическое и политическое влияние. Для решения этой проблемы большевики во главе с В.И. Лениным разработали конкретный план наступления на кулачество. Этот план предусматривал объединение пролетариата и деревенской бедноты, централизацию снабжения продовольствием. С этой целью создавались комитеты крестьянской бедноты, и вводилась продразверстка, при которой у крестьян изымались все излишки зерна, кроме необходимого для будущего посева и пропитания семьи. Первоначально руководство земельными комитетами, созданными на местах, осуществлял Главный земельный комитет, настроенный враждебно к новой власти и не поддерживавший ее землеустроительных преобразований. Это послужило причиной его роспуска по решению СНК РСФСР, в конце 1917г. Взамен в январе 1918г. в структуре Народного комиссариата земледелия был создан Центральный землемерно-технический отдел (ЦЗТО), положение о котором было утверждено приказом от 20 января 1918г. В период после февральской буржуазно-демократической революции 1917г. и в первые месяцы Советской власти землеустроительные работы на местах осуществлялись в основном персоналом губернских чертежных под руководством местных отделений Всероссийского союза землемеров. Совнарком РСФСР 30 марта 1918г. принял Декрет, по которому вводился общегосударственный учет землемерных сил и инструментов и их планомерное распределение в соответствии с потребностью. Основное содержание землеустроительных работ в 1918г. заключалось в проведении следующих действий: отграничение неделимых площадей (земельных участков, на подлежащих распределению); сбор статистических и картографических материалов о составе земель и их качестве, о численности населения для выработки норм наделения землей; распределение конфискованных земель во временное пользование; перераспределение всех земель (черный передел); съемка неделимых площадей для последующего устройства их территорий; оказание помощи при распределении земель под посевы. К концу 1918г. было закончено формирование 3101 землепользования советских хозяйств, находящихся в ведении Наркомзема. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 389. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |