![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Экономический аспект взаимоотношений
Весьма плотная ткань экономических взаимосвязей между бывшими союзными республиками тоже позволяет говорить об определенном единстве постсоветского пространства. Основная доля внешнеторгового оборота стран СНГ приходится на партнеров по Содружеству и, прежде всего, на Россию (исключение составляют сама Россия и Азербайджан). Большую роль играет приграничная торговля между ними, которая в официальной статистике практически не учитывается. Отсутствие визового режима позволяет гражданам СНГ свободно перемещаться в его пределах, облегчает трудовую миграцию. Миллионы жителей бывших союзных республик работают в России, а заработанные деньги отсылают на родину, что, например, для Таджикистана или Киргизии составляет суммы, сопоставимые с государственным бюджетом этих стран. Между тем складывающееся положение следует считать вынужденным. Новые независимые государства, по сути, замыкаются на самих себе, поскольку производимая ими промышленная и сельскохозяйственная продукция (за редкими исключениями) не выдерживает конкуренции на мировом рынке. Поездки трудовых мигрантов за пределы постсоветского пространства могут быть затруднены не только в силу визовых, правовых и языковых барьеров, но и по причине низкой квалификации гастарбайтеров. Важно отметить, что правящие круги большинства стран постсоветского пространства осознают необходимость проведения глубоких рыночных преобразований, которые являются непременным условием преодоления социально-политической и технологической отсталости. Одновременно растет понимание того, что внешнеэкономические связи не могут сводиться к простому товарообмену. Им необходимо координировать свои действия в сфере экономики с партнерами по СНГ, создавать для этого соответствующие механизмы, наделяя последние, в том числе, и некоторыми наднациональными функциями. До недавнего времени ничего подобного не происходило, экономическая интеграция буксовала. Пример тому деятельность Евразийского экономического сотрудничества (ЕврАзЭС), куда входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Такое положение объясняется опять-таки отсутствием внутренних предпосылок — слабой производственной базой и неразвитостью рыночных отношений. Получается своеобразный замкнутый круг. Попытки создать единое экономическое пространство (ЕЭП) с участием наиболее «продвинутых» стран СНГ — России, Украины, Белоруссии и Казахстана не были реализованы. В результате победы на президентский выборах к власти на Украине в 2005 г. пришел В. Ющенко, который связал дальнейшую судьбу своей страны с включением ее в иное — трансатлантическое — пространство. Смена украинского руководства в феврале 2010 г. (когда украинским президентом стал В. Янукович) не привела к радикальной смене позиции официального Киева по данному вопросу. Отказавшись от курса на вступление Украины в НАТО, нынешнее украинское правительство исходит из того, что в экономической сфере западный вектор политики в большей мере отвечает интересам страны, нежели восточный. Стратегической целью Украины остается вступление в ЕС, а прежде того — получение статуса его ассоциированного члена. Тем не менее, Москва, Минск и Астана не отказались от первоначальной идеи и приступили к формированию тройственного Таможенного союза, а теперь уже и Единого экономического пространства — ЕЭП. Данное объединение, на которое стороны возлагают большие надежды как на реальную интеграционную структуру, начало функционировать с 1 января 2010 г. Соответствующие документы были подписаны в Минске 27 ноября 2009 г. президентами Белоруссии, Казахстана и России. Лидеры трех стран «впервые договорились передать часть суверенитета в наднациональный орган», т.е. наделить наднациональными полномочиями Комиссию Таможенного союза. После многолетних и сложных переговоров появились нормативно-правовая база ТС и план действий по его реализации. С 1 июля 2010 г. был запущен единый механизм регулирования внешней торговли, введен в действие Таможенный кодекс Союза, завершился перенос контрольных функций с российско-белорусской границы на западные границы Белоруссии, а также был существенно упрощен контроль на российско-казахстанской границе. Таким образом, была создана единая таможенная территория без внутренних барьеров. Одновременно шла работа по преобразованию Таможенного союза в ЕЭП. 9 декабря 2010 г. президенты стран — основателей ЕЭП (России, Казахстана и Белоруссии) одобрили в Москве три договора из пакета договоров, формирующих данное пространство: о согласованной макроэкономической политике, о согласованных принципах валютной политики, о создании условий на их финансовых рынках для обеспечения свободы передвижения капитала. Документы о формировании ЕЭП вступили в силу с 1 января 2012 г. Единое экономическое пространство может со временем стать объединяющим началом в рамках СНГ, а его нынешние участники — локомотивом экономического прогресса для ряда других постсоветских пространств. В октябре 2011 г. Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан подписали договор о зоне свободной торговли, что следует расценить как первый шаг к более тесной экономической интеграции. Однако для Украины курс на евроинтеграцию остается приоритетным по политическим соображениям. Между тем ни Евросоюз, ни Россия, как следует из официальных заявлений с обеих сторон, не приемлют идею Киева о возможности совмещения украинских планов по евроинтеграции Украины с перспективой тесного сотрудничества этой страны с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана. В Центральной Азии наибольшие успехи демонстрирует Казахстан, который, наряду с Россией и Китаем, готов сотрудничать в реализации ряда дорогостоящих и масштабных проектов. Поле деятельности здесь чрезвычайно обширно — от участия в добыче и транспортировке углеводородного сырья, в разработке таких природных богатств, как уран и золото, до строительства электростанций, железнодорожных и автомобильных магистралей. Модернизация экономики и переход к инновационному развитию позволили бы России играть лидирующую роль в экономическом переустройстве бывших союзных республик, стать центром притяжения для тех постсоветских обществ, где готовы усваивать рациональные формы организации производства и использовать прогрессивные технологии. Только на этом пути можно создать действительно прочный каркас, формирующий постсоветское пространство, способное к самосохранению и устойчивому развитию на долгую перспективу. В последнее десятилетие энергетическая политика России на постсоветском пространстве характеризуется неуклонным нарастанием экономического прагматизма. В 2005-2006 гг. началась завершающая стадия перевода взаимодействия с бывшими союзными республиками в энергетической сфере на рыночные рельсы. Но есть и оборотная сторона медали. Новые взаимоотношения стран в энергетической сфере «принципиально меняют конфигурацию постсоветского пространства».Прежде всего, речь идет о нарастании конкурентной борьбы между производителями углеводородного сырья за рынки сбыта. Азербайджан уже поставляет нефть в Европупо трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Туркмения, Казахстан и Узбекистан реализуют проекты транспортировки энергоресурсов в южном и юго-восточном направлениях(Иран, Афганистан, Пакистан, Китай), что значительно снизит для них зависимость от российского транзита. Не исключено строительство транскаспийских продуктопроводов, которые позволят им выходить на западные рынки, минуя территорию РФ. Попытки диверсифицировать маршруты экспорта энергоносителей активно предпринимает и Россия(прокладка трубопроводов по дну Балтийского моря — «Северный поток»; по дну Черного моря — «Южный поток»; по территории Восточной Сибири в Китай и к Тихому океану), рассчитывая укрепить собственные позиции в отношениях со странами транзита: Украиной, Белоруссией и Молдавией. До сих пор более перспективной альтернативой выглядит евразийская интеграция (Россия, Белоруссия и Казахстан), начало которой способен положить Таможенный союз. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 189. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |