Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Укрепление влияния России на постсоветском пространстве.




3. Военно-политические связи

Важность тесного многостороннего сотрудничества в военной сфере была очевидна с самого начала существования СНГ. 15 мая 1992 г. со­стоялось подписание Договора о коллективной безопасности (ДКБ) между Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном. Позднее членами ДКБ стали Азербайджан, Белорус­сия и Грузия. Однако в зависимости от политической конъюнктуры состав его участников не раз менялся. Так, в апреле 1997 г. Азербайд­жан, Грузия и Узбекистан отказались пролонгировать договор и поки­нули эту группировку.

Между тем важность сохранения ДКБ становилась для его участ­ников все более очевидной. В условиях, когда США пытались закре­пить свое военное присутствие в Центральной Азии (базы в Киргизии и Узбекистане, попытки договориться с Таджикистаном о размеще­нии военных объектов, планы создания такой структуры, как «Кас­пийский страж» и т.д.), Договор о коллективной безопасности 1992 г. уже не отвечал насущным потребностям дня. Было решено преобра­зовать его в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Подписание устава и соглашения о правовом статусе ОДКБ произошло в октябре 2002 г. В соглашение была внесена статья о кол­лективной ответственности членов Договора в случае возникновения угрозы агрессии против одного из них. Более того, четыре года спустя в уставные документы организации было вписано положение об обя­зательном согласовании участниками вопросов, касающихся разме­щения иностранных воинских контингентов на их территории. Нема­ловажным обстоятельством является и то, что обновленный альянс подразумевает обязательность принимаемых решений для всех его членов.

Членами ОДКБ в настоящее время являются семь государствАр­мения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Узбекистан стал ее полноправным участником в 2007 г., а затем вновь вышел из его состава. Задачи ОДКБ состоят в противостоянии внешним рискам, а также в противо­действии международному терроризму, религиозному экстремизму и в пресечении наркотрафика.

В качестве силовой составляющей Организации было решено сформировать мобильную, хорошо вооруженную и подготовленную группировку — Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), которые формируются пятью странами (Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения). Данное решение начало реализовываться летом-осенью 2009 г. База КСОР — штаб-квартира, трениро­вочные полигоны и т.д. — разместилась в городе Ош (Киргизия).

Одновременно участники ОДКБ выражают стремление не замы­каться в собственных рамках, быть причастными и к другим системам международной безопасности и способствовать ее укреплению. На встрече лидеров стран ОДКБ в Душанбе (31 июля 2009 г.) среди сугу­бо внутренних аспектов сотрудничества обсуждались также вопросы координации внешнеполитических курсов и проведения согласован­ной линии в отношении таких объединений, как ЕС, НАТО, ОБСЕ и ООН.

Появляются свидетельства и встречной заинтересованности в ус­тановлении официальных связей с ОДКБ. Так, 18 марта 2010 г. гене­ральный секретарь ООН Пан Ги Мун и генеральный секретарь ОДКБ Н. Бордюжа подписали в Москве совместную декларацию о сотруд­ничестве в противостоянии глобальным угрозам, в предотвращении конфликтов и в борьбе с преступностью за пределами сферы ответст­венности ОДКБ. Московская декларация появилась спустя два года после подписания аналогичного документа между ООН и НАТО.

Страны ОДКБ, не участвуя в боевых действиях западной коалиции против талибов, оказывали, тем не менее, весьма существенную под­держку ее силам, предоставляя им транзитные коридоры и перевалоч­ные центры для доставки невоенных, а с недавнего времени — и воен­ных грузов. В частности, в сентябре 2009 г. вступило в силу новое транзитное соглашение между Россией и США о переброске в Афга­нистан солдат и вооружений по российскому воздушному мосту. Речь о пропуске десяти (и более) американских военно-транспортных са­молетов в день.

Проявлением важной тенденции можно считать элементы взаимо­действия между ОДКБ и Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), куда в качестве полноправных членов входят Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан. На встрече лидеров стран — участниц ОДКБ и ШОС, которая проходила в Душанбе в ок­тябре 2007 г., был подписан Меморандум о взаимопонимании между секретариатами двух объединений. Этот документ впервые зафикси­ровал их общие цели и направления сотрудничества (борьба с терро­ризмом, незаконным оборотом оружия и взрывчатых веществ, распро­странением наркотиков). Одновременно были заключены соглашения о порядке организации и проведения совместных антитеррористичес­ких учений. С тех пор они регулярно проходят на территории Рос­сии, Китая и Казахстана.

Заинтересованность сторон в военно-политическом и военно-техническом сотрудничестве, помимо создания соответствующих коллективных структур, проявляется в двусторонних связях России практически со всеми бывшими союзными республиками, включая Туркмению, Азербайджан, Молдавию и Украину. Речь идет о постав­ках оружия и военной техники на льготных условиях, обучении воен­ных специалистов, сотрудничестве по линии ОПК и т.д.

Россия располагает полноценными военными базами в Таджикис­тане, Киргизии и в Украине(база Черноморского флота РФ в Крыму), ее военнослужащие дислоцируются также в Армении и в зоне при­днестровского конфликта. С 2008—2009 гг. в Южной Осетии и Абха­зии заступили на службу российские пограничники. Здесь же рас­квартированы общевойсковые части Вооруженных сил РФ.

В интересах российского военного командования используются ра­диолокационные станции и станции космического слежения в Бело­руссии (Барановичи, Вилейка), в Азербайджане (Габала – закончилась аренда), в Таджикис­тане (Нурек). Продолжает функционировать Объединенная система противовоздушной обороны СНГ, в которую, помимо России и других стран, участвующих в ОДКБ, входит также Украина. Наконец, в рам­ках этой системы в 2009 г. была создана более тесно интегрированная структура —Единая региональная система ПВО России и Белоруссии. Обсуждается вопрос о достижении подобной же договоренности меж­ду Россией и Арменией, Россией и странами Центральной Азии.

Тем не менее, о едином оборонном пространстве в рамках ОДКБ можно говорить лишь с определенной долей условности. Безопасность поддерживается здесь в основном усилиями одной только России, если можно так выразиться, по вертикали (в том числе самим фактом нали­чия у нее мощного ракетно-ядерного потенциала), поскольку осталь­ные члены ОДКБ располагают несравненно более ограниченными возможностями. Кроме того, различия в геополитическом положении новых независимых государств определяют нюансы в их оценке харак­тера и источников реальных и потенциальных угроз безопасности.

По­казательно, кроме того, что никто из членов ОДКБ, осудив агрессию Грузии против Южной Осетии в 2008 г. и одобрив действия РФ по принуждению тбилисского режима к миру в принципе, не высту­пил вслед за Москвой с признанием независимости Южной Осетии и Абхазии. Это объясняется, прежде всего, нежеланием осложнять от­ношения с западными странами.

Слабость военно-политической интеграции постсоветского прост­ранства очевидным образом проявилась в связи с очередной сменой власти в Киргизии (апрель 2010 г.) и последующими событиями, кото­рые поставили эту страну на грань распада, утраты суверенитета и гума­нитарной катастрофы. ОДКБ фактически отстранилась от участия в урегулировании ситуации, не задействовав не только КСОР, но и миротворческий контингент, кстати говоря, готовый к развертыванию.

В целом можно сказать, что, рассматривая сотрудничество в облас­ти безопасности как один из факторов, формирующих некую общность новых независимых государств, нельзя не учитывать, что эти государст­ва все еще переживают переходный период своего становления. До тех пор пока их внутриполитическое состояние и вектор экономического развития не определятся окончательно, трудно судить о том, какие тен­денции возобладают на постсоветском пространстве — тенденции рас­пада или потребность в более тесной интеграции.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 318.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...