Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уйсуны территория и памятники.




 

Каратальский период (III—I вв. до н. э.)      Каратал, Каргалы, Капчагай, Унгиркора, Кызыл-еспе, Бесшатыр, Утеген, Калкан, Акшокы, Бетагаш, Сарытогай, Кенесай, Бурака, Шелпек

Семиречинский период (I—III вв. н. э.)        Талгар, Бастау, Актас, Сарытау, Узынбулак, Кызылкайнар, Курты, Караша, Шошкалы

Илийский период (IV—V вв. н. э.)               Актас, Унгир-кора, Шолак-жиде

Билет

Педагог-просветитель казахского народа Ыбрай Алтынсарин.

Ыбрай Алтынсарин (1841-1889) – выдающийся просветитель, общественный деятель, педагог-новатор. В 1857 г. окончил школу с золотой медалью при оренбургской пограничной комиссии. Показав в школе отличные результаты по русскому, арабскому, татарскому и персидскому языками и ряда др. предметов. После окончания школы в 1857 г. он работает писарем у своего деда, затем переводчиком в Оренбургском областном правлении. В 1864 г. Ыбрай назначается учителем открытой в Оренбургском укреплении под Тургаем школы. В эти годы сформировались педагогические взгляды. В 1879 г. он был назначен инспектором школ Тургайской области. Его мероприятия по развитию просвещения и грамотности проходили отбор у губернатора. Одно из ярких направлений его деятельности – организация ремесленных, сельскохозяйственных школ. Алтансарин является основоположником женского образования в крае. Достижением его в этой области было открытие в городе Иргиз школы-интерната для казахских девочек. Он также занимался организацией учебных заведений для подготовки учителей начальных школ. Основанная в Троицке, а затем переведенная в Оренбург учительская школа являлась передовым учебным заведением своего времени. Слабое развитие педагогического дела в казахском ауле, недостаток специальных учебных руководств подтолкнули Алтынсарина широко использовать опыт русской демократической учебной системы. Для русско-казахских школ он написал два учебных пособия. «Киргизская хрестоматия» и «Основное руководство по обучению киргиз русскому языку» предназначались для казахских детей, обучающихся в то время на русском языке. Ыбрай был не только педагогом-новатором и просветителем, последующим поколениям он оставил также наследие ученного этнографа. Затрагивая жизнь аула в ряде рассказов, он как ученный педагог вносил свои предложения по улучшению жизни населения. Алтынсарин известен также как собиратель образцов устного творчества казахского народа. Интересовала его и история народа. В произведениях он обращал внимание на воспитательную суть.

Охарактеризуйте основные причины ограничений на кочевье казахов по берегам Урал и Иртыша в 18 веке.

Из рапорта генерал-поручика в коммерц-коллегии кавалера И.И.Шпрингера. 4 декабря 1756 г.

... 16 июля 1756 г. через средние киргиз-кайсацкие улусы с одним старшиной Ичином Утемисовым приезжал к нему из города Туркестана бухарец Бердыбаев, который по приказа­нию своего Абулмамбет хана понеже знатных старшин и бухарского купечества находящихся объявил и просил, дабы, минуя приказаниям сих великих способностей в Семипалатин­скую и Ямышевскую крепости выходить и тут большими караванами производить торг.

Из "Экстрактов о киргиз-кайсацком народе” П.И.Рычкова

1) Чтобы они (т.е. казахи) имели у себя то правление, какое оно ныне есть, чтобы они, степные и многочисленные народы, в одно согласие и намерение, т.е. в один корпус согласиться не могли;

2) оренбургским командирам предостерегать всегда дабы отныне не отдалились на те места..., где прежде зенгорцы (джунгары. — Ж. К.) располагались, а еще больше, чтобы они не подвергнули себя китайцам, которые уже и покушались переменять их в свою протекцию, отлучая от российского подданства;

3) стараться, чтобы казахи не прошли к Волге и не соединились с калмыками, кубанцами и другими народами с целью вторжения в русские границы... .

Система управлений Казахским ханством».

Уровни управления. Главы уровней.
ханство Хан
улус Султан
арыс Бий
род Рубасы
Ата-аймак Аксакал
аул Аулбасы

Билет

Занятия древнейших людей в эпоху нижнего палеолита.

Первые следы человека на территории Казахстана относится к раннему палеолиту.

Наиболее благоприятными местами для расселения человека были- район хребта Каратау в Южном Казахстане. Древние люди жили стадами. Сообща легче было охотиться, легче противостоять опасности и силам природы.

Основные занятия древних людей- собирательство и охота.

Древние люди селились под каменными навесами, в гротах, пещерах. Стены и потолки пещер были покрыты копотью, это говорит, что древние обитатели Каратау уже были знакомы с огнём.

Древние люди на территории Казахстана эпохи раннего палеолита были современниками питекантропов и синантропов.

Первые каменные орудия труда .

В основном рубящие орудия дисковидной формы: ручные рубила, остроконечники, отщепы (каменные пластинки), топоры, ножи и др.

Первые орудия были универсальными. Первое грубое рубящее орудие труда- чоппер, в Южном Казахстане- чоплинг.

Основное сырьё - речная галька, кремень, кварцит, обсидиан, сланцы.

Ручное рубило (чоппер) – основной вид орудия раннего палеолита. Они имеют крупную симметричную, копьевидную или миндалевидную форму. Длина -10-20 см, вес от 0,5 до 2 кг. Острые их края, для увеличения прочности, подправляли рядом мелких ударов. Такая обработка называется ретушью.

Обьясните,почему в столкновении интересов Джунгарии,Англии,Среднеазиатских ханств и России в Центральной Азии (в конце 17-начале 18) веков территория Казахского ханства имело важное значение.

В конце 17 начале 18 веков в Центральной Азии обострились противоречия между 4-мя основными государствами этого региона. К данным государствам относятся: Россия, Цинская империя, Джунгарское ханство, Казахское ханство, т.ж. в борьбе за территории Центральной Азии участвовалиКокандское ханство, Хивинское ханство, Бухарские эмираты.
Причина борьбы:
1) Ослабление центральной власти и период феодальной раздробленности которое переживало Казахское ханство. Особенностью данной борьбы за регион является то что Казахское ханство было единственным государством, которое вело борьбу за независимость.
2) 1635 год образование Джунгарского ханства кочевой «паразитической» империи. Паразитическим государством называется из-за того, что основные доходы населения и власти связанны с грабежом соседних народов. Как любая кочевая империя в начале периода своего существования Джунгария стремилась к расширению территории за счет захвата соседних государств.
3) 1644 год образование Манчжурской империи Цын в Китае. Манчжуры – юго-восточные монгольские племена. Цинская империя представляла наибольшую угрозу для всех остальных участников конфликта, т.к. это государство ставило целью не только расширение территории, но и «расширение жизненного пространства»
4) Во второй половине 17 века началось полномасштабное освоение Россией восточносибирского региона и дальнего востока как поиск земель для колониального развития. На рубеже 17-18 веков начинается стратегия расширения России на востоке с приходом Петра 1. Он видел в Казахстане ключ и врата в Азию:
a) Восточный Казахстан является для России стратегическим регионом из-за большого количества полезных ископаемых и возможности военного продвижения в восточный Туркестан «Полуденная Азия».
b) Проникновение в Индию.
c) Среднеазиатские государства, Феодально-земледельческие государства где основным источником дохода господствующего класса является расширение феодального землевладения и наличия на этих землях податного населения.
Сферу интересов Коканда входили казахи земледельцы и скотоводы южного Казахстана и Жетысу. В сферу интересов Хивы казахи присырдарьинского и приаральского регионов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 374.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...