Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Протекционистский поворот в таможенной политике и таможенный тариф 1891 г.




Тема 10. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭВОЛЮЦИИ КАПИТАЛИЗМА (1877 - 1917 гг.)

План изложения и усвоения материала

 

Протекционистский поворот в таможенной политике и таможенный тариф 1891 г.

Торгово-таможенная война России и Германии.

Таможенная система в конце XIX – начале XX вв.

Протекционистский поворот в таможенной политике и таможенный тариф 1891 г.

С первыми признаками кризиса 1873 г., ухудшением платежного баланса и состояния финансов страны правительственная политика стала быстро отходить от либеральной доктрины. Отчасти, это было вызвано прекращением в середине 70-х гг. притока иностранного капитала и необходимостью выплачивать немалые проценты по ранее заключенным облигационным займам.

Период с 1877 по 1891 год ознаменовался переходом к охранительным тарифам и преданию таможенной политике значения политического курса приостановить экономическую экспансию иностранных государств (и в первую очередь Германии) против России. По оценке специалистов и статистическим данным, 1877г. является годом перехода к протекционизму.

В рассматриваемый период пошлины были еще сравнительно невелики и очень далеки от размеров покровительственных. Так как привоз товаров в Россию еще был высокий — 565,314 тыс. руб., вывоз — 369,540 тыс. руб Тем не менее, в последующие годы таможенные пошлины неуклонно росли, а также вводились новые на многие товары, ранее пропускавшимися по тарифу 1868г. беспошлинно. Особенно активно повышались пошлины на сталь и железо. Размеры этих пошлин служили показателем защиты национальной экономики. Ставки пошлин являлись показателем стратегии таможенной политики и развития всех отраслей промышленности. К середине 80-х годов законодательство защитило все отрасли железной индустрии высокими таможенными ставками.

В условиях утверждавшегося полнокровного товарно-денежного хозяйства (особенно начиная со второй половины 80-х годов), когда развитие страны не могло осуществляться в отрыве от собственной угольно-металлургической базы, либеральные начала в таможенной политике были просто вынуждены уступить место протекционистским. К этому подводила и потребность в частных иностранных инвестициях производственного назначения, масштабное привлечение которых в Россию было бы просто невозможно без существенной корректировки внешнеэкономического курса. Так, в 1876 г. государственным железным дорогам было предписано приобретать, по крайней мере, половину необходимых им рельсов у отечественных производителей. При этом последним предоставлялись значительные льготы и премия. В интересах горнопромышленников в 1880г. была отменена ограниченная свобода беспошлинного ввоза чугуна, железа «не в дело» и машинных частей для нужд отечественного машиностроения.

Наконец, военно-политические интересы страны заставляли правительство оказывать поддержку отдельным отраслям и производствам военно-стратегического значения; они же побуждали его с помощью мер таможенно-тарифного регулирования чинить препятствия дальнейшему развитию металлообрабатывающей промышленности в приграничных областях и поощрять создание соответствующих отраслей вблизи отечественных источников сырья, а также во внутренних губерниях страны.

Переход к резко выраженной покровительственной политике подтверждается конкретными цифрами. Средний годовой размер таможенного дохода повысился с 42,3 млн. руб. (в 1869–1871 гг.) до 57,2 млн. руб. (в 1872–1875 гг.). Далее после введения золотой пошлины – с 60,6 млн. руб. (в 1878–1880 гг.) до 80,2 млн. руб. (в 1888–1890 гг.). Торговый баланс также изменился в пользу России. Так в 1876–1880 гг. вывоз составил 527,3 млн. руб., а ввоз 517,7 млн. руб.; в 1881–1885 гг. вывоз составлял уже 550 млн. руб., ввоз 494,3 млн. руб.; в 1886–1890 гг. вывоз составлял 630,9 млн. руб., а ввоз только 392,3 млн. руб.

Рост пошлин на чугун, железо и сталь в 80-е годы привел не только к сокращению ввоза, но и росту их внутреннего производства. 

Таможенная политика в этот период строилась на потребностях охранительных факторов и предполагала подъем промышленности и, безусловно, решение фискальных проблем.

До 1891 года ставки тарифа пересматривались почти каждый год и всякий раз - в сторону увеличения. Учитывая этот факт, не следует в то же время переоценивать как протекционистскую мотивацию правительственной деятельности, так и ее конкретные «протекционистские» результаты. Во-первых, повышение таможенных пошлин коснулось не только угля, металлов, химических продуктов, бумажной массы и многих других промышленных товаров, но и также предметов массового спроса, таких, например, как чай и сельди. Во-вторых, повышение таможенных пошлин в 1885 и 1890 гг. производилось огульно, то есть с нарушением устоявшегося правила подвергать рассмотрению каждую отдельную статью тарифа, исходя из интересов не только казны, но и приоритетных отраслей промышленности. В-третьих, во главе финансового ведомства в рассматриваемый период стояли Н.Х. Бунге (1881-1886) и И.А. Вышнеградский (1887-1892), которые в своей деятельности руководствовались интересами не столько промышленности, сколько финансовой политики. Все их усилия сводились к тому, чтобы поставить протекционизм на службу «золотой политике», проводившейся со времени установления «золотой пошлины» (1877) с целью увеличения любой ценой (в основной за счет хлебного экспорта) золотого запаса в виде подготовки денежной реформы.

И все же, стоявшие на первом плане фискальные интересы были тесно связаны с мероприятиями, направленными на создание национальной промышленности

Повышение таможенных пошлин в период после 1877 г. по 1890 г. более чем на 100% вызвало потребность их систематизации и придания таможенной политике значения политического курса.

Разработка нового тарифа осуществлялась по распоряжению Александра III и началась в 1889 году. Этому предшествовала записка Д.И.Менделеева в адрес министра финансов И.А.Вышнеградского «Материалы для пересмотра таможенного тарифа Российской империи». Для разработки нового тарифа был создан комитет во главе с Д.И.Менделеевым, в который, кроме экспертов, вошли 62 представителя от торгово-промышленных предприятий, 7 профессоров технологического института, представители производств сельского хозяйства. 

Новый протекционистский тариф по европейской торговле был окончательно утвержден 11 июня 1891 г. и введен в действие с 1 июля того же года.

Отличительная особенность тарифа заключалась в том, что он носил строго охранительный покровительственный характер для всей русской промышленности и добывающих производств, т.е. от сырья и до изготовления готовых изделий. Составители тарифа стремились к тому, чтобы в каждой группе товаров размеры пошлин для сырого материала, полуфабриката и готовых изделий были согласованы между собой, чтобы охранительные функции тарифа равномерно распределялись на все товары. Таким образом, были скоординированы пошлины в группе металлов: на руду, чугун, железо и на изделия из этих металлов.

Практически тариф положил начало новому подходу к таможенной политике. В нем заново была переработана редакция и номенклатура товаров. Весь тариф разделялся на 10 групп – 218 статей (в тарифе 1868 г. было 442 статьи).

Согласно тарифа 1891 г. ставки пошлин по всем статьям были повышены в среднем до 25–30%. А по таким товарам, как керосин, – в 3 раза, на нефть – в 2 раза, на медь – от 6 до 8 раз, чугун – в 10 раз, железо – от 3 до 4,5 раза, паровозы – в 4 раза, рельсы – в 4 раза, хлопчатобумажные ткани – в 2 раза и т.д.

Тариф, в смысле охранительной политики, превосходил все существующие до этого в Европе запретительные пошлины. По официальным правительственным взглядам, принятие тарифа 1891 г. имело своей целью не конкуренцию на внешних рынках, где европейские страны достигали высокого уровня экономического развития, а введение защитных мер от экономической экспансии извне.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 514.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...