Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Законы, регулирующие деятельность политических партий в наше время. Переход к многопартийности.




Итак, какими же законами в данный момент регулируется деятельность политических партий, и добились ли мы перехода к многопартийной системе?

Однозначно, современное законодательство оказало важное влияние на избирательное законодательство, так как четко регламентировало статус партии при её участии в избирательных кампаниях (Закон о партиях, принятый летом 2001 г.)[21]. Помимо этого, этот закон внес свой вклад в обеспечение более честной конкуренции на выборах. Вообще считается, что с этого закона начинается современный период становления российского законодательства.

П. 4 ст. 3 этого закона устанавливает основные цели политических партий:

1. Выражать цели граждан по любым вопросам общественной жизни, доводить этих мнения до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

2. Выдвигать кандидатов на выборах в представительные органы государственной власти и местного самоуправления;

3. Участвовать в выборах в представительные органы государственной власти и местного самоуправления и в их работе[22].

По под. «в» п.3 ст. 41 политическая партия подлежит ликвидации, если она не принимает участие в выборах в течение 5 лет. Так же эта статья определяет. Что политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской федерации в случае неучастия политической партией на выборах. Ранее такого четкого указания на причины ликвидации партии не наблюдалось. На протяжении всей истории России еще не существовало такого законодательного акта, который бы так детально и конкретно регламентировал создание и деятельность политических объединений. Разумеется, этот закон не совершенен. Но это лучшее из того, что уже было на данный момент.

Политическая партия может участвовать в выборах и референдумах в соответствии с федеральными законами «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Так же по ст. 40 этого федерального закона политическим партиям предоставляется право выдвигать списки кандидатов в депутаты Государственной Думы и выдвигать кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам.

При этом на политические партии законодательством возлагается обязанность извещать избирательную комиссию о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления. Эти положения присутствуют в Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в ст. 26.

В ст. 33 этого закона установлено, что список политических партий, которые имеют право в соответствии с ФЗ «О политических партиях» принимать участие в выборах депутатов Государственной думы, выдвигать списки кандидатов, составляется федеральным органом, уполномоченным принимать решение о регистрации политических партий. То есть мы можем наблюдать, насколько более структурированным стали функции политических партий по сравнению с прошлыми годами, как четко регламентируется порядок выдвижения ими кандидатов. Еще десятилетие назад такого не было, и это сильно всё усложняло.

Регистрация политических партий осуществляется по Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц» с учетом установления Федеральным законом «О политических партиях» специального порядка государственной регистрации, как самой партии, так и её региональных отделений.

В соответствии со ст. 10 Закона о партиях вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий не допускается. Законодательством установлено лишь право уполномоченных органов выносить политической партии предупреждение в случае осуществления партией деятельности, противоречащей положениям, задачам, предусмотренным уставом политической партии.

В развитых демократических государствах главным моментом при проведении избирательных кампаний является наличие «общественного договора» и 22 августа 2004 г. такой договор был заключен и в России[23]. Содержанием данного договора являются цели и правовой характер форм и средств их осуществления общественных преобразований.


 


Заключение

Исследуя становление многопартийности в России, видно, что процесс её зарождения как в начале, так и в конце XX в. протекал достаточно сложно и противоречиво, а наличие большого количества партий не являлось показателем политического плюрализма. На эффективность сегодняшней политической системы влияют множество факторов, поэтому возникает необходимость искать новые пути развития политических партий, что в данный момент и происходит.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы.

В Российской Федерации законодательно закреплено идеологическое многообразие. Его продолжением являются многопартийность и политический плюрализм.

Для России на настоящем этапе её развития характерна многопартийная система с ярко выраженной доминирующей партией («Единая Россия»). В данный момент, к формированию органов государственной власти и местного самоуправления допускаются только политические партии, которые выражают волю их членов и помогают выражению политической воли всего гражданского общества. Именно поэтому правовая регламентация статуса политических партий – очень важный вопрос в сфере конституционного права большинства стран мира, включая и Российскую Федерацию. Как было видно из главы 3, с двухтысячных годов по наше время делается многое, чтобы регламентировать статус, функции политических партий как можно более четко.

Политические партии являются главным институтом, который связывает гражданское общество и государство. Поэтому очень печально, что в наше время крайне низким является уровень доверия политическим партиям, депутатам и всему парламенту в целом. В обществе распространена оценка этих институтов как сильно коррумпированных.

Из всего этого можно сделать вывод, что будущая многопартийная система еще только вызревает, складывается и очень важно, чтобы взаимоотношения сотрудничества партийных и государственно-властных структур играли решающую роль. Именно тогда политическая система стала бы не только стабильной, но и эффективной для государства.

Будущее политической системы России – за многопартийностью, так как она представляет собой существенный фактор нормального функционирования гражданского общества и правового государства. Но следует помнить, что многопартийность всего лишь еще один способ формирования политических структур, способных выражать и защищать интересы определенных слоев общества. Можно сделать вывод, что институт многопартийности фактически создан, однако его функционирование пока будет вызывать нарекания у многих, поскольку до совершенства еще далеко.


 


Список используемой литературы

1. Абрамов В.Н. Многопартийность в постсоветской России: тенденции проблемы, общественные потребности. М., 1997.

2. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в России: Конституционно-правовые основы. М., 1996.

3. Анананьева М.К., Многопартийность в становлении и развитии гражданского общества современной России, Саратов, 2009.

4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2000.

5. Байкова Т.К. Конституционно-правовой статус политических партий в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002.

6. Брукан С. Плюрализм и социальные конфликты. М., 1990.

7. Гагиева Н.Р., Многопартийность в Российской Федерации: история, теория, практика, современность:Дис. … канд. юрид. наук. Санкт-Петербург. 2008.

8. Горбачев В.Г. Становление многопартийности. Региональный аспект // Социально-политический журнал. 1998. №3.

9. Зотова З.М. Политические партии и избирательный процесс. М., 2002.

10. Крутова А.Ю., Многопартийность в России 1991–2001 гг.: Историческое исследование: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002.

11. Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России. М., 1999.

12. Лапаева В.В. Политическая партия: понятие и цели // Журнал российского права. 2002. №1.

13. Лапаева В.В. Российская многопартийность: итоги и перспективы // Выборы. 2000. №4.

14. Мун Сон Ги, Российская модель многопартийности: предпосылки и модель становления: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1997.

15. Петрова О.Ю., Многопартийность в РФ:Дис. … канд. юрид. наук.Волгоград. 2004.

16. Поздняков Д.А., Современная российская многопартийность: юридические механизмы институционализации: Дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004.

17. Разумов И.Н., Становление многопартийности в современной России: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003.

18. Сологуб С.В. Конституционно-правовое регулирование статуса политических партий в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006.

19.  Федеральный закон от 24 июня 1999г. № 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26.

20. Федеральный закон «О политических партиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 21.

21. Цуй Чжихун, Многопартийность в современной России (вторая половина 80-х годов ХХ в. – начало ХХIв.): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005.

22.  Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998.


[1]Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1998. С.53.

[2]Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской федерации: конституционно-правовые основы // Российский Юридический Издательский Дом. М., 1996. С. 17.

[3]Там же. С 23.

[4]Чудаков М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Курс лекций. Минск, 1998. С. 120.

[5]Сологуб С.В. Конституционно-правовое регулирование статуса политических партий в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 73.

[6]Байкова Т.К. Конституционно-правовой статус политических партий в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 35.

[7]Там же. С. 56.

[8]Там же. С. 63.

[9]Шмачкова Т.В. Теории коалиций и становление российской многопартийности: методики рационализации политического процесса. // Полис: Политические исследования. 1996. №5. С. 31.

[10]Реформирование России: мифы и реальность. М., 1994. С. 27.

[11]Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской федерации: конституционно-правовые основы // Российский Юридический Издательский Дом. – М., 1996. С. 56.

[12]Партия «Демократический Союз». II съезд. Документы. Рига – Москва, 1989. С.6.

[13]К гуманному, демократическому социализму. Программное заявление XXVIII съезда КПСС // Россия сегодня… М., 1998. С. 32–44.

[14]ФЗ №95 «О политических партиях», Принят Государственной Думой 21 июня 2001 г. Одобрен Советом Федераций 29 июля 2001 г. – Ст.3, ч.1.

[15]Там же. Ст.3, ч.4.

[16]Петрова О.Ю. Многопартийность в Российской Федерации: конституционно-правовой аспект:Дис. … канд. юрид. наук.Волгоград, 2004. С. 156.

[17]Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 февраля 1999г. с историко-правовым комментарием. М., 1999. С. 5.

[18]Там же. С. 8.

[19]Морозова Е.Г. Правовое консультирование и избирательный процесс. М., 2001. С. 119.

[20]О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях», ФЗ от 19.07.1998г. №112. Ст.1 // Консультант Плюс.

[21]Салов В.Б. Политические партии, общество и государство в странах Западной Европы. – В сб.: Актуальные проблемы Европы: экономика, политика, идеология. М., 1991. С. 106.

[22]Петрова О.Ю. Многопартийность в Российской Федерации: конституционно-правовой аспект:Дис. … канд. юрид. наук.Волгоград, 2004. С. 205.

[23]Лапаева В.В. Становление многопартийности в России. (Социально-правовой анализ). // Государство и право. 1995. №8. С. 12–13.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 165.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...