![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Укрепление влияния России на постсоветском пространстве.Стр 1 из 3Следующая ⇒
3. Военно-политические связи Важность тесного многостороннего сотрудничества в военной сфере была очевидна с самого начала существования СНГ. 15 мая 1992 г. состоялось подписание Договора о коллективной безопасности (ДКБ) между Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном. Позднее членами ДКБ стали Азербайджан, Белоруссия и Грузия. Однако в зависимости от политической конъюнктуры состав его участников не раз менялся. Так, в апреле 1997 г. Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались пролонгировать договор и покинули эту группировку. Между тем важность сохранения ДКБ становилась для его участников все более очевидной. В условиях, когда США пытались закрепить свое военное присутствие в Центральной Азии (базы в Киргизии и Узбекистане, попытки договориться с Таджикистаном о размещении военных объектов, планы создания такой структуры, как «Каспийский страж» и т.д.), Договор о коллективной безопасности 1992 г. уже не отвечал насущным потребностям дня. Было решено преобразовать его в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Подписание устава и соглашения о правовом статусе ОДКБ произошло в октябре 2002 г. В соглашение была внесена статья о коллективной ответственности членов Договора в случае возникновения угрозы агрессии против одного из них. Более того, четыре года спустя в уставные документы организации было вписано положение об обязательном согласовании участниками вопросов, касающихся размещения иностранных воинских контингентов на их территории. Немаловажным обстоятельством является и то, что обновленный альянс подразумевает обязательность принимаемых решений для всех его членов. Членами ОДКБ в настоящее время являются семь государств — Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Узбекистан стал ее полноправным участником в 2007 г., а затем вновь вышел из его состава. Задачи ОДКБ состоят в противостоянии внешним рискам, а также в противодействии международному терроризму, религиозному экстремизму и в пресечении наркотрафика. В качестве силовой составляющей Организации было решено сформировать мобильную, хорошо вооруженную и подготовленную группировку — Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), которые формируются пятью странами (Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения). Данное решение начало реализовываться летом-осенью 2009 г. База КСОР — штаб-квартира, тренировочные полигоны и т.д. — разместилась в городе Ош (Киргизия). Одновременно участники ОДКБ выражают стремление не замыкаться в собственных рамках, быть причастными и к другим системам международной безопасности и способствовать ее укреплению. На встрече лидеров стран ОДКБ в Душанбе (31 июля 2009 г.) среди сугубо внутренних аспектов сотрудничества обсуждались также вопросы координации внешнеполитических курсов и проведения согласованной линии в отношении таких объединений, как ЕС, НАТО, ОБСЕ и ООН. Появляются свидетельства и встречной заинтересованности в установлении официальных связей с ОДКБ. Так, 18 марта 2010 г. генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и генеральный секретарь ОДКБ Н. Бордюжа подписали в Москве совместную декларацию о сотрудничестве в противостоянии глобальным угрозам, в предотвращении конфликтов и в борьбе с преступностью за пределами сферы ответственности ОДКБ. Московская декларация появилась спустя два года после подписания аналогичного документа между ООН и НАТО. Страны ОДКБ, не участвуя в боевых действиях западной коалиции против талибов, оказывали, тем не менее, весьма существенную поддержку ее силам, предоставляя им транзитные коридоры и перевалочные центры для доставки невоенных, а с недавнего времени — и военных грузов. В частности, в сентябре 2009 г. вступило в силу новое транзитное соглашение между Россией и США о переброске в Афганистан солдат и вооружений по российскому воздушному мосту. Речь о пропуске десяти (и более) американских военно-транспортных самолетов в день. Проявлением важной тенденции можно считать элементы взаимодействия между ОДКБ и Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), куда в качестве полноправных членов входят Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан. На встрече лидеров стран — участниц ОДКБ и ШОС, которая проходила в Душанбе в октябре 2007 г., был подписан Меморандум о взаимопонимании между секретариатами двух объединений. Этот документ впервые зафиксировал их общие цели и направления сотрудничества (борьба с терроризмом, незаконным оборотом оружия и взрывчатых веществ, распространением наркотиков). Одновременно были заключены соглашения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических учений. С тех пор они регулярно проходят на территории России, Китая и Казахстана. Заинтересованность сторон в военно-политическом и военно-техническом сотрудничестве, помимо создания соответствующих коллективных структур, проявляется в двусторонних связях России практически со всеми бывшими союзными республиками, включая Туркмению, Азербайджан, Молдавию и Украину. Речь идет о поставках оружия и военной техники на льготных условиях, обучении военных специалистов, сотрудничестве по линии ОПК и т.д. Россия располагает полноценными военными базами в Таджикистане, Киргизии и в Украине(база Черноморского флота РФ в Крыму), ее военнослужащие дислоцируются также в Армении и в зоне приднестровского конфликта. С 2008—2009 гг. в Южной Осетии и Абхазии заступили на службу российские пограничники. Здесь же расквартированы общевойсковые части Вооруженных сил РФ. В интересах российского военного командования используются радиолокационные станции и станции космического слежения в Белоруссии (Барановичи, Вилейка), в Азербайджане (Габала – закончилась аренда), в Таджикистане (Нурек). Продолжает функционировать Объединенная система противовоздушной обороны СНГ, в которую, помимо России и других стран, участвующих в ОДКБ, входит также Украина. Наконец, в рамках этой системы в 2009 г. была создана более тесно интегрированная структура —Единая региональная система ПВО России и Белоруссии. Обсуждается вопрос о достижении подобной же договоренности между Россией и Арменией, Россией и странами Центральной Азии. Тем не менее, о едином оборонном пространстве в рамках ОДКБ можно говорить лишь с определенной долей условности. Безопасность поддерживается здесь в основном усилиями одной только России, если можно так выразиться, по вертикали (в том числе самим фактом наличия у нее мощного ракетно-ядерного потенциала), поскольку остальные члены ОДКБ располагают несравненно более ограниченными возможностями. Кроме того, различия в геополитическом положении новых независимых государств определяют нюансы в их оценке характера и источников реальных и потенциальных угроз безопасности. Показательно, кроме того, что никто из членов ОДКБ, осудив агрессию Грузии против Южной Осетии в 2008 г. и одобрив действия РФ по принуждению тбилисского режима к миру в принципе, не выступил вслед за Москвой с признанием независимости Южной Осетии и Абхазии. Это объясняется, прежде всего, нежеланием осложнять отношения с западными странами. Слабость военно-политической интеграции постсоветского пространства очевидным образом проявилась в связи с очередной сменой власти в Киргизии (апрель 2010 г.) и последующими событиями, которые поставили эту страну на грань распада, утраты суверенитета и гуманитарной катастрофы. ОДКБ фактически отстранилась от участия в урегулировании ситуации, не задействовав не только КСОР, но и миротворческий контингент, кстати говоря, готовый к развертыванию. В целом можно сказать, что, рассматривая сотрудничество в области безопасности как один из факторов, формирующих некую общность новых независимых государств, нельзя не учитывать, что эти государства все еще переживают переходный период своего становления. До тех пор пока их внутриполитическое состояние и вектор экономического развития не определятся окончательно, трудно судить о том, какие тенденции возобладают на постсоветском пространстве — тенденции распада или потребность в более тесной интеграции. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 433. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |