Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Описание содержания проекта




(подготовка, этапы выполнения,подведение итогов)

Для участия в проектебыли приглашены глухие и слышащие молодые люди (по 12 подростков 15-16 лет из каждой страны): с российской стороны из МОУ СОШ №92 г. Волгограда, ГC(К)ОУ Волгоградской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I и II вида № 7, с немецкой стороны из Берлинской организации SinneswandelGmbH и Берлинской интеграционной школы для глухих и слышащих детей, а также обучающиеся и педагоги этих учреждений, сотрудники Волгоградской региональной благотворительной общественной организации «Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка», мастера творческого обучения, сурдопереводчики, представители науки, общественности, СМИ. 

Выбор участников проекта осуществлялся по принципу наличия опыта работы по данной теме и участия в соответствующих кружках.

В ходе проекта была организована совместная очная и заочная работа детских групп из Волгограда и Берлина, включая проведение совместных исследований, семинаров, дискуссий, интервью, работу над сценарием, съемки школьной телевизионной программы.

Для совместной очной работы детей были организованы две поездки: с 30 сентября по 7 октября 2013 г. в г. Берлин и с 28 октября по 4 ноября 2013 г. в г. Волгоград.

Финансовую поддержку оказал Фонд «Память, ответственность, будущее» (Германия) в рамках благотворительной программы «Европейцы за мир». Для оплаты ряда вспомогательных расходов потребовалось привлечение дополнительных средств от спонсоров и собственный вклад участников проекта из России и Германии. 

За счет средств Фонда оплачивались, в первую очередь, международные переезды и питание детей (и сопровождающих взрослых) во время очных сессий, расходы по созданию творческих продуктов.

План реализации проекта(май 2013 – май 2014 г.)

 

Этапы Сроки
1 Подготовительный этап (май 2013 г.)
2 1. Основной этап: · первая встреча в Берлине; · вторая встреча в Волгограде.   (октябрь 2013 г.); (ноябрь 2013 г.).
3 Заключительный этап (заочное общение) (январь – май 2014 г.)

Подготовительный этап

1. Диагностическая работа по выявлению уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у детей.

2. Изучение форм работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действийу детей с нарушениями слуха.

3. Использование современных образовательных технологий с целью формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

В рамках проекта была проведена стартовая диагностика с целью выявления уровнясформированности коммуникативных универсальных учебных действий. Для диагностирования использовались задание “Рукавички” (автор Г.А. Цукерман) и методика “Братья и сестры” (автор Пиаже, 1997).

Результаты диагностики глухих и слышащих обучающихся:

· 60 % обучающихся имели низкий уровень сформированности

коммуникативных универсальных учебных действий;

· 40% – средний уровень;

· 0% – высокий уровень.

Для повышения уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий на подготовительном этапепроекта были проведены мероприятия:

1. Круглый стол. Тема: «Обсуждение основных проблем общения слышащих и глухих детей».

2. Ролевые игры.

3. Коммуникативные тренинги.

Проведениетаких мероприятийспособствовало обучению и развитию умений:

· контролировать действия партнёра;

· использовать речь для регуляции своего действия;

· договариваться;

· приходить к общему решению;

· учитывать разные мнения;

· стремиться к координации;

· формулировать собственное мнение и позицию.

Педагоги целенаправленно формировали умения:

· держать временную паузу с партнерами по общению;

· внимательно следить за репликами собеседника;

· учитывать мнение партнера;

· обсуждать все проблемы в атмосфере доброжелательности и уважения к партнеру по общению или деятельности.

Эффективность и значимость работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий, проведенной на подготовительном этапе, проявилась на следующих этапах проекта.

Основной этап.

Основная часть проекта состояла из двух частей: первая часть была проведена в столице Германии городе Берлине, вторая - в России, городе Волгограде.

Часть первая. Берлин.

30 сентября 2013 года русские глухие и слышащие ребята приехали в Германию в город Берлин.

Цель:знакомство с новой страной, культурой немецкого народа, историей национал-социализма, субкультурой глухих людей Германии; развитие коммуникативных учебных универсальных действий глухих школьников в процессе общения со сверстниками. 

Решая поставленную цель, в ходе первой части проекта глухие и слышащие дети посетили достопримечательности города Берлина.

Интерактивные экскурсии по городу приобщили участников проекта к другой культуре, знакомили с тем, как относятся к людям с ограниченными возможностями в Германии.

Интерактивные экскурсии проходили по маршрутным листам, содержащим вопросы и задания. Непосредственная форма общения во время экскурсий развивала эмоциональную отзывчивость, закладывала основы нравственного облика, способствовала формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность и внимание, необходимых для обогащения знаний об окружающем мире.

Участники  интерактивных экскурсий активно включались в диалоги, выслушивали мнения собеседников, выражали свое мнение, устанавливали истину.Исследовали и экспериментировали, творили и создавали новое, оригинальное.

Педагоги помогаливыбрать и сформулировать правильное утверждение, обосновать его; ребята с готовностью, даже с радостью вступали в спор, упорно защищая свои позиции.

Коммуникативные универсальные учебные действия, формировавшиеся на подготовительном этапе проекта, способствовали активному участию детей в спорах, обсуждениях, защите своей позиции.

Российско-немецкая команда исследовала тему обращения с глухими во времена национал-социализма. Детям был предоставлен исторический и архивный материал, тексты законов, биографии, а также беседы с людьми, непосредственно пережившими эти события. Ребята размышляли, опираясь на знание фактов, делали обоснованные выводы.

Обеспечение личного доступа к историческому контексту приводило к глубокому размышлению, сравнению жизненных реалий глухих и слышащих детей в обеих странах в настоящее время и во времена национал-социализма.

Работала «Творческая мастерская». Используя компьютерную программу «ComicLife», участники проекта составили комиксы: «Пример дискриминации». Разделившись на смешанные группы (разные страны, разные сенсорные миры), активно обсуждали примеры дискриминации, возможные для изображения, распределяли между собой роли, делали постановочные фотографии, которые потом использовали для составления комиксов на компьютере.

В процессе выполнения творческих заданий в группах велся ситуативный диалог.

Для обеспечения межкультурного и интегративного диалога в работу групп включались свидетели современной истории.

Во время встреч участники обсуждали разнообразные вопросы:

1. Разбирали жизненные реалии в своей среде и стране.

2. Говорили о равноправном и равноценном участии всех членов общества в жизни города, страны.

Лейтмотив: инклюзия вместо разграничения прорабатывался как на конкретных, так и на абстрактных примерах; участники проекта постоянно вырабатывали свое социальное отношение к теме.

3. Искали ответы на вопросы:

· В каком мире мы живем?

· Какое образование получают глухие и слышащие дети?

· Как происходит участие глухих и обычных людей в общественных делах в Германии и России?

· Каким видится общее будущее?

· Что для этого требуется и что делается?

4. Вырабатывалиобщую позицию в процессе  рассуждений по данной тематике и передачи знаний.

В рамках проекта был проведен семинар на тему:«Дискриминации глухих времен национал-социализма».

В первой части семинара с помощью слайд-шоупроводился краткий экскурс в историю.

Для практической работы во второй части семинара участники разделились на группы, которым предлагались  разные ситуации дискриминации. Каждая группа, познакомившись с ситуацией, должна была определить, кто и за что подвергался дискриминации, заполнить таблицу, привести  пример дискриминации.

Рассматривая такие вопросы, как жизнь инвалидов во времена национал-социализма, а также возникновение и легитимация прав человека, в общем, и прав инвалидов, в частности, участники перерабатывали информацию при помощи медийных средств.

Работа с информацией способствовала развитию самостоятельного критического мышления.

В процессе подготовительной работы по созданию телевизионной программы:

· осваивали приемы работы с камерой;

· учились выражать  свое отношение к проблеме    в рамках интервью;

· приобретали опыт общения на разных языках;

· составляли текст новостей;

· определяли формат репортажа.

Вся коммуникация в проекте велась одновременно на 4-х языках – русском и немецком разговорном, русском и немецком жестовых языках, что давало возможностьравноправного общения детям с нарушениями слуха и слышащим.       

                                       Часть вторая. Волгоград.

    27 октября 2013года немецкие глухие ребята приехали в Россию в город Волгоград.

    Цель визита: знакомство с культурой России и субкультурой глухих людей России, с Волгоградом, условиями, созданными для обучения  глухих детей в России, глухими учениками этой школы; развитие коммуникативных универсальных учебных действий глухих школьников в процессе общения со сверстниками.        

    Во второй части проекта  были проведены экскурсии в интерактивном формате. Применяя опыт, полученный во время первой встречи в Берлине, участники проекта, изучая  достопримечательности Волгограда, обменивались вопросами, активно выполняли задания.

    В Волгограде были проведены семинары и тренинги, на которыхизучались следующие вопросы:

· права человека в России и Германии;

· доступная среда для людей с ограниченными возможностями здоровья;

·  инклюзия в России и в Германии;

· осознание исторических изменений, произошедших в отношениях между здоровыми людьми и людьми  с ограниченными возможностями.

Вся работа в проекте имела потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий.

На семинаре «Права человека», получив информацию, участники выполняли групповые задания, составляли презентацию и защищали ее.

По окончании семинара на «дерево пожеланий» прикрепляли ответы на вопросы:

1. Что я  изменил бы  для того, чтобы не было дискриминации?

2. Что я жду от проекта?

Обучение умению с достаточной полнотой выражать свои мысли по заданной теме соответствовало задачам проекта  и являлось одним из условий  коммуникации.

В рамках проекта было проведено ток-шоу «Люди, добившиеся успехов, несмотря на то, что они не слышат», где велся диалог с людьми, которые, несмотря на ограниченные возможности здоровья, смогли достичь вершин

в профессиональном и личном развитии.

Это была дискуссионная площадка проекта, созданная для свободного обсуждения, участники которого имели равные права на высказывание, критику и самовыражение.

Подростки вовлекались в интерактивное общение;обсуждение актуальных проблем в привлекательной и достаточно известной  форме позволяло:

· развиватьумение высказывать и отстаивать свою точку зрения;

· воспитывать культуру ведения дискуссии (умения терпимо относиться к различным точкам зрения, уважать людей независимо от их позиций и умений, уметь слушать и аргументированно отстаивать свою точку зрения);

· воспитывать чувство  ответственности за свою семью, за Родину;

· воспитывать чувство ответственности за дело, которым занимаешься, и выбор жизненной перспективы и позиции.

Форма ток-шоу  позволила создать предельно точную ролевую ситуацию, провоцирующую на самопрезентацию индивидуальной личностной позиции обучающихся. Такая игра позволилаим приобрести социально значимый опыт.

Аудитория состояла из глухих и слышащих ребят.Ведущими были слышащие дети, которые помогали правильно адресовать вопросы, задавали дополнительные вопросы, что помогало активизировать всех участников (глухих и слышащих), комментировали некоторые ответы, а в конце обобщили результаты. Ведущие быстро ориентировались в меняющихся обстоятельствах, улаживали конфликтную ситуацию, корректно ставили на место разгоряченного участника, и при всем этом сохраняли доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.

Подготовительная работа к проведению ток-шоу состояла из нескольких этапов:

· организационный этап: аудитория формировала правила проведения ток-шоу;

· этап распределения ролей между участниками;

· этап организации процесса обсуждения проблемы в форме ток-шоу с обязательным голосованием по итогам обсуждения;

· этап подведения итогов ролевой игры. Здесь предусматривалось оформление так называемой "стены мнений". Участникам предлагалось проанализировать свою деятельность в рамках состоявшейся ролевой игры, ответив на вопросы:

1. Какова практическая ценность приобретенных во время игры знаний?

2. Проанализируйте свое эмоциональное состояние (положительные и отрицательные эмоции) и причины его изменения.

3. Какие наиболее интересные точки зрения на проблему обсуждения были предложены (объясни свой выбор)?

Общение в течение всего проекта было направлено на установление психического контакта между людьми, целью которого являлось:

· изменение взаимоотношения между людьми;

· установление взаимопонимания;

· влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности.

Содержанием общения выступали научные и житейские знания.      

Для успешного развития коммуникативных способностей учитывались индивидуально-психологические особенности  детей с нарушениями слуха.

Использовались следующие виды работ:

· планирование  сотрудничества с педагогом и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

· постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

· управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы обучающихся в группе.

Выделяются следующие преимущества совместной работы:

· снижается тревожность;

· возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность;

· возрастает сплочённость группы;

· меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

· дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учётом позиции других людей.

     Общение школьников со сверстниками имел ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения со взрослыми:

· в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование;

· повышенная эмоциональность и раскованность контактов школьников отличает их от взаимодействия со взрослыми;

· нестандартность и нерегламентированность; если в общении со взрослым даже самые несмелые дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником школьник использует самые неожиданные действия и движения.

В результате совместной проектной работы дети научились по собственной инициативе обращаться к другому человеку, поддерживать и развивать установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание.

Совместная творческая работа позволила осуществить временную интеграцию в неформальную среду ровесников.

Совместное творчество осуществлялось командами.

Распределение обязанностей между членами команд, координирование работы велось самими участниками.

Участники проекта осваивали навыки профессий режиссера, сценариста, оператора, гримера, постановщика, монтажера, корреспондента, актера.

Педагоги создавали условия, в которых  глухие и слышащие выполняли вместе общую творческую работу, тесно общаясь друг с другом. 

Постоянная коммуникация на 4-х языках стирала все барьеры между детьми. У них было желание общаться, творить, т.е. выполнять общую работу, и эта работа для детей была значима.

 

 

Продуктом совместной творческой деятельности  стало:

· «Специальный выпуск» новостей на тему дискриминации и инклюзии детей с нарушениями слуха и слышащих детей;

· два игровых фильма «Мечта», «О любви»;

· программа школьного телевидения«4 языка + 2 страны = 1 программа», где все сюжеты переведены на четыре языка и снабжены соответствующими субтитрами. 

Творческий продукт проекта был презентован на заключительном мероприятии проекта – Молодежном форуме, где участники проекта встретились со своими сверстниками, родителями, представителями органов власти и местного самоуправления, общественности и СМИ Волгограда.

Гости увидели телевизионную программу, два выпуска школьных телевизионных новостей, интервью и два игровых фильма. И все это сняли и  смонтировали сами ребята, работая командами. Зрители выразили свое восхищение: «Мы поражены сложностью и красотой проекта», «впервые мы увидели глухих молодых людей вместе со слышащими сверстниками в совершенном единстве», «нам очень понравилось, что многое в фильмах показано на языке жестов и это хорошо понятно глухим людям». Гостям было бы трудно поверить, что это снимали сами подростки, если бы в своих сюжетах дети не снимали друг друга в процессе работы.

       Отзывы самих ребят о работе в проекте были единодушными. Все они сказали, что были «счастливы участвовать в проекте», что они «многому научились», «открыли в себе новые способности», «нашли новых друзей». В ходе работы над проектом дети «научились анализировать свои действия, достигать поставленной цели, распределять время, не бояться выступать и вступать в общение: глухие со слышащими, слышащие с глухими». Они до слез сожалели только об одном – о том, что проект получился короче, чем им бы хотелось.

Проект стал практическим вкладом в развитие дружественных отношений между молодежью Германии и России, частью масштабной международной молодежной миротворческой деятельности в духе приоритетов стратегии образовательной и культурной политики России, Германии, международных институтов ЮНЕСКО и ООН.

Проект многогранен, эффективен и перспективен.


Заключительный этап.

Заключительный этап проходил в заочной форме:

1. В рамках проекта была проведена повторная диагностика с целью выявления уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.

Результаты диагностики глухих и слышащих обучающихся:

0 % обучающихся имели низкий уровень сформированности

коммуникативных универсальных учебных действий;

40% – средний уровень;

60% – высокий уровень.  

2. Участники проекта в онлайн-режиме обсуждали вопросы о завершении составления телевизионной программы.

3. Осуществлялся перевод сюжетов на 4 языка.

4. Обсуждались организационные вопросы о выпуске диска с записью телевизионной программы.

5. Обменивались впечатлениями о проекте.

6. Размещали информацию о проекте в СМИ.

7. Провели мониторинг реализации проекта.

8. Осуществлялась диссеминация опыта работы по проекту через участие в мероприятиях различного уровня.

 

 

Проект был представлен:

· на молодежном форуме социальных проектов Советского района г. Волгограда, где  стал победителем;

· во время работы секции II международной конференции «Речевая коммуникация: междисциплинарное взаимодействие, проблемы и перспективы», которая проходила в ВГСПУ;

· на круглом столе «Развитие идей толерантности и дружбы детей с разными возможностями» в Волгоградской городской Думе;

· в рамках международной программы «Европейцы за мир» Фонда «Память, ответственность и будущее», где стал победителем.

В рамках проекта изданы буклеты, открытки, диск с телевизионной программой «4 языка + 2 страны = 1 программа».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 149.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...