Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Материально-технические возможности образовательной организации




У обучающихся с нарушениями слуха во внеурочной деятельности»

(на примере международного молодежного благотворительного проекта

«4 языка + 2 страны = 1 программа. Глухие и слышащие молодые люди из России и Германии в диалоге об интеграции против дискриминации»)

Обоснование необходимости проекта.

Проект «4 языка + 2 страны = 1 программа. Глухие и слышащие молодые люди из России и Германии в диалоге об интеграции против дискриминации» предполагал выработку педагогического механизма, способного эксплицировать и решать проблемы современной школы.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Коммуникативные универсальныеучебныедействия обеспечивают:

· социальную компетентность;

· учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

умение:

·  слушать и вступать в диалог;

· участвовать в коллективном обсуждении проблем;

· интегрироваться в группу сверстников;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Формирование коммуникативных умений школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Общение - одна из важнейших сторон жизни человека. Общение необходимо для каждого человека, несмотря на наличие или отсутствие каких-либо ограничений (слуховых, речевых, двигательных).

Без общения человеку трудно существовать в обществе. На протяжении многих столетий люди с нарушениями слуха испытывали трудности в общении со слышащими людьми. Из-за непонимания, недостатка в общении они подвергались дискриминации.

До XIV века глухонемые люди (неспособные слышать и говорить) жестоко преследовались, они считались опасными для общества. Во многих странах их считали ненормальными и по­мещали в психлечебницы, а зачастую убивали.

В XVII веке был со­здан алфавит для глухонемых, который сохра­нился до настоящего времени, общение со слышащими людьми и между собой происходило с помощью использования специального языка знаков – системы условных жестов рук и пальцев, позволявшей передавать мысль.Это был единственный способ общения глухонемых.

С XVIII века появились школы для детей с нарушениями слуха, глухих детей стали учить устной речи.

В современном мире в каждой цивилизован­ной стране  есть учебные заведения для детей с нарушениями слуха, где их обучают разным видам речи: устной, письменной,дактильной, жестовой.

Но по-прежнему общение с окружающими остается проблемой  для детей с нарушениями слуха.

Потеря возможности устной коммуникации у детей чаще всего делает их замкнутыми и пассивными. Ребенок не научен строить взаимоотношения, организовывать сотрудничество, воспринимать и передавать информацию. Дети с нарушением слуха боятся вступать в контакт с окружающими их слышащими людьми. Барьер, существующий в общении между слышащими и неслышащими людьми, приводит к слабой интеграцииглухих,слабослышащих в трудовую и общественную жизнь, малым возможностям их профессиональной карьеры.

Благодаря сотрудничествудвух волгоградских школ: ГКС(к)ОУ «Волгоградская С(К)ОШИ № 7» и средней общеобразовательной школы №92 с группой школьного телевидения «92ТВ» г. Волгограда,и немецкой общественной организацииSinneswandelGmbH, российской общественной организации «Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка», Берлинской интеграционной школы для глухих и слышащих детей, при финансовой поддержке Фонда «Память, ответственность и будущее» в рамках программы «Европейцы за мир» (Europeansforpeace) в 2013-2014 гг. был реализован проект«4 языка + 2 страны = 1 программа. Глухие и слышащие молодые люди из России и Германии в диалоге об интеграции против дискриминации», который показал возможность снятия  барьеров коммуникации между слышащими и глухими людьми.

Внеурочная деятельность развивает коммуникативные умения обучающихся, их мыслительные способности, дарования, склонности, расширяет их кругозор, воспитывает в них высокие нравственные качества, что актуализировано сегодня во ФГОС и других программных образовательных документах.

Внеурочная деятельность является наиболее эффективным средством формирования коммуникативных навыков, а также наиболее подходящей кпсихофизическим особенностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность проектазаключается в том, что он  нацелен на развитие у детей одаренности в области творческих технологий.

В равноправной проектной работе дети с нарушениями слуха совместно со школьным телевидением средней школы № 92 создали творческий продукт –телевизионную программу«4 языка + 2 страны = 1 программа» на основе выбранных проектных материалов, которые представляли собой различные форматы репортажей (интервью, короткометражные документационные фильмы, ток-шоу и т.д.) на четырех языках: русском, немецком и на двух языках жестов.

В рамках проекта в творческойдеятельности создавались для подростков с нарушениями слуха условия, в которых они сами, через игру, дискуссии, упражнения, семинары, работу над телевизионной программой открывали закономерности и особенности взаимоотношений, общения и поведения.

Деятельность руководителей проекта была направлена на формирование у глухих и слышащих детей коммуникативных универсальных учебных действий как основы для продуктивного взаимодействия и сотрудничества в будущем.

Цель проекта:создание в рамках внеурочной деятельности оптимальных условий для формирования коммуникативных универсальных учебных действий вусловияхбезбарьерного общения молодых людей различных стран и сенсорных миров, а также практика интеграциив процессе изучения прав человека, прав инвалидов  глухих и слышащих детей в совместной творческой работе по созданию специальной программы школьного телевидения.

Основные задачи проекта.

1. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

2. Развитие межкультурного сотрудничества и дружбы между детьми Германии и России в духе культуры мира и равноправия.

3. Созданиеусловийбезбарьерного общения молодых людей различных стран и сенсорных миров.

4. Осуществление интеграции молодых людей (15-16 лет) с инвалидностью и без нее средствами творчества.

5. Изучениежизни глухих и слышащих людей в обеих странах.

6. Знакомство школьников с правами инвалидов на примерах из истории и современности.

7. Практика интеграции глухих и слышащих детей в совместной творческой работе по созданию специальной программы школьного телевидения.

8. Усиление концепции инклюзии, основанной на общности и равноправии в одном многогранном обществе.

Планирование реализации содержания проекта.

Дорожная карта проекта по этапам (алгоритм реализации)

  Задачи и шаги реализации 1 этап 2 этап 3 этап

Задача 1:      Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Шаги реализации (мероприятия) Период реализации Период реализации Период реализации
1 Проведение диагностики и анализ ее итогов с целью разработки комплекса мероприятий по реализации Проекта. май 2013 г.    
2 Организация системы работы по формированию и совершенствованию коммуникативных универсальных учебных действий школьников во внеурочной деятельности. май-сентябрь 2013 г.    
3 Работа в команде, выполнение разных социальных ролей. май - октябрь 2013 г. ноябрь 2013 г. январь– апрель 2014 г.
4 Работа с информацией. Обучение самостоятельному критическому мышлению.   ноябрь 2013 г.  
5 Беседы в группе. Обучение размышлению с опорой на знание фактов, подведению обоснованных выводов. октябрь 2013 г. ноябрь 2013 г.  
6 Коммуникативный тренинг. Обучение принятию самостоятельных аргументированных решений. октябрь 2013 г.    
7 Мониторинг реализации проекта.   ноябрь 2013 г.  

Задача 2:      Развитие межкультурного сотрудничества и дружбы между детьми Германии и России в духе культуры мира и равноправия.

Шаги реализации (мероприятия) Период реализации Период реализации Период реализации
1 Подготовка информационного письма. апрель 2013 г.    
2 Рассылка информационных писем. май 2013 г.    
3 Проведение первичных организационных мероприятий с проектной группой. май 2013 г.    
4 Проведение родительских собраний. Информирование родителей о необходимости развития коммуникативных универсальных действий средствами Проекта. май 2013 г.    
5 Межкультурный обмен детей из Германии и России. октябрь 2013 г. ноябрь 2013 г.  
6 Поездка в другую страну (в Германию, в г. Берлин). октябрь 2013 г.    
7 Прием гостей из другой страны (из Германии).   ноябрь 2013 г.  
8 Обзор культуры другой и своей собственной страны. октябрь 2013 г. ноябрь 2013 г.  
9 Определение маршрута для знакомства с культурой страны. Сентябрь 2013 г. октябрь 2013 г.  
10 Интерактивные экскурсии по маршрутным листам, содержащие вопросы и задания. октябрь 2013 г. ноябрь 2013 г.  
11 Знакомство с кухней другой страны. октябрь 2013 г. ноябрь 2013 г.  
12 Значение проекта для участников (детей и руководителей проекта)   ноябрь 2013 г. апрель 2014 г.

Задача 3:      Создание условий безбарьерного общения между молодыми людьми различных стран и сенсорных миров.

Шаги реализации (мероприятия) Период реализации Период реализации Период реализации
1 Круглый стол «Обсуждение основных проблем общения слышащих и глухих детей». Развитие стратегий коммуникации. октябрь 2013 г.    
2 Мастер-класс «Жестовый язык». октябрь 2013 г.    
3 Перевод всех участников проекта на 4 языка: русский, немецкий, два жестовых. октябрь 2013 г. ноябрь 2013 г. январь– апрель 2014 г.

Задача 4:      Осуществление интеграции молодых людей (15-16 лет) с инвалидностью и без нее средствами творчества.

1 Информирование потенциальных участников о мероприятиях, проводимых в рамках проекта. май октябрь 2013 г. ноябрь 2013 г. апрель 2014 г.
2 Организация и проведение мероприятий для обучающих: творческие встречи, обучающие классы, интервью и т.д. май октябрь 2013 г. май октябрь 2013 г.  
3 Привлечение общественности к проведению проекта. май 2013 г. ноябрь 2013 г. апрель 2014 г.

Задача 5:      Изучение жизни глухих и слышащих людей в обеих странах.

Шаги реализации (мероприятия) Период реализации Период реализации Период реализации
1 «Молодежный форум». Опыт встречи с отличающимися от себя людьми и не только из своей страны.   ноябрь 2013 г.  
2 Обзор субкультуры другой и своей собственной страны.   ноябрь 2013 г.  
3 Дискуссия «Глухих в России и в Германии». Сенсибилизация и личное восприятие и рассуждения участников на тему жизненных ситуаций в обеих странах. октябрь 2013 г.    

Задача 6:      Знакомство школьников о правах инвалидов на примерах из истории и современности.

Шаги реализации (мероприятия) Период реализации Период реализации Период реализации
1 Конференция «Права инвалидов». Рассмотрение таких вопросов, как жизнь инвалидов во времена национал-социализма, а также возникновение и легитимация прав человека, в общем, и права инвалидов в частности. октябрь 2013 г.    
2 Творческая переработка информации при помощи новых медийных средств «Дискриминации глухих времен национал-социализма». октябрь 2013 г.    
3 Дискуссия. Осознание исторических изменений, произошедших в видах обращения друг с другом в группах, в которых есть люди с ограниченными возможностями и там, где таких людей нет.   ноябрь 2013 г.  
4 Семинар «Права человека».   ноябрь 2013 г.  

Задача 7:   Практика интеграции глухих и слышащих детей в совместной творческой работе по созданию специальной программы школьного телевидения.

Шаги реализации (мероприятия) Период реализации Период реализации Период реализации
1 Мастер-класс «Работа с видеокамерой». октябрь 2013 г.    
2 Проведение игр, упражнений, викторин. октябрь 2013 г. ноябрь 2013 г.  
3 Съемка игровых фильмов: разработка сценария игрового фильма, распределение ролей.     ноябрь 2013 г.  
4 Организация создания 20-30 минутной телевизионной передачи, снятой в различных форматах: интервью, ток-шоу, выпуска новостей, игрового фильма.   ноябрь 2013 г. январь– апрель 2014 г.
5 Организация перевода всех сюжетов передачи на четыре языка (русский, немецкий, жестовый немецкий и жестовый русский);  подпись кадров соответствующими субтитрами.       январь– апрель 2014 г.
6 «Молодежный форум». Обмен впечатлениями от проекта. Награждение участников проекта памятными подарками.   ноябрь 2013 г.  
7 Презентация готового выпуска «Специальных новостей» в онлайн-режиме перед школьной публикой в обеих странах.   ноябрь 2013 г.  
8 Запись диска с телевизионной программой проекта, игровыми фильмами.     январь– апрель 2014 г.

Задача 8:      Усиление концепции инклюзии, основанной на общности и равноправии в одном многогранном обществе.

Шаги реализации (мероприятия) Период реализации Период реализации Период реализации
1 Семинар «Инклюзия вместо интеграции». Всестороннее рассмотрение понятия инклюзии.   ноябрь 2013 г.  
2 Ток-шоу «Люди, добившиеся успехов, несмотря на то, что они не слышат».   ноябрь 2013 г.  
3 Размещение информации о проекте в СМИ.     январь– апрель 2014 г.
4 Диссеминация опыта работы по проекту через участие в мероприятиях различного уровня.     апрель 2014 г. -2016 г.

Основные формы и направления педагогической работы, используемые при работе с детьми с особыми возможностями здоровьяс обоснованием их выбора с учетом психофизических особенностей ребенка.

В проекте сознательно использовались формы работы, предусматривающие максимальную активность участников при создании творческого продукта проекта.

1. Интерактивное общение:

· диалог;

· дискуссия;

· ролевая игра;

· ток-шоу;

· молодежный форум;

· круглыйстол;

· коммуникативный тренинг;

· беседысо свидетелями событий, касающихся определенной тематики.

2. Интерактивные экскурсии.

3. Обучение отбору вопросов необходимых для понимания и достижения цели проекта.

4. Семинары.

5. Конференции.

6. Работа с архивами.

7. Создание телевизионных выпусков новостей.

8. Создание телевизионной программы«4 языка + 2 страны = 1 программа».

9. Информативный обмен.

В процессе работы, на всех этапах проекта, педагогами использовались вербальные и невербальные формы коммуникации.

Материально-технические возможности образовательной организации

Камера, штатив, компьютер, проектор, экран, микрофон,  канцелярские и раздаточные материалы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 138.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...