Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Инвентаризация всех видов имущества




 

Инвентаризация имущества - это сверка того, что есть у бухгалтера на бумаге, с тем, что находится в офисе организации (предприятии)  на складе, в обособленном подразделении фирмы. [6;С31]

Инвентаризации подлежат все активы и все виды денежных обещаний как по главному предприятию, так и по его подразделениям.

Под имуществом организации понимаются:

1. Основные средства

2. Нематериальные активы

3. Финансовые вложения

4. Производственные запасы

5. Готовая продукция, товары

6. Денежные средства и прочие финансовые активы

1.Основные средства

Порядок проведения инвентаризации основных  регламентируется надлежащими законодательными актами:

методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина от 13.06.1995 № 49); [7;С30]

положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н);

законом «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Проводить инвентаризацию компания должна не только по собственному имуществу, но и по арендованному или взятому на хранение. Инвентаризация проводится по месту нахождения имущества и в присутствии материально ответственного лица либо руководителя коллектива.

2. Нематериальные активы

В ходе проведения инвентаризации нематериальных активов следует проконтролировать не только наличие актива, но и правильное отражение нематериальных активов (в инвентарных карточках).

Инвентаризацию НМА можно разбить на три этапа:

1. Состав инвентаризационной комиссии, причины и срок проведения инвентаризации. Все эти составляющие должны быть отражены в одном документе – приказе о проведении инвентаризации;

2. Установление наличия НМА. В данный этап будет включена проверка подтверждающих документов;

3. Сличение в результате проверки сведений с информацией, выступающей в учете.

Инвентаризационная комиссия уточняет, считаются ли достоверными сведения, включенные в инвентарные карточки учета надлежащих НМА, и сделаны ли эти карточки для всех обозначенных активов.

3. Финансовые вложения

 Порядок инвентаризации финансовых вложений определен в пунктах 3.9-3.14 гл. 3 правил проведения инвентаризации. Порядок бухгалтерского учета финансовых вложений определяется в ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений.

Перед проведением инвентаризации финансовых вложений нужно выяснить присутствие соглашений, актов способа передачи, ценных бумаг, описей и иных регистров аналитического учета.

В итоге инвентаризации проверяются фактические издержки, произведенные по приобретению ценных бумаг, инвестициям в уставные капиталы, предоставления займов и т.д. При проверке фактического присутствия ценных бумаг нужно ввести следующее:

правильность написания ценных бумаг и сопровождающих документов;

соотношение фактической и балансовой стоимостей ценных бумаг;

соотношение фактического и учетного числа ценных бумаг;

полнота отражения в бухгалтерском учете приобретенной прибыли по ценным бумагам.

Суммы финансовых вложений в уставные капиталы организаций, денежные займы и кредиты, предоставленные иным организациям, обязаны подтверждаться договорами и иными первичными документами.

4. Производственные запасы

Инвентаризация считается необходимым способом контроля за сохранностью материально-производственных запасов. Она разрешает держать под контролем корректность ведения бухгалтерского учета, его достоверность и сохранность припасов [8;С30].

Инвентаризация МПЗ обязана проводиться не реже 1-го раза в год и не раньше 1 октября. Сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации инвентаризации материально-производственных запасов обязательны:

перед составлением годичной бухгалтерской отчетности;

при смене материально ответственного лица;

при выявлении прецедентов хищения, злоупотребления или же порчи имущества;

при реорганизации или же ликвидации организации;

при сдаче имущества в аренду, выкупе, продаже;

в случае ЧВ ситуаций;

при смене бригадира;

Так же в ходе инвентаризации МПЗ выявляются недостачи, которые в бухгалтерском учете списываются на дату проведения ревизии. Стоимость недостач МПЗ списывают на затраты связанные с производством или продажами.

 

Таблица 1. Списание стоимости недостачи                                                                                                                               

Д 94 К10(41, 43) Списание стоимости недостачи
Д 20 (25,26,44) К 94 Списание недостачи с учетом норм естественной убыли

Источник: информационный центр «Кадис». URL: http://www.kadis.ru/ipb. [9;С31]

 

Выявление недостач сверх норм убыли (при отсутствии норм убыли) при инвентаризации запасов влечет взыскание их стоимости с лица, ответственного материально, или списание в прочие расходы.

В учете списание оформляется следующими проводками:

Таблица 2. Выявление недостач сверх норм убыли                                                         

Д 94 К10(41, 43) Списание стоимости недостачи
Д 73 (76) К 94 Отнесена стоимость недостач на виновное лицо
Д 50 (51, 70) К 73 (76) Взыскана стоимость недостач с виновного лица
Д 91 К 94 Списание недостачи сверх нормы в расходы

Источник: Составлено по Плану счетов бухгалтерского учета и методическим рекомендациям бухгалтерского учета.

По результатам инвентаризации материальных запасов списание недостач сверх норм естественной убыли, а также в случае отсутствия утвержденных норм зависит от факта установления лица, виноватого в пропажах.

5. Готовая продукция, товары

Суть инвентаризации готовой продукции заключается в том, что данный процесс предполагает испытание присутствия всех позиций продукции и продуктов на складах, соотношения их принятой номенклатуре и учетным сведениям в бухучете. Ведущей целью инвентаризации готовой продукции считается выявление каких-то промахов или же некорректностей, которые имеют все шансы появиться при неверном ведении бухгалтерского и складского учета, а еще в связи с неправомерными деяниями ответственных сотрудников.

Инвентаризация готовой продукции и продуктов ведется по нескольким причинам, ключевыми из которых считается законодательство Российской Федерации, предусматривающее неотъемлемую для организаций всех форм принадлежности проверку наличия и состояния проверяемых объектов. Еще инвентаризация изготовленной продукции и продуктов на перепродажу имеет возможность проводиться и в других определенных случаях на предприятии, к которым относятся:

случается увольнение одного ответственного лица и назначение другого;

предприятие реорганизуется или же ликвидируется;

уточняется факт злоупотребления казенным положением, хищения, смещения в худшую сторону качеств или же абсолютной порчи имущества;

оформляется годичная бухгалтерская отчетность;

случилось стихийное бедствие или же ЧВ.

6. Денежные средства и прочие финансовые активы

Инвентаризация денежных средств подразумевает испытание соотношения имеющихся средств и суммы, которая обозначена в отчетности. Эта сверка выполняется на предприятии периодически, периодичность ориентируется управляющим организации и прописывается  в ее учетной политике. Инвентаризация денежных средств в кассе обязует кассира на время сверки закончить выдачу средств и прием платежных документов. Не считая того, кассир несет собственную обязанность за сохранность денежных символов и корректность ведения всей документации. Кассир фирмы не имеет права содержать личные вещи  на рабочем пространстве, тем более средства. Каждая сумма избытка приходуется инвентаризационной комиссией и возврату не подлежит. Об данном операции ответственное лицо должно быть проинформировано при вступлении на назначаемую должность.

Инвентаризация денежных средств проводится санкционированной инвентаризационной комиссией на основании приказа начальника фирмы. В данную комиссию включают:

главного бухгалтера организации;

председателя администрации предприятии;

материально ответственное лицо.

При надобности в состав комиссии входят независимые аудиторские компании, которые держат под контролем непристрастность и корректность проведения предоставленной процедуры. По результату заполняется акт инвентаризационной проверки.

Не считая того, инвентаризации подлежат производственные припасы и иные виды имущества, не являющиеся собственностью организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на серьезном хранение, оплаченные, приобретенные для переработки), а так же имущество, не учтенное по любым основанным причинам.

Документальное оформление инвентаризации

Впоследствии проведения инвентаризации материально-ответственное лицо отдела, где была проведена проверка, ставит подписи на двух экземплярах документов. Это означает, что он уведомлен с итогами инвентаризации и не имеет жалоб к членам комиссии. Также устанавливают подписи и члены комиссии. Заполненные описи передаются в бухгалтерию, ознакомившись специалисты оформляют сличительную ведомость, где указывается расхождение между данными бухучета или же фактическим наличием продуктов.

После чего данные об инвентаризации передаются руководителю компании для ознакомления. При наличии излишков или недостачи только руководитель компании имеет право принять решение о взыскании с виновных лиц.

Существуют нюансы документального оформления инвентаризации:

Первым делом оформляются первичные документы

1. Заносить поправки возможно лишь только в случае, если будет возможна сноска об исправлении ответственных лиц.

2. В документе не должно быть пустующих граф, куда возможно вписать лишнюю информацию.

3.Бумаги надо скрепить и вложить в одну папку.

4. Все страницы описи должны быть пронумерованы.

Обязательными документами для начала проведения инвентаризации будут являться:

приказ руководителя о начале инвентаризации;

расписки материально - ответственных лиц;

сличительные ведомости, отражающие различия сведений об имуществе и обязательствах организации, выявленных в ходе инвентаризации, и сведений бухгалтерского учета;

ведомость учета результатов ревизии. Она отражает результаты инвентаризации и является итоговым документом по инвентаризации.

Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете

Финишным этапом при проведении инвентаризации считается анализ ее результатов и отражения ее итогов в бухгалтерском учете. Выявленные в процессе инвентаризации отличия фактического числа ценностей от данных бухучета оформляются в согласовании с утвержденным порядком.

Инвентаризация заканчивается отражением итогов в отчетности и учете месяца, в котором она была закончена. В случае если это годичная инвентаризация, то итоги проводят в годичном бухгалтерском отчете. Выявленные при инвентаризации отличия фактического числа имущества от данных бухучета разносят в согласовании с требованиями «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (редакция от 24.12.2010, с изменениями от 08.07.2016) и «Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (редакция от 08.11.2010):

денежные средства, основные средства, прочее имущество, оказавшееся в излишке, оприходуются и принимаются на денежные итоги организации с выявлением виновных лиц и оснований появления излишка;

недостача списывается по приказу руководителя на издержки продаж и производства в пределах норм, установленных законодательством.

Выявленные в результате инвентаризации излишки имущества должны быть приняты к учету и в соответствующей сумме зачислены на финансовые результаты организации.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России N 94н, сумма излишков отражается на счете 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы".

В случае во время проверки обнаружены излишки, то бухгалтер формирует проводку:

Дт 08, 10, 41, 43, 50 Кт 91 — оприходованы ценности, выявленные при инвентаризации.

Порядок отражения недостач в бухгалтерском учете определен п. 3 ст. 12 Закона N 402-ФЗ и п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета.

В случае если же была выявлена недостача, то вначале следует сделать проводку по дебету сч. 94 в корреспонденции со счетом отсутствующих ценностей. В случае если это естественная убыль, то дальше следует проводка:

Дт 20, 23, 44 Кт 94 — списана цена ТМЦ в пределах мерок естественной убыли.

Если же размер недостачи больше норм естественной убыли либо для объекта такие нормы не установлены, а виновник недостачи работает в компании, то бухгалтер делает в бухучете запись:

Дт 73 Кт 94 — недостача отнесена на ответственное лицо.

Убыток можно удерживать из зарплаты сотрудника — но не более 20% зарплаты за месяц (ст. 138 ТК РФ):

Дт 70 Кт 73 — недостача удержана из зарплаты материального лица.

Если же виновник недостачи не обнаружен либо суд не разрешил компании взыскивать с него деньги, делается запись:

Дт 91-2 Кт 94 — списан убыток от недостачи в связи с отсутствием виновного лица или отказе от взыскания.

Таким образом, отражение итогов инвентаризации в бухгалтерском учете происходит по строго регламентированному методу в специальных ведомостях, описях и журналах. Излишки приходуются как иной заработок компании, а недостачи списываются за счет виновных лиц, а в случае если их нет — отражаются в учете как иные затраты.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...