Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методика определения технического состояния и испытаний электростартеровСтр 1 из 5Следующая ⇒
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное Учреждение высшего профессионального образования Нижегородский государственный Технический университет им. Р. Е. Алексеева
Кафедра "Электрооборудование, электропривод и автоматика" Техническое обслуживание и проверка Технического состояния электростартера
Методическое указание к лабораторной работе № 3 по дисциплине “ Эксплуатация и ремонт электрооборудования автомобилей и тракторов” для студентов направления 13.03.02
Нижний Новгород 2013
Введение Электростартер (ЭС) предназначен для пуска двигателя внутреннего сгорания от аккумуляторной батареи. Надежность и срок службы ЭС зависит от технического уровня их конструкций, условий эксплуатации и качества технического обслуживания (ТО). Целью работы является изучение методов проверки технического состояния, испытаний и приобретение практических навыков технического обслуживания ЭС. Краткие сведения по теории и методике определения технического состояния электростартеров Общие положения Электростартер это устройство, конструктивно объединяющее в себе коллекторный электродвигатель постоянного тока и механизм привода. Основными деталями и узлами электростартера являются якорь с обмоткой и коллектором, корпус с полюсами и катушками, механизм привода с электромагнитным тяговым реле, муфтой свободного хода (МСХ) и шестерней понижающего редуктора, крышка со стороны привода, крышка со стороны коллектора и щеточный узел со щеткодержателями, щетками и щеточными пружинами. Стартер получает питание от аккумуляторной батареи - источника постоянного тока ограниченной мощности с падающей вольтамперной характеристикой, поэтому напряжение на зажимах стартера уменьшается с увеличением нагрузки на стартерный электропривод. В стартерах применяются электродвигатели постоянного тока с последовательным или смешанным возбуждением Электродвигатели с последовательным возбуждением при равенстве потребляемых токов развивают большие пусковые моменты. Применение смешанного возбуждения вызвано стремлением уменьшить частоту вращения якоря в режиме холостого хода и тем самым увеличить срок службы электростартера. Автотракторные электростартеры рассчитывают на нагрузки, которые возникают в режимах холостого хода и полного торможения. Мощность стартера не ограничивается температурой нагрева, так как стартер работает в режиме кратковременных нагрузок (несколько десятков секунд). Электромагнитная мощность ЭС определяется следующей формулой , (1) где ЭДС аккумуляторной батареи; падение напряжения в щеточном контакте; общее сопротивление якорной цепи; ток якоря ЭС. Максимальная электромагнитная мощность равная достигается при токе якоря ЭС равном половине тока короткого замыкания . Полезная мощность стартерного электродвигателя меньше электромагнитной из-за механических и магнитных потерь , которые возрастают с увеличением частоты вращения якоря . Полезный вращающий момент на валу электростартера пропорционален величине . Зависимости мощности , момента , частоты вращения якоря , а также напряжений стартера и торможения от силы тока якоря называют рабочими характеристиками ЭС (рис.1). На рабочих характеристиках выделяют три основных режима: - максимальной полезной мощности: - полного торможения (при этом , ); - холостого хода (при этом , ); Режимы холостого хода и полного торможения используют для проверки технического состояния стартера. Механические неисправности вызывают увеличение потребляемой мощности в режиме холостого хода, поэтому сила тока увеличивается, а частота вращения падает ниже нормы. Электрические неисправности (короткое замыкание в обмотках, замыкание обмоток на массу и т.п.) уменьшают пусковой момент при заданных значениях силы тока и напряжения. Мощность и пусковой момент стартерного электродвигателя в значительной мере зависят от величины общего сопротивление якорной цепи , которая возрастает: - при увеличении степени разряженности и снижении емкости аккумуляторной батареи, например при низких температурах; - при увеличении длины стартерных проводов и ухудшении состояния переходных контактов между металлическими деталями массы.
Рисунок 1. Рабочие характеристики электростартера: 1 – Р2; 2 – М2; 3 – UСТ; 4 – UТ; 5 –h; 6 – na Методика определения технического состояния и испытаний электростартеров Прежде всего, техническое состояние ЭС определяют внешним осмотром. а) Внешний осмотр. Покачиванием вала якоря определяют состояние подшипников. Изношенные втулки заменяются. Перемещением якоря вдоль оси проверяют осевой люфт вала. Осевой люфт от 0,1 до 0,7 мм регулируют установкой шайб 6 (рис.2) со стороны привода между крышкой 5 и упорным кольцом 7. Проверяют легкость перемещения деталей и узлов привода. При проверке рукой перемещают шестерню 9 вместе с муфтой по шлицам вала вперед к переднему подшипнику. Они должны свободно, без заеданий перемещаться по шлицам вала и возвращаться в исходное положение под действием возвратной пружины. Если привод перемещается по валу с трудом или не
Рисунок 2. Стартер СТ230 возвращается, его разбирают и после разборки удаляют налет с вала шкурками зернистостью 140... 180. б) Регулировка привода стартеров. В стартерах СТ117, СТ113-Б, СТ130 винтом 7 (рис. 3), расположенным в крышке 5, устанавливают шестерню 10 привода в исходное положение. При этом расстояние А между торцом шестерни и плоскостью фланца крышки должно быть 32…35 мм. Затем проверяют расстояние между торцом шестерни и упорным кольцом 9 в момент замыкания контактов тягового реле. Для этого, сняв крышку, закрывающую якорек тягового реле, нажатием на якорек 3 перемещают его до момента замыкания клемм 1 контактным диском 2 тягового реле. Для определения момента замыкания клемм к тяговому реле подключают две лампы. Лампа, подключенная к клемме «КЗ», должна включаться немного раньше или одновременно с другой лампой. Расстояние б (3...5 мм) регулируют ввертыванием или вывертыванием винта 4 в якорек 3. Перед этим следует снять палец 5, соединяющий винт с рычагом 6 привода.
Рисунок 3. Регулировка привода стартеров СТ117, СТ113-Б, СТ130
Рисунок 4. Регулировка привода стартера СТ230 В стартерах СТ230 расстояние от торца шестерни 5 до плоскости фланца крышки (рис. 4) регулируют поворотом эксцентриковой оси 3 рычага 2 привода. Расстояние должно быть не более 34 мм. Затем проверяется расстояние между торцом шестерни и упорным кольцом 4 при включенном тяговом реле. Для этого к клемме 1 обмоток и корпусу тягового реле подключают аккумуляторную батарею. Расстояние (3...5 мм) регулируют поворотом эксцентриковой оси 3 рычага привода. При этом еще раз проверяется предыдущая регулировка. В стартере СТ142 расстояние между втулкой шестерни 3 (рис. 5) привода и упорной шайбой 4 при включенном тяговом реле должно быть 0,5...2,0 мм. При этом клеммы тягового реле должны быть замкнуты. Затем между торцом шестерни и упорной шайбой устанавливают прокладку 5 толщиной 23 мм. Клеммы реле не должны замыкаться. Замыкание клемм определяется контрольной лампой. Регулировку привода производят поворотом эксцентриковой оси 2 рычага 1, на которой установлен фланец с шестью регулировочными отверстиями. Фланец проворачивают до совпадения отверстий с резьбовыми отверстиями крышки, затем вновь проверяется регулировка привода. В стартере СТ103 в момент начала замыкания клемм тягового реле должен быть зазор 11,7 мм между торцом шестерни и упорным кольцом. Регулировка зазора производится аналогично регулировке стартеров СТ117 и др. (рис. 3).
Рисунок 5. Регулировка привода стартера СТ142
Рисунок 6. Стартер СТ221
В стартере СТ221привод не регулируется. Расстояние А (рис. 6) должно быть 21,3…21,5 мм. Изношенные детали привода и тягового реле заменяются.
Затем ЭС испытывают на холостом ходу и при полном торможении. Испытания стартеров производят, как правило, на типовых стендах марок Э211, 532-М и др. Испытания производят с исправной и заряженной аккумуляторной батареей такой же емкости, что и у батареи, с которой работает проверяемый стартер. Стартер проверяют в двух режимах: в режиме холостого хода и в режиме полного торможения якоря. Для проверки стартера его подключают по схеме, приведенной на рис. 7.
Рисунок 7. Электрическая схема испытаний ЭС: GB – аккумуляторная батарея; S1 – включатель вольтметра; PV1 – вольтметр; S2 – кнопочный включатель стартера; K1 – вспомогательное реле; K2 – двух обмоточное тяговое реле стартера; РА – амперметр; PV2 – вольтметр; M – стартерный электродвигатель; BR – тахометр в) Испытания в режиме холостого хода.Включают стартер и через 30 с после включения по показанию амперметра определяют силу тока, а частоту вращения якоря стартера. Показания амперметра и тахометра сравнивают с данными табл. 1. Стартер считается исправным, если сила тока будет не более, а частота вращения якоря будет не менее величин, приведенных в табл. 1. Увеличение силы тока и уменьшение частоты вращения якоря по сравнению с табличными данными вызывается следующими неисправностями: - ослаблением крепления крышек, что вызывает перекос вала якоря; - замыканием пластин коллектора металлоугольной пылью, возникшей при износе щеток и коллектора; - изгибом вала и др. Стартер, удовлетворяющий техническим условиям в режиме холостого хода, проверяется в режиме полного торможения. На некоторых стартерах, например СТ230-А, отверстие в крышке под вал якоря закрыто заглушкой. Перед проведением лабораторной работы эту заглушку необходимо удалить. г) Испытания в режиме полного торможения. На зубьях шестерни привода закрепляют рычаг, который соединен с механическим или гидравлическим динамометром (рис. 8). Стартер включают на 3...4 с и фиксируют показания амперметра, вольтметра и динамометра. Крутящий момент определяют произведением , где Р – сила, измеряемая динамометром, кг; l – длина рычага, м.
а) б) в)
Рисунок 8. Измерение крутящего момента
Измеренные величины сравнивают с табличными значениями тока и момента при полном торможении. Стартер считается исправным, если сила потребляемого тока будет не более, а крутящий момент не менее величин, приведенных в табл.1.
Характеристики стартеров Таблица 1.1
Характеристики стартеров Таблица 1.2
При напряжении аккумуляторной батареи не менее 9 (18) В увеличенное значение потребляемого тока и пониженный крутящий моментмогут быть следствием замыканий: - обмотки возбуждения, или обмотки якоря на корпус; - в катушках обмотки возбуждения; - пластин коллектора, или замыкания на корпус изолированных щеткодержателей, а также механических неисправностей. Малый крутящий момент и небольшая величина тока могут быть следствием: - зависания или износа щеток; - окисления или замасливания коллектора; - ослабления пружин щеткодержателей; - окисления контактных поверхностей контактного диска и клемм тягового реле. Вращение якоря стартера при заторможенной шестерне свидетельствует о пробуксовке муфты свободного хода. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 710. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |