Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 9: Налогообложение в свободных экономических зонах (СЭЗ)




       Налоговая политика Республики Беларусь направлена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, в частности, путём установления льготного налогообложения для резидентов СЭЗ. Законом Республики Беларусь № 213-3 от 07.12.1998г. «О свободных экономических зонах» определено, что СЭЗ – это часть территории Республики Беларусь с точно определёнными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Специальный правовой режим в виде предоставления особых льготных условий налогообложения, валютного, таможенного и иного регулирования устанавливается в целях привлечения инвестиций в регионы для их ускоренного развития, внедрения прогрессивных технологий, содействия международной интеграции и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь. В Республике Беларусь функционируют СЭЗ в каждой области. Первая СЭЗ была создана в Бресте в 1996г.

       Резидентами СЭЗ могут стать юридические лица или индивидуальные предприниматели, находящиеся на территории СЭЗ, зарегистрированные в установленном порядке администрациями СЭЗ при соблюдении определённых требований, соответствующих целям создания СЭЗ (по объему заявленных инвестиций в реализацию инвестиционного проекта, который будет освоен (не менее 1 млн. евро), по возрасту импортируемого основного технологического оборудования, по доле  товаров (работ, услуг) собственного производства, производимых на территории СЭЗ, предназначенных для реализации за пределы РБ, либо импортозамещающих товаров,реализуемых в РБ (перечень импортозамещающих товаров определяется Правительством РБ по согласованию с Президентом Республики Беларусь).

Налоговые льготы, установленные для резидентов СЭЗ, можно разделить на три категории.

1.Льготы, носящие постоянный характер (с 1 апреля 2008г. - сроком на семь лет согласно Указу Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 №42), выражающиеся в ограничении перечня уплачиваемых налогов, сборов.

2.Налоговые преимущества, предусматривающие понижение на 50% ставки налога на прибыль и уплату НДС в размере 50% от причитающихся к уплате сумм (по реализации облагаемых по ставке 20% импортозамещающих товаров).

3.Налоговые льготы временного характера в виде освобождения от налога на прибыль и местных сборов из прибыли в течение первых пяти лет с момента объявления прибыли, полученной от реализации произведенных товаров, работ, услуг, на которую распространяется специальный правовой режим.

     Сравнительная характеристика налогообложения резидентов СЭЗ (на примере СЭЗ «Витебск») и организаций Республики Беларусь, не являющихся резидентами СЭЗ, представлена в таблице 3. 

Таблица 3 - Налогообложение резидентов СЭЗ «Витебск» и организаций Республики Беларусь, не являющихся резидентами СЭЗ, в 2010г.

Наименование

налогов, сборов (пошлин),

отчислений

 

Ставка (размер платежа) на 01.01.2010г.

Для резидентов

СЭЗ «Витебск»

 

Для организаций РБ, не являющихся резидентами СЭЗ
1

2

3

1.Налоги и сборы, включаемые в отпускную цену товаров (работ, услуг):

1.1. НДС

уплачивается в бюджет 50% от подлежащей уплате суммы НДС с оборотов по реализации в РБ импортозамещающих товаров собственного производства, облагаемых по ставке 20 %

20%, 10%, 0%, 0,5%, 24%,16,67%, 9,09%
1.2. Акцизы

по установленным ставкам

по установленным ставкам
1.3. Налог на услуги

по ставкам, утверждённым решениями местных Советов депутатов (но не более 5%)

по ставкам, утверждённым решениями местных Советов депутатов (но не более 5%)

2. Налоги, сборы, отчисления, относимые на себестоимость товаров (работ, услуг)

2.1. Экологический налог

по установленным ставкам по установленным ставкам

2.2. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

по установленным ставкам по установленным ставкам

2.3. Земельный налог

по ставкам в зависимости от качества, местоположения и функционального использования участка (в процентах от кадастровой стоимостиили в рублях за гектар) по ставкам в зависимости от качества, местоположения и функционального использования участка (в процентах от кадастровой стоимостиили в рублях за гектар)

2.4. Страховые взносы в ФСЗН

от выплат, начисленных в пользу работников по утверждённым ставкам от выплат, начисленных в пользу работников по утверждённым ставкам

2.5. Отчисления в инновационные фонды

не уплачиваются не менее 0,25% от себестоимости товаров (работ, услуг)

2.6.Госпошлина, патентная пошлина, регистрационные и лицензионные сборы, консульский сбор

по установленным ставкам по установленным ставкам

3. Налоги и сборы, уплачиваемые из прибыли (дохода)

3.1. Налог на недвижимость

не уплачивается (кроме случаев, установленных актами законодательства) 1% в год с учётом повышающих (понижающих) коэффициентов, установленных местными Советами депутатов

3.2. Оффшорный сбор

15% 15%

3.3. Гербовый сбор

по установленным ставкам по установленным ставкам

3.5. Налог на прибыль

налог не уплачивается в течение первых 5 лет с даты объявления прибыли, затем применяется ставка налога на прибыль в размере 50% от установленной основной ставки, но не более 12% 24% - основная ставка

3.6. Местный сбор на развитие территорий

сбор не уплачивается в течение первых 5 лет по прибыли, на которую распространяется специальный правовой режим     Не более 3%  

4. Подоходный налог с физических лиц

по утверждённым ставкам по утверждённым ставкам

5. Ввозная таможенная пошлина

не уплачивается при ввозе материалов, оборудования по утверждённым ставкам
       

Налоговые льготы позволяют инвестору – резиденту СЭЗ снизить налоговую нагрузку примерно на 30% (с учётом освобождения от уплаты ввозных таможенных платежей) по сравнению с другими субъектами хозяйствования Республики Беларусь.

Особенности налогообложения резидентов той или иной зоны («Витебск», «Брест», «Минск», «Гомель-Ротон», «Гродноинвест», «Могилёв») определяются положениями о СЭЗ. По деятельности, на которую не распространяется специальный правовой режим, резиденты СЭЗ исчисляют и уплачивают налоги, сборы, пошлины и иные обязательные платежи в бюджет в общем порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Специальный правовой режим не распространяется на:

1)операции с ценными бумагами, торговую и торгово-закупочную деятельность, игорный бизнес, общественное питание, деятельность банков, небанковских кредитно-финансовых и страховых организаций;

2)реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется с использованием основных средств и труда работников резидента СЭЗ вне территории СЭЗ;

3)реализацию на территории Республики Беларусь товаров, произведенных резидентом СЭЗ на территории СЭЗ, не являющихся импортозамещающими (кроме таких товаров, реализованных другим резидентам СЭЗ согласно заключенным договорам (за исключением договоров комиссии).










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...