Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В IX веке большая часть славянских племен сливается в территориальный союз под названием «Русская земля». Центром становится Киев.




В источниках появляется, хотя и в разных транскрипциях, слово «рос», «рус». Император Византии Константин, правивший в X в., в известном сочинении «Об управлении империей» неоднократно говорит о росах как о народе.

Современные исследователи в большинстве своем ведут происхождение термина «русь» от названия речки Рось, притока Днепра, где жили поляне. По названию этой речки сами поляне, а затем и жители всего Киевского государства стали именоваться русами.

Не все ученые согласны с этим. Так, например, д.ю.н., проф. С.А. Чибиряев, считает, что Русь – это родовая знать славянских племен, торговцы, дружинники. Но как бы там ни было (то ли по названию речки, то ли по названию социальной группы, возникшей в период разложения первобытнообщинного строя у славян), Русь стала именем географическим!

Возникновение Древнерусского государства нельзя датировать с достаточной точностью. Складывание его началось еще в 1-й пол. IX в. Во 2-й пол. IX в. под властью Киева объединились два крупнейших государства – Киевское и Новгородское. Несколько позднее киевскому великому князю подчинились все остальные восточнославянские земли. Древнерусское государство просуществовало до середины XII века. Оно занимало огромную территорию: от устья Дуная до устья Волги и от предгорий Кавказа до Финского залива. Древняя Русь была одним из самых сильных государств Европы. Она имела дипломатические, торговые связи со многими западноевропейскими государствами, победоносно воевала с Византией. Наибольшего расцвета Древнерусское государство достигло в XI веке во время княжения Ярослава Мудрого.

В Древнерусское государство кроме славян вошли соседние финские и балтийские племена.

Таким образом, это государство с самого начала было многонациональным, полиэтническим. Но основу его составляла древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов (русских, украинцев, белорусов). Она не может быть отождествлена ни с одним из этих народов в отдельности.

Вопрос о возникновении Древнерусского государства был и остается одним из самых трудных вопросов в исторической и юридической науке. В XVIII веке для работы в Российскую Академию наук были приглашены немецкие ученые Шлецер, Байер, Миллер. Они и явились создателями так называемой «норманнской теории» происхождения Древнерусского государства.

Согласно этой теории, Древнерусское государство возникло благодаря деятельности варягов, призванных на Русь (три брата – варяги Рюрик, Синеус, Трувор якобы и были создателями государства). Не исключено, что варяжские князья (норманны) – фигуры исторические и были действительно призваны с дружиной на Русь. В «Повести временных лет» Нестора есть такая фраза: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да пойдете княжит и володети нами!» Это свидетельство летописного свода было использовано немецкими учеными для доказательства неспособности русского народа к созидательной государственной деятельности. Именно варяги, скандинавы, якобы научили наших предков искусству государственного управления, – так утверждали создатели норманнской теории.

В том же XVIII веке русские ученые М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев, А.С. Щербаков доказывают несостоятельность норманнской теории происхождения государства Русь. Несостоятельна она, на их взгляд, потому что:

Государственность у славян была еще до призвания варягов.

Русский язык, а не шведский, был государственным в древнерусском государстве.

Русская Правда была более древним памятником права, нежели скандинавские законы.

Варягов на Руси использовали как наемную военную силу. Это были своего рода ландскнехты, заполонившие в средние века всю Западную Европу. Однако никому не приходило в голову брать под сомнение суверенитет французского королевства Людовика Святого (хотя общеизвестно, что он, проводя политику укрепления Франции, опирался на швейцарских стрелков).

Норманнисты датируют основание Киева 854 годом, хотя известно, что Киев был основан в V веке. Подобная ошибка равнозначна тому, как если бы мы представили себе Николая II современником Ивана Грозного.

В советской историографии преобладала критика норманнской теории. В настоящее время археологи в ходе раскопок находят большое количество скандинавских погребений на территории Руси, лингвисты доказывают, что в русском языке много слов скандинавского происхождения. Все это служит основанием для современных норманнистов считать норманнскую теорию состоятельной.

На наш взгляд, первые русские государства, а затем и Киевское, возникли, прежде всего, в результате внутреннего общественно-экономического развития восточных славян, а не под воздействием внешних обстоятельств.

Предпосылками образования древнерусского государства были:

Этническая общность, один язык.

Необходимость соединить силы для борьбы с кочевниками и Византией.

У становление контроля на всем пути «из варяг в греки».

Сходство языческих верований, а позже единая христианская религия.

И еще один важный вопрос требует ответа: почему разложение первобытнообщинного строя у восточных славян привело к созданию феодальной, а не рабовладельческой государственности?

Вопрос этот до сих пор достаточно не изучен. Видимо все-таки в условиях сурового климата широкое применение труда рабов было не целесообразным (сезон сельскохозяйственных работ был краток, а содержание рабов в осенне-зимние периоды дорогостоящее).

Интересно отметить, что на Руси рабов зачастую наделяли землей, хозяйством, превращая по существу в крепостных крестьян.

Рабство не стало на Руси господствующей формой эксплуатации, восточные славяне миновали в своем развитии рабовладельческую формацию.

Общественный и государственный строй Древнерусского государства

Общественный строй. К IX веку у восточных славян устанавливается феодальная собственность на землю и складываются классы – феодалы-землевладельцы и феодально-зависимые крестьяне.

В господствующий класс феодалов входили: киевские князья, местные (племенные) князья, общинная знать, дружинники, верхушка служилых людей. Класс феодалов формировался постепенно. По мере того, как оформляется класс феодалов, им присваивается название бояре. Боярство формируется двумя путями. Во–первых, боярами становится родоплеменная знать, выделявшаяся в процессе разложения родового строя. Вторую категорию составляли бояре княжеские, т.е. формировавшиеся из княжеской дружины. Их называли княжьи мужи, бояре-огнищане. В дальнейшем, по мере укрепления власти киевских князей эти две группы бояр (земские и княжеские) сливаются, различия между ними исчезают.

Общим для них было то, что все они были крупными земельными собственниками. Землю они либо получали от князя за службу, либо захватывали общинные земли. Земля была их наследственной собственностью, такие земельные владения назывались вотчинами.

После принятия в X веке христианства значительная часть земель сосредотачивается в руках церкви, монастырей, духовенства. Духовенство становится привилегированной социальной группой, его также следует отнести к господствующему классу. Принятие христианства стало важным фактором укрепления отечественной государственности на начальном этапе ее развития.

Христианское вероисповедание, сменившее язычество, принесло с собой учение о божественном происхождении верховной власти, смиренном к ней отношении. В руках у митрополитов и епископов сосредотачивается большое количество сел и городов, у них имелись свои слуги и даже войско. Церковь получила право взимать десятину на свое содержание. Территория страны была разбита на епархии во главе с епископами, которых назначал митрополит. Митрополит назначался константинопольским патриархом.

Все группы феодалов в древнерусском государстве находились в отношениях сюзеренитета-вассалитета. Верховным сюзереном был великий князь, его вассалами местные князья. В свою очередь местные князья были сюзеренами своих бояр и служилых людей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 301.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...