Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исторические предпосылки возникновения современной российской многопартийности.




Специфика российской многопартийности заключается в некотором отставании, по сравнению с Западом. К тому же, долгое время еще русскими императорами блокировалась всяческая инициатива; идеология, политика, право – все являлось их монополией. Впоследствии в сознании людей это лишь укрепилось авторитаризмом, претендующим на опеку над всеми сферами общественной жизни. Было бы неверно считать, что в России вообще не существовали какие-либо демократические традиции, они просто отличались от обычаев стран Запада. Ведь существовало же Народное вече, Земские соборы.

Процесс формирования самих политических партий в России, как уже было сказано, происходил с запозданием, даже по сравнению с США, или западноевропейскими странами. Довольно любопытен процесс становления многопартийности в начале ХХв., однако на нем не стоит останавливаться подробно, и было бы рациональнее перейти сразу же к образованию современной многопартийности.

Процесс образования политических партий в России происходил всегда спонтанно, что можно объяснить отсутствием прочной законодательной базы для функционирования партий и движений.

Попытка формирования многопартийности в СССР связана, как ни странно, с инициативами реформаторского крыла КПСС и решениями XVI партконференции. Но еще до нее в Советском Союзе к концу 80-х гг. действовали социальные движения следующих направлений:

1. Движения за создание независимых профсоюзов;

2. Демократические движения антисоциалистического типа;

3. Движения за национальное возрождение;

4. Движения в поддержку перестройки;

5. Отраслевые движения рабочих;

6. Движения мелких собственников;

7. Группы и движения христианско-демократического направления;

8. Конституционно-демократические группы и организации и т.д.[10]

Было бы ошибкой думать, что вопрос о роли партии КПСС (который, в принципе, равнозначен вопросу быть, или не быть многопартийности), не поднимался вплоть до самой отмены 6 статьи, наоборот, этот вопрос был выдвинут еще на одно из внеочередных собраний третьего Съезда народных депутатов СССР. Эта поправка не была принята тогда, однако, на Съезде было принято важное дополнение к ст.51 Конституции о том, что граждане СССР имеют право объединяться в политические партии[11].

Своеобразной точкой отсчета в начале образования современной многопартийности можно считать 7 мая 1988 г., когда в Москве состоялось провозглашение первой в современной истории страны некоммунистической партии «Демократический Союз». Интересно, что в самом программном документе этой партии было зафиксировано, что «Демократический Союз» является политической партией, оппозиционной тоталитарному государственному строю СССР и ставит своей целью ненасильственное его изменение и построение нового правового государства на началах гуманизма, демократии и плюрализма[12].

Интересно, что личностный фактор в процессе становления многопартийности также сыграл значительную роль, поскольку было создано множество политических партий и движений, общественно-политическое лицо которых определял тот или иной лидер. Самое любопытное, что эта связь прослеживается и до сих пор, но об этом будет сказано позже.

С 1989 г. начался новый этап в развитии подобных «неформальных» движений. Они стали объединяться вокруг Межрегиональной депутатской группы. Помимо этого были предприняты несколько попыток создания МАДО – Межрегиональной ассоциации демократических организаций, в сентябре в Ленинграде, и в ноябре 1989 г. в Челябинске. По сути своей, это была оппозиция, открыто противостоящая правящей партии КПСС и её политике. Именно поэтому депутаты проголосовали за отмену 6 статьи Конституции СССР, которая признавала единственно возможной и правящей партией КПСС. И в итоге на рубеже 80–90-х гг. начали стремительно расти различные политические партии и организации.

Изначально КПСС была реальной политической силой, даже после отмены 6 статьи. Однако с января 1990 г. наблюдался массовый «отток» многих ее членов, недовольных результатами «перестройки». В том же январе состоялась первая конференция Демократической платформы КПСС к ХХVIII съезду, на котором было предложено превратить КПСС в партию парламентского типа. М.С. Горбачевым было предложен несколько другой путь, что подтверждает его заявление XXVIII съезду КПСС «К гуманному и демократическому социализму», где провозглашалась необходимость создания гражданского общества, правового государства, принципа разделения властей и т.д.[13]

Но в итоге сложилась такая ситуация, что инициатор реформ М. Горбачев все больше и больше утрачивал свой авторитет и контроль над ситуацией. В этих условиях разрушения политических структур его социально активная часть раскололась на различные слои и группы, выразителями интересов которых были самые различные и многообразные социальные, общественно-политические движения, которые как раз таки и являлись основой подготовки общества к переходу к многопартийной системы.

12 июня 1991 г. Б.Н. Ельцин был избран Президентом Российской Федерации. Уже 20 июля 1991 г. им был издан Указ «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР», благодаря которому вся система КП РСФСР сильно пошатнулась, а значит и по КПСС в целом. И после крушения КПСС процесс образования многопартийности в России вступил в качественно новую стадию. Действительно, если раньше политическая активность всех политических партий России была направлена только против КПСС, то теперь они были вынуждены искать новую базу для самоиндификации.

Как известно, новые параметры создания и деятельности политических партий были определены Законом Союза Советских Социалистических республик «Об общественных объединениях», который был принят 6 октября 1990г. После распада СССР и отмены всей Конституции 1977г. деятельность политических партий регулировали статьи 6 и 9 этого закона, который, однако, абсолютно не соответствовал реалиям постсоветского времени. Политические партии становятся настолько мощным орудием политической борьбы, что требовалось совершенствование законодательного регулирования их деятельности. Ведь несовершенства законодательства приводили к тому, что десятки никому не известных, не пользующихся поддержкой у населения партий, созданных на основе общественных движений, боролись за депутатские мандаты. Это подтверждается цифрами; на начало 1993г. по данным Министерства юстиций РФ было зарегистрировано 32 политические партии, к августу 1999г. их число достигло уже 139. Из этого следует, что принятия нового закона, который сможет регулировать порядок образования и деятельность политических партий и соответствовал бы современным реалиям, стало необходимостью. Попытки принять подобный закон начались сравнительно давно. Вспоминается законопроект 1995 г., который даже был принят Государственной Думой, однако не был одобрен Советом Федераций. Однако реальный закон, получивший одобрение этих двух органов, был принят только в 2001 г.

Новый закон дал современное определение политической партии (под политической партией понималось общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах, референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления[14]), а также определил их основные цели и задачи. Основной целью политических партий стало формирования общественного мнения у граждан, а также выражения их мнения по любым вопросам и доведения этого мнения до общественности, выдвижение кандидатов на выборах и участие в них[15]. Этот нормативно-правовой акт явился первым в истории Новой России документом, который бы регламентировал правовой статус партий. Таким образом, был сделан существенный шаг на пути решения одной из главных общественно-политической задачи, связанной с определением роли и места политической партии в институтах гражданского общества.

После вступления в силу Закона о партиях был завершен период, данный российскому обществу для того, чтобы структурировать свою политическую систему, ибо уже с 14 июля 2003 г. объединения, которые не смогли пройти регистрацию в Министерстве юстиций и преобразоваться в партии, стали простыми общественными объединениями. А общественные объединения не имеют права претендовать на власть.

Выборы в Государственную Думу РФ 7 декабря 2003г. показали, что ФЗ «О политических партиях» содержит в себе несколько не совсем понятных и спорных положений. В частности, выделяются такие спорные положения, как предоставление права участия в выборах только партиям, о государственном финансировании партий в период между выборами, о ведении запрета на межрегиональные, региональные и местные партии и других[16].

Однако мы немного забежали вперед, так как новый этап развития многопартийности начался существенно раньше, еще с принятием Конституции РФ 1993 г., взявшей курс на развитие парламентаризма. Мне кажется, что на этом документе стоит остановиться подробнее.

В самой Конституции, в ст. 13 провозглашено, что:

«1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направленны на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни»[17].

Эта норма Конституции устанавливает меру, принципы политической и идеологической свободы в Российской Федерации. Такой конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и общеобязательной, закрепляет равноправие идеологий в обществе и ни одна из них не может иметь приоритета, который закреплялся бы официально государством в законном порядке или иным другим способом.

Касательно общественных объединений, исходя из ст. 13, можно вынести несколько важных принципов. Первый из них, это равенство общественных объединений перед законом заключается в том, что требования государства к уставам общественных объединений, порядку их регистрации, прекращению их деятельности равны.

Второй принцип (равенство общественных объединений) означает их равенство в правах в общественной и хозяйственной деятельности. Это дает возможность свободно распространять информации о целях их деятельности, свободного участия в формировании органов государственной власти и вольном осуществлении своих полномочий в соответствии с их уставами и законодательством России. Так же этот принцип может обеспечивать право всех общественных объединений учреждать средства массовой информации, иметь в собственности здания, оборудование, инвентарь и т.д.

Равенство общественных объединений перед законом установлено, чтобы исключить возможность создания вновь однопартийной системы, не допускающей существования других политических партий, как это было в Советском Союзе.

Конституцией, помимо этого, предусматривался перечень оснований, при наличии которых запрещается деятельность различных общественных объединений.

Удивительно, но в Конституции Российской Федерации не содержатся положения, которые бы закрепляли конституционно-правовой статус политических партий. Однако ст. 30 закрепила другой немаловажный пункт: право на объединение имеет каждый, то есть данное право сформулировано как право человека, а не только гражданина[18]. Но не стоит думать, что каждый человек может полноценно участвовать в правотворческой деятельности, ведь ст. 32 как раз таки ограничивает круг субъектов права на объединение в политические партии, поскольку она гласит, что право избирать и быть избранным имеют только граждане РФ[19].

Как видно из одной только 13 статьи, Конституция не очень многословно, но довольно четко регулирует вопрос об общественных объединениях, однако это оказалось недостаточным. Именно поэтому был создан Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях». Этот закон фактически устранил различие прав участия в выборах между политическими партиями, общественно-политическими движениями и иными общественными объединениями, тем самым изменив содержание правосубъектности общественных объединений в избирательном процессе.

Другим важным этапом в правовом обеспечении деятельности общественных объединений и политических партиях стал ФЗ «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон “Об общественных объединениях”», который был принят уже в 1998 г. Этим законом вводился ряд ограничительных признаков политического общественного объединения, при наличии хотя бы одного из которых общественное объединение не могло быть призвано в качестве политического. По данным этого закона, политическими общественными объединениями не могли являться:

1. Объединения, которые уже зарегистрированы в качестве религиозной или благотворительной организации, профессионального союза;

2. Объединения, уставом которых допускается возможность членства иностранных граждан или предусматривается формирование объединения по расовому, конфессиональному, профессиональному, национальному или другим признакам;

3. Объединения, которые преследуют цели извлечения прибыли посредством предпринимательской деятельности;

4. Объединения, созданные для реализации неполитических интересов[20].

Таким образом, институт многопартийности в России утвердился в ходе постперестроечных и перестроечных процессов. Переход от всевластия одной единственной партии к многопартийности процесс довольно длительный и болезненный, сопровождающийся различными потрясениями, митингами и ошибками в законодательстве. К тому же в России этот процесс происходил и происходит на фоне кризиса народного хозяйства и обострения социальных проблем. Изначально развитие многопартийности проходило не самым лучшим образом, о чем свидетельствуют дробление политических сил. Создание множества политических партий, не имеющих поддержки у народа, или партий, которые не объединены общей приверженностью принципам, идеям, ценностям действующей Конституции Российской Федерации. Однако такому дроблению политических сил положил конец закон, принятый летом 2001г. «О политических партиях», про который уже было сказано. Данный закон позволил преломить негативные тенденции развития многопартийности и направить процесс в русло формирования многопартийной системы парламентского типа.

И, наконец, 23 июня 2003 г. Федеральным Собранием был принят закон РФ, который исключил из ст. 36 право общероссийских организаций и общественных движений вступать в блоки с партиями. Аналогичные поправки были внесены в закон «О выборах депутатов Государственной думы Российской Федерации» от 20 декабря 2003 г. и в закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г.

 


 


Глава 3










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 180.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...