Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономический аспект взаимоотношений




Весьма плотная ткань экономических взаимосвязей между бывшими союзными республиками тоже позволяет говорить об определенном единстве постсоветского пространства. Основная доля внешнеторго­вого оборота стран СНГ приходится на партнеров по Содружеству и, прежде всего, на Россию (исключение составляют сама Россия и Азер­байджан). Большую роль играет приграничная торговля между ними, которая в официальной статистике практически не учитывается.

Отсутствие визового режима позволяет гражданам СНГ свободно перемещаться в его пределах, облегчает трудовую миграцию. Миллионы жителей бывших союзных республик работают в России, а зара­ботанные деньги отсылают на родину, что, например, для Таджикистана или Киргизии составляет суммы, сопоставимые с государствен­ным бюджетом этих стран.

Между тем складывающееся положение следует считать вынуж­денным. Новые независимые государства, по сути, замыкаются на са­мих себе, поскольку производимая ими промышленная и сельскохо­зяйственная продукция (за редкими исключениями) не выдерживает конкуренции на мировом рынке. Поездки трудовых мигрантов за пределы постсоветского пространства могут быть затруднены не толь­ко в силу визовых, правовых и языковых барьеров, но и по причине низкой квалификации гастарбайтеров.

Важно отметить, что правящие круги большинства стран постсовет­ского пространства осознают необходимость проведения глубоких ры­ночных преобразований, которые являются непременным условием преодоления социально-политической и технологической отсталости. Одновременно растет понимание того, что внешнеэкономические свя­зи не могут сводиться к простому товарообмену. Им необходимо коор­динировать свои действия в сфере экономики с партнерами по СНГ, создавать для этого соответствующие механизмы, наделяя последние, в том числе, и некоторыми наднациональными функциями.

До недавнего времени ничего подобного не происходило, экономи­ческая интеграция буксовала. Пример тому деятельность Евразийского экономического сотрудничест­ва (ЕврАзЭС), куда входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Такое положение объясняется опять-таки отсутствием внутренних предпосылок — слабой производственной базой и неразви­тостью рыночных отношений. Получается своеобразный замкнутый круг.

Попытки создать единое экономическое пространство (ЕЭП) с уча­стием наиболее «продвинутых» стран СНГ — России, Украины, Бело­руссии и Казахстана не были реализованы. В результате победы на пре­зидентский выборах к власти на Украине в 2005 г. пришел В. Ющенко, который связал дальнейшую судьбу своей страны с включением ее в иное — трансатлантическое — пространство. Смена украинского ру­ководства в феврале 2010 г. (когда украинским президентом стал В. Янукович) не привела к радикальной смене позиции официального Киева по данному вопросу. Отказавшись от курса на вступление Украины в НАТО, нынешнее украинское правительство исходит из того, что в экономической сфере западный вектор политики в большей мере от­вечает интересам страны, нежели восточный. Стратегической целью Украины остается вступление в ЕС, а прежде того — получение статуса его ассоциированного члена.

Тем не менее, Москва, Минск и Астана не отказались от первона­чальной идеи и приступили к формированию тройственного Тамо­женного союза, а теперь уже и Единого экономического пространства — ЕЭП. Данное объединение, на которое стороны возлагают большие надежды как на реальную интеграционную структуру, начало функционировать с 1 января 2010 г. Соответству­ющие документы были подписаны в Минске 27 ноября 2009 г. пре­зидентами Белоруссии, Казахстана и России. Лидеры трех стран «впервые договорились передать часть суверенитета в наднацио­нальный орган», т.е. наделить наднациональными полномочиями Комиссию Таможенного союза.

После многолетних и сложных переговоров появились нормативно-правовая база ТС и план действий по его реализации. С 1 июля 2010 г. был запущен единый механизм регулирования внешней торговли, вве­ден в действие Таможенный кодекс Союза, завершился перенос кон­трольных функций с российско-белорусской границы на западные гра­ницы Белоруссии, а также был существенно упрощен контроль на российско-казахстанской границе. Таким образом, была создана единая таможенная территория без внутренних барьеров. Одновременно шла работа по преобразованию Таможенного союза в ЕЭП.

9 декабря 2010 г. президенты стран — основателей ЕЭП (России, Казахстана и Белоруссии) одобрили в Москве три договора из пакета договоров, формирующих данное пространство: о согласованной ма­кроэкономической политике, о согласованных принципах валютной политики, о создании условий на их финансовых рынках для обеспе­чения свободы передвижения капитала.

Документы о формировании ЕЭП вступили в силу с 1 января 2012 г. Единое экономическое пространство может со временем стать объе­диняющим началом в рамках СНГ, а его нынешние участники — ло­комотивом экономического прогресса для ряда других постсоветских пространств. В октябре 2011 г. Россия, Украина, Белоруссия, Казах­стан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан подписали дого­вор о зоне свободной торговли, что следует расценить как первый шаг к более тесной экономической интеграции. Однако для Украины курс на евроинтеграцию остается приоритетным по политическим сообра­жениям. Между тем ни Евросоюз, ни Россия, как следует из офици­альных заявлений с обеих сторон, не приемлют идею Киева о возмож­ности совмещения украинских планов по евроинтеграции Украины с перспективой тесного сотрудничества этой страны с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана.

В Центральной Азии наибольшие успехи демонстрирует Казахстан, который, наряду с Россией и Китаем, готов сотрудничать в реализации ряда дорогостоящих и масштабных проектов. Поле деятельности здесь чрезвычайно обширно — от участия в добыче и транспортировке угле­водородного сырья, в разработке таких природных богатств, как уран и золото, до строительства электростанций, железнодорожных и авто­мобильных магистралей.

Модернизация экономики и переход к инновационному развитию позволили бы России играть лидирующую роль в экономическом пе­реустройстве бывших союзных республик, стать центром притяжения для тех постсоветских обществ, где готовы усваивать рациональные формы организации производства и использовать прогрессивные тех­нологии. Только на этом пути можно создать действительно прочный каркас, формирующий постсоветское пространство, способное к са­мосохранению и устойчивому развитию на долгую перспективу.

В последнее десятилетие энергетическая политика России на пост­советском пространстве характеризуется неуклонным нарастанием экономического прагматизма. В 2005-2006 гг. началась завершающая стадия перевода взаимодействия с бывшими союзными республиками в энергетической сфере на рыночные рельсы.

Но есть и оборотная сторона медали. Новые взаимоотношения стран в энергетической сфере «принципиально меняют конфигура­цию постсоветского пространства».Прежде всего, речь идет о нара­стании конкурентной борьбы между производителями углеводород­ного сырья за рынки сбыта. Азербайджан уже поставляет нефть в Ев­ропупо трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Туркмения, Казахстан и Узбекистан реализуют проекты транспортировки энергоресурсов в южном и юго-восточном направлениях(Иран, Афганистан, Пакис­тан, Китай), что значительно снизит для них зависимость от россий­ского транзита. Не исключено строительство транскаспийских продуктопроводов, которые позволят им выходить на западные рынки, минуя территорию РФ. Попытки диверсифицировать маршруты экс­порта энергоносителей активно предпринимает и Россия(прокладка трубопроводов по дну Балтийского моря — «Северный поток»; по дну Черного моря — «Южный поток»; по территории Восточной Сибири в Китай и к Тихому океану), рассчитывая укрепить собственные пози­ции в отношениях со странами транзита: Украиной, Белоруссией и Молдавией.

До сих пор более перспективной альтернативой вы­глядит евразийская интеграция (Россия, Белоруссия и Казахстан), начало которой способен положить Таможенный союз.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 142.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...