Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальные проблемы региона и попытки их решения




В послевоенные годы важнейшей задачей власти на словах становилось улучшение материальных условий жизни людей. Одним из главных показателей материального положения населения является уровень заработных плат, а также материальные блага, которые можно приобрести на эти денежные доходы.

Формирование реальных доходов дальневосточников происходило в условиях ликвидации последствий войны. В декабре 1947 года была проведена денежная реформа, серьёзнейшим образом ударившая по карману населения. Формально процедура обмена денег была направлена против спекулянтов. Тем, кто хранил в сберкассах до 3 тысяч рублей, обмен производился из расчёта 1 старый рубль за 1 новый, хранившие в сберкассах от 3 до 10 тысяч рублей за 3 старых рубля получали 2 новых, у кого на сберкнижке «лежало» более 10 тысяч рублей за 2 старых рубля получали 1 новый. Однако вклады в сберкассах составляли лишь 15% накоплений населения. Наличные же деньги обменивались из расчета 10:1. Наибольший ущерб понесли жители села, как правило, не державшие денег в сберегательных кассах. Свидетельством успешного для государства проведения реформы конфискационного типа был тот факт, что около трети денежной массы вообще не было представлено владельцами в сберегательные кассы.

Одновременно, 14 декабря 1947 года власти отменили карточную систему на продукты и предметы первой необходимости. Однако с отменой карточек с возможностью купить минимум необходимых товаров по низким ценам повышались и цены. Новые цены, единые для государственной и кооперативной розничной торговли, оказались близки к прежним коммерческим. Общий уровень цен в 1948 году оказался примерно в 3 раза выше довоенного. Таким образом, при появившемся видимом магазинном изобилии большинство товаров было недоступно потребителю. Что и позволило власти трижды проводить и пропагандистски обыгрывать снижение цен как «заботу о благе народа». Первое «снижение» государственных розничных цен на хлеб, муку, крупу в среднем составило 20% в сравнении с дореформенными в бывших коммерческих магазинах (коммерческая торговля после реформы 1947 года упразднялась). Следующие снижения заоблачных государственных розничных цен привели к их семикратному уменьшению к 1954 году.

О низкой покупательной способности населения свидетельствует невысокое потребление населением СССР основных товаров и продуктов. К примеру, потребление мяса в 1950 году в стране составило 26 килограммов на душу населения (для сравнения в 1988 году – 62 килограмма), молока – 172 килограмма (в 1988 – 333 килограмма), тканей – 17 квадратных метров на душу (в 1988 – 38 квадратных метров).

Зарплаты же оказались, по существу, заморожены. Они выросли за  1950 – 1955 годы всего на 12% при росте производительности труда в 1,5 раза. Средний заработок рабочего в 1947 году в Советском Союзе составил около 500 рублей. При этом килограмм хлеба стоил 3 – 4 рубля, мяса – 28 – 32 рубля, масла – более 60 рублей. За шерстяной костюм надо было выложить около 1500 рублей.

Так что социальной сфере, как и прежде, отводилось одно из последних мест в системе сталинских приоритетов. Благосостояние населения вновь приносилось в жертву державным интересам. Успехи в восстановлении хозяйства в немалой степени были обусловлены как раз сохранением низкого уровня жизни населения. Миф о «золотом веке цен» исчезает при детальном анализе реального уровня жизни.

Цены на Дальнем Востоке СССР вначале росли, а затем поэтапно снижались теми же темпами, что и в стране в целом. Особенностью этого процесса в регионе было то, что здесь устанавливались высокие поясные наценки на продукты, товары народного потребления, услуги. Согласно официальным данным, уровень поясных наценок для дальневосточного региона устанавливался выше, чем в центральных регионах РСФСР на 8 – 30%. Однако исследования историками архивных документов показали, что в действительности наценки составляли 300 – 400% (особенно в таких отдалённых местностях, как, к примеру, Сахалинская или Камчатская области).

Таким образом, поясные наценки на товары и услуги значительно снижали уровень реальных доходов дальневосточников. Прожиточный минимум в регионе был выше среднереспубликанского на 20 – 30%. Темпы повышения реальных доходов также были ниже, чем в среднем по РСФСР. Недостаточными были компенсации заработной платы выплатами и льготами из общественных фондов потребления. Поэтому снижались и некоторые преимущества в заработной плате. Так, в 1960 году зарплата в Приморье была выше на 10,5%, нежели, к примеру, в Краснодарском крае. В то же время стоимость минимального набора продуктов на 1 человека была выше в дальневосточном регионе уже на 51 – 60%.

Самой низкой оплата труда была в сельском хозяйстве. Колхозник в послевоенном СССР в среднем получал 164 рубля, что было почти в 4 раза меньше горожанина. В довоенные годы государство сознательно перекачивало деньги из деревни в промышленность, занижая закупочные цены, а после войны развернуло наступление на личные хозяйства колхозников. Постановление ЦК ВКП(б) и Советского правительства «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах», принятое осенью 1946 года, а также решения февральского (1947 года) Пленума ЦК ВКП(б) требовали пресечь «разбазаривание» общественных земель и колхозного добра. На деле этим подводилась база для изъятия у колхозников обрабатываемых ими ранее запущенных колхозных земель, для сокращения общих выплат по трудодням и для ужесточения мер борьбы с мелкими хищениями имущества. Указ Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 года, формально призванный оградить государственное и личное имущество от посягательств расхитителей, повторил в основных чертах печально знаменитый закон «о пяти колосках».

В последние сталинские годы государство обложило советскую деревню непомерными и разнообразными налогами. Размер налога в 1948 году повысился по сравнению с 1947-м на 30%. Налоговые льготы для нетрудоспособных и бывших фронтовиков были уменьшены. Налоги стали не по плечу сельским жителям, и они шли на крайние меры – сокращали поголовье скота, площади посевов, вырубали плодовые деревья и кустарники. В 1952 году с принятием законов «О сельскохозяйственном налоге» и «О подоходном налоге с колхозов» общая сумма налогов в очередной раз была повышена (в среднем в 1,5 – 2 раза по сравнению с 1951 годом). Были отменены льготы для учителей, врачей, агрономов и других сельских специалистов.

Можно сказать, что деревня последних сталинских лет оказалась на грани выживания. И только со смертью тирана с 1953 года некоторые налоги были отменены или уменьшены, началось повышение заготовительных цен при снижении розничных на предметы массового спроса, что способствовало некоторому росту доходов сельских жителей.

С ростом экономических показателей постепенно, хотя и медленно  улучшались и условия жизнедеятельности на Дальнем Востоке СССР. Были введены районные коэффициенты к зарплате рабочих и служащих предприятий и организаций. Темпы прироста денежных доходов на душу населения составляли в 1960 – 1965 годах – 4,2%, в 1966 – 1970-м годах – 7,6%, в 1970-х – 1980-х годах – 7,4%. Общие доходы дальневосточников в 1970-е – 1980-е годы увеличивались и за счёт поступлений из общественных фондов потребления. Только в Приморском крае расходы на просвещение, здравоохранение, физическую культуру, социальное обеспечение из общественных фондов потребления выросли без малого на 23%.

Произошли изменения в социальном обеспечении. Был повышен уровень пенсионного обеспечения, а с июля 1971 года на колхозников распространился порядок начисления пенсий, установленный для рабочих и служащих. Выросли стипендии студентов вузов, учащихся средних специальных учебных заведений. Вместе с тем, темпы роста реальных доходов дальневосточников по-прежнему отставали от доходов населения южных и западных регионов СССР в среднем на 20%.

Но уже в благополучные 1970-е годы ощутимой становилась диспропорция между уровнем доходов дальневосточников и предложением товаров и услуг. Негативное влияние на уровень доходов разных социальных групп оказало неоднократное повышение цен в государственной и кооперативной торговле в 1975 – 1983 годах.

В этих условиях на Дальнем Востоке СССР было необходимо создать комплекс жизненных условий, способствующих привлечению и закреплению населения. Правительством было принято решение о введении с 1 января 1986 года надбавок за непрерывный стаж работы в регионе.

Делом огромной социальной значимости в 1950-е – 1980-е годы являлись усилия государства по смягчению и частичному решению жилищной проблемы. В результате переселенческой политики городское население Дальнего Востока СССР увеличилось с 1 миллиона 441,6 тысячи человек в 1947 году до 2 миллионов 903 тысяч в 1955-м. Отсутствие жилья в местах промышленного строительства обострило жилищные трудности дальневосточников. Осознавая важность строительства жилья для закрепления населения в регионе, руководство СССР разработало систему мер, нацеленных на частичное удовлетворение потребностей в жилье.

Начало масштабного жилищного строительства на советском Дальнем Востоке было связано с реализацией постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1957 года «О развитии жилищного строительства в СССР», в котором с целью ликвидации дефицита жилья был намечен курс на индустриализацию строительной отрасли и перевод жилищного строительства в серийное производство по типовым проектам со стандартной внутренней планировкой. По всему Дальнему Востоку СССР были построены заводы железобетонных изделий (в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Владивостоке, Благовещенске, Магадане, Анадыре), что намного ускорило темпы строительства. В 1961 – 1965 годах на Дальнем Востоке СССР было введено 9 миллионов квадратных метров жилья «повышенной комфортности». Почти 72% населения проживало в государственных квартирах. Однако средняя обеспеченность жильём одного дальневосточника оставалась низкой – 5,6 квадратных метров.

В 1960-е – 1970-е годы продолжался рост численности населения Дальнего Востока СССР, что было связано с достаточно интенсивным развитием производительных сил региона. Вплоть до середины 1980-х годов темпы прироста населения здесь были в 2,2 раза выше, чем в целом по РСФСР. Высоким темпам прироста способствовало как раз то обстоятельство, что вместе с развитием производительных сил региона решались задачи улучшения социально-бытового обслуживания населения, повышения его жизненного уровня.

Значительные преобразования социально-бытовой сферы жизни дальневосточников были осуществлены к концу 1970-х годов. Улучшилось жилищно-коммунальное обслуживание населения. Это стало возможным благодаря внедрению индустриальных методов строительства и оснащению строительных организаций современной техникой: мощными экскаваторами, бульдозерами, кранами и другими строительными механизмами. Однако при этом обеспеченность жильём и социально-бытовыми услугами оставалась крайне неудовлетворительной. В 1982 – 1988 годах более 40% текучести кадров было обусловлено неудовлетворительными жилищно-бытовыми условиями, высокой стоимостью жизненных средств по сравнению с центральными регионами страны. Рост численности населения продолжал опережать темпы увеличения жилищного фонда, что препятствовало закреплению кадров, вызывало миграцию населения, мотивировало у людей поведение «временного жителя». Это негативно сказывалось на развитии региона и, как следствие, качестве жизни дальневосточников.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об основных направлениях ускорения решения жилищной проблемы в стране» от 17 апреля 1986 года в регионе планировалось построить 22,7 миллиона квадратных метров жилой площади. Однако выполнить запланированное не удалось. С конца 1980-х годов началось довольно резкое снижение ввода в эксплуатацию жилого фонда. Основной причиной невыполнения плана жилищного строительства стал резкий спад финансового обеспечения данной отрасли.

Важнейшим направлением социальной политики являлась забота об охране здоровья советских людей. Создавалась широкая сеть медицинских учреждений, совершенствовалось производство медицинского оборудования и медикаментов, росло количество специалистов. Регион располагал широкой сетью здравниц, курортов, санаториев-профилакториев, домов отдыха, где поправляли здоровье не только дальневосточники, но и жители других регионов страны. Для отдыха детей была организована широкая сеть пионерских лагерей. В 1980-е годы начала функционировать первая очередь Всесоюзного пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Океан», расположенного на берегу одной из самых живописных бухт Приморья.

Но, наряду с положительной тенденцией в строительстве жилья, школ, больниц, детских дошкольных учреждений, увеличением товарооборота дальневосточники в конце 1980-х годов испытывали острый дефицит продовольствия. В регионе была введена талонная система (те же карточки времени войны 1941 – 1945 годов). С Дальнего Востока СССР ускорился отток населения.

Социально-экономическую ситуацию союзное правительство попыталось переломить принятием в 1987 году долговременной государственной программы комплексного развития производительных сил Дальневосточного экономического района, Бурятской АССР и Читинской области на период до 2000 года. Реализация социальных вопросов на Дальнем Востоке СССР должна была проходить путём увеличения ассигнований на решение социальных проблем в 2,5 – 3 раза. Но, не успев появиться, программа была свёрнута. В условиях начавшихся системных потрясений население Дальнего Востока СССР, а затем и России оказалось в значительно худшем положении, нежели жители западных регионов страны.

Необходимость освоения и вовлечения в хозяйственный оборот уникальных природно-сырьевых ресурсов советского Дальнего Востока при острой нехватке специалистов обусловили быстрое расширение сети учебных заведений в регионе. В 1950-е – 1960-е годы только в Приморском крае были открыты 10 высших учебных заведений, которые готовили специалистов 77 профилей: инженеров и врачей, механиков, штурманов дальнего плавания, химиков и биологов, журналистов, юристов, экономистов, агрономов и зоотехников, геологов, актёров и музыкантов. Открылись новые вузы в Петропавловске-Камчатском и Магадане (педагогические), автодорожный в Хабаровске (преобразованный в политехнический), медицинский и сельскохозяйственный в Амурской области, Южно-Сахалинский учительский (реорганизованный в педагогический). В отдалённых районах создавались учебно-консультационные пункты, филиалы центральных и местных вузов.

В различных отраслях народного хозяйства и культуры советского Дальнего Востока работали десятки тысяч специалистов с высшим образованием. Но потребность в квалифицированных кадрах постоянно росла. Управлять сложными механизмами, автоматическими устройствами, вычислительной техникой, технологическими процессами, основанными на применении химии, электричества и новых технологий могли только высококвалифицированные специалисты. Расширение специализации в вузах обусловило создание новых факультетов, отделений, кафедр.

Этапным для развития науки на Дальнем Востоке стал 1943 год. Несмотря на трудности военного периода, было принято решение о создании в Приморье Дальневосточной базы Академии наук СССР. Основная задача, поставленная перед данной структурой в тот период – изучение производительных сил Дальнего Востока СССР, содействие решению народнохозяйственных проблем, связанных с военной обстановкой. До осени 1946 года база размещалась в Уссурийске, затем была переведена во Владивосток и на её основе восстановился Дальневосточный филиал АН СССР. Это позволило привлечь в регион высококвалифицированных специалистов и научных работников. Появились новые, хорошо оборудованные лаборатории и подразделения – Ботанический сад и Служба Солнца. Дальневосточный филиал АН СССР вырастал в самостоятельный научно-исследовательский центр региональной академической науки. Были проведены многочисленные исследования, ставшие значительным вкладом в науку о природных ресурсах Дальнего Востока СССР и сыгравшие существенную роль в развитии производительных сил региона.                                      

Начиная с 1959 года, в составе Дальневосточного филиала АН СССР были организованы новые крупные научно-исследовательские институты: Дальневосточный геологический, Биолого-почвенный, Институт биологически активных веществ, в Магадане – Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт, в Петропавловске-Камчатском – Институт вулканологии. Специфика интереса московского центра к советскому Дальнему Востоку как сырьевому региону проявилась именно в сети отраслевых научных учреждений.

В 1950-е – 1960-е годы в академической науке советского Дальнего Востока вели исследования и готовили научные кадры учёные с мировым именем – Г. Ф. Бромлей, И. И. Брехман, Н. Н. Диков, А. В. Жирмунский, Г. Э. Куренцов, Б. А. Неунылов, В. Т. Быков, Е. А. Радкевич, А. В. Стоценко, А. И. Крушанов и другие. Благодаря им стало возможным дальнейшее развитие перспективных направлений дальневосточной науки.

Создание в октябре 1970 года Дальневосточного научного центра Академии наук (ДВНЦ АН СССР) положило начало новому этапу в развитии научных исследований на советском Дальнем Востоке. От описания и инвентаризации природных ресурсов учёные перешли к более основательному экспериментальному изучению природных процессов. Крупные комплексные фундаментальные проблемы, над которыми работали учёные 19 институтов ДВНЦ, были связаны с решением задач научно-технического прогресса, ускоренным развитием производительных сил советских Дальнего Востока и Сибири, той ролью, которая отводилась региону в развитии страны в целом. Было открыто 150 новых лабораторий, секторов, отделов, выполнен обширный цикл фундаментальных исследований в области химии, разработан ряд технологий комплексной переработки минерального сырья региона. Результаты проведённых исследований в области биологических наук послужили базой для научно обоснованных рекомендаций в сфере сельского хозяйства советского Дальнего Востока, в том числе почвоведения, лесоводства, защиты основных сельскохозяйственных культур региона от вирусных болезней, сорняков. Крупные успехи были достигнуты в области океанологии.

В целях усиления роли науки в социально-экономическом развитии Дальнего Востока СССР 26 сентября 1987 года правительственным постановлением ДВНЦ был реорганизован в Дальневосточное отделение АН СССР. Но в конце 1980-х годов в связи с системным кризисом в стране дальневосточная наука вступила в полосу серьёзных испытаний.

Подводя итог экономическому и социальному развитию советского Дальнего Востока во второй половине 1940-х – 1980-х годах, следует отметить достаточно высокие темпы развития региона, благодаря чему был обеспечен его существенный вклад в экономику Советского Союза по целому ряду позиций. Однако постановления ЦК КПСС и правительства СССР об ускоренном и комплексном развитии региона не были выполнены. Изменения структуры дальневосточной региональной экономики так и не случилось. Потребительский сектор по-прежнему значительно отставал от отраслей, добывавших и перерабатывавших сырьё и производивших средства производства. Это не позволило устранить диспропорцию между спросом и предложением на региональном потребительском рынке. Такая сырьевая специализация дальневосточной экономики была обусловлена в числе прочих, уже названных выше причин, также и реализацией господствовавшего в течение длительного времени принципа вынесения обрабатывающих производств за границы осваиваемых районов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...