Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Государственность древних тюрков: исторические корни и преемственность Государственности РК.
Недавно Казахстан и весь тюркский мир отметил 550-летие образования Казахского ханства – первого этнического государства на территории Центральной Азии. И прямой наследницей этого могущественного средневекового государства является современная Республика Казахстан. Современная территория Казахстана, согласно исследованиям историков, является прародиной всех тюрок, которых в настоящее время по всему миру насчитывается свыше двухсот миллионов человек. Именно поэтому Лидер нации Н.Назарбаев на торжественном собрании, посвященном 550-летию Казахского ханства, заявил, что в XXI веке тюркские народы должны сотрудничать друг с другом. «Народы независимых тюркских государств - Турции, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Туркменистана, Кыргызстана - и ещеболее 200 млн представителей тюркских народов, разбросанных по всему миру, - все они происходят от одного великого предка - тюрка-воина», - сказал Н.Назарбаев. Единство тюркских народов – это завет наших общих предков; единство - источник всех побед, оно придает силы для защиты Родины. «В XXI веке тюркские народы, разделенные судьбой, но имеющие общий язык, традиции, веру и происхождение, должны сотрудничать друг с другом. К этому призывает история предков
Празднование юбилея образования Казахского ханства раскрыло истоки нашей государственности. Вековая цель наших предков о создании вечного народа, вечного государства сегодня получает новое звучание в идее Нурсултана Назарбаева «Мәңгілік Ел» – вечного государства казахов.
82.550 – летие казахского ханста: Истоки национальной государственности и самосознания.
В 1459 г. султаны Керей и Жанибек откочевали с подчиненными им племенами из государства кочевых узбеков хана Абулхаира и обосновались на территории нынешнего Западного Семиречья, открыв тем самым первую страницу истории Казахстана как государства. Благодаря откочевке ханов Жанибека и Керея сформировалось современное название казахской народности, с конца XV века появился термин «қазақ» (казах). В научной литературе отсутствует единое мнение по поводу откочёвки Керея и Жанибека, а также по вопросам места и возникновения Казахского ханства. Так, ряд авторов писали, что Казахское ханство образовалось на рубеже XV-XVI веков, что откочёвка Керея и Жанибека и выделение ряда феодальных владений под их руководством являлись лишь эпизодом в формировании Казахского ханства. Без истории не может быть народа, государства. В республике многое делается для сохранения истории, действует программа «Народ в потоке истории». 1 июня 2010 года в Астане перед Музеем Первого Президента Казахстана с участием Н. А. Назарбаева был открыт памятник ханам Керею и Жанибеку скульптора Рената Абенова. Высшая форма развития любого этноса - государство. На заседании актива Астаны Президент РК Н.Назарбаев подчеркнул, что на следующий год мы отмечаем 550-летие образования Казахского ханства. Казахское ханство - это и есть первое Казахское государство, рассказывает доктор исторических наук. «У историков много различных точек зрения, с какого времени начинать отсчет образования Казахского государства. Об этом находим свидетельства в «Тарих-и Рашиди» Мухаммеда Хайдара Дулати, который сообщил о том, что в 1465 году образовалось Казахское ханство на территории Жетысу между реками Чу и Талас, с того времени можно говорить о возникновении государства казахов, казахского этноса. Конечно, сложение нации и формирование государства - это длительный процесс, который начался еще со времен саков и гуннов, Тюркского каганата. Формирование Казахского ханства происходило в период правления ханов Жанибека и Керея, укрепление - во время Касым хана, «собирателя казахских земель». При нем центром стал Улытау, не случайно наш Елбасы дал интервью у подножья этих гор, которые стали символом объединения казахов», - отметил Т.Садыков Духовным центром всегда был Туркестан, а этнополитическим - Улытау. Именно на этой территории собрались воедино три казахских жуза. В 1841 году у подножья Улытау избран ханом Кенесары, последний хан казахов, непризнанный Российской империей. Свою известность и политическую мощь Казахское ханство получило во времена правления Касым хана. Первым крупным соседним государством, установившим дипломатические отношения с Казахским ханством, было Московское государство. Произошло это во времена правления князя Василия III (1505-1533). Еще одной особенностью Казахского ханства в период правления Касым хана является тот факт, что именно в это время казахи стали известны в Западной Европе как отдельная этническая общность. Австрийский дипломат Зигмунд Герберштейн первым среди европейских ученых упоминает казахов в своих «Московских письменах». Он отмечает, что это свободолюбивый, независимый народ. При Касым хане был издан первый закон в истории казахов, созданный на основе народных традиций и народной мудрости. Этот закон - свидетельство справедливости и поэтому носит название «Касым ханның қасқа жолы» («Доблестный путь Касым хана», по другой версии - «Чистая дорога хана Касыма»). Тем не менее, истоки государственности берут начало в Тюркском каганате, на стеле в честь Кюль-Тегина высечены слова о защите своего государства, своей земли, которые остались на века. Мәңгілік ел - основное понятие тюркского государства. Для любого казаха государство является символом независимости. На данный момент Казахстан получил признание во всем мире. Понятие независимости и государственности находятся в одном ряду. Каждый казахстанец должен гордиться тем, что у нас многовековая история, заключил Т.Садыков. 4 ноября 2014г. министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы сообщил, что в рамках празднования 550-летия казахской государственности совместно с Венгрией будет проведена международная экспедиция «От Алтая до Дуная».
83.«Мәңгілік Ел» - Национальная идея Казахстана ХХІ века. «Мәнгілік ел» - наследие древних тюрков
В Послании народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь -2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев предложил разработать и принять Патриотический акт «Мәңгілік Ел». «Мәңгілік Ел» - это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности - опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем». Все достижения совершенные за эти годы - заслуга казахстанского мирного народа, который благодаря дальновидной политике нашего ел басы-Нурсултана Абишевича Назарбаева, создал единую страну –миролюбивую, устремленную в светлое будущее. Национальная идея должна объединить наши стремления, мировоззрения, духовные ценности, общегосударственные приоритетные направления экономики. . Все это воплощено в идее «Мәңгілік Ел». Идея «Мәңгілік Ел» - это национальное единство, мир и согласие в нашем обществе. Во-вторых, это светское общество и высокая духовность. Это экономический рост на основе индустриализации и инноваций. Это Общество Всеобщего Труда., общность истории, культуры и языка , это национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем. Благодаря этим ценностям, мы всегда побеждали, укрепляли нашу страну, множили наши великие успехи. В этих государствообразующих, общенациональных ценностях заключается идейная основа Нового Казахстанского Патриотизма». Научные, культурные деятели, интеллигенция нашей страны рассматривают и создают различные направления в реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел». И основным направлением я считаю- это современное образование. С 2017 года в стране будет предоставлено гарантированное бесплатное техническое образование для молодых людей, развивается система дуального технического и профессионального образования. Кроме того, подтвержден приоритет трехязычия, то есть изучения казахского, английского и русского языков. Как подчеркнул Лидер нации, средние общеобразовательные школы должны подтягиваться по уровню преподавания кНазарбаев Интеллектуальным школам. Образование современного подрастающего поколения зависит во многом от общественного устройства государства . В нашей стране делается много во благо завтрашнего будущего. В современной школе стало больше техники - компьютеры, интерактивные доски, интернет, мультимедийные классы, что положительно сказывается на качестве проведении уроков и различныхмероприятий, дает положительные сдвиги в процессе преподавания предмета. Еще одним новшеством в образовании является то, что уделяется внимание малокомплектным школам, создаются ресурсные центры, идет большая работа по предпрофильному и профильному обучению учащихся. В условиях перехода на 12-летнее обучение распространение инновационного педагогического опыта приобрело новое качество и рассматривается как одна из возможных форм обучения педагогов. Идея «Мәңгілік Ел» может прослеживаться в обучении и воспитании подрастающего поколения, начиная с дошкольного образования.В «Плане нации - 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ», 85 и 89 шаги посвящены идее Мәңгілік Ел в виде задачи по созданию проекта патриотического акта и задачи внедрения ценностей Мәңгілік Ел в действующие учебные программы школьного образования. Учителя должны играть важную роль в реализации программы «Мәңгілік ел», озвученной Президентом, а учителя общественно-гуманитарного цикла в первую очередь ответственные за продвижение национальной идеи среди подрастающего поколения. Новый 2016-2017 учебный год во всех организациях среднего образования республики начался со Дня знаний, где проводился урок мира по теме «Ценности Мәңгілік ел», Данное мероприятие способствует формированию у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитания чувства любви к своей Родине, уважения к ее истории и культуре, бережного отношения к природе родного края, гордости за достижения современного Казахстана. В современных условиях особую значимость приобретает гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, возрастает роль организаций образования в воспитании юных граждан Республики Казахстан. Все мероприятия организованные для реализации программы «Мәңгілік ел» будут направлены на формирование человека образованного, обладающего развитыми лидерскими качествами, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, активно участвующего в достижении главной цели Стратегии «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее». Национальная идея «Мәңгілік ел» - это вектор развития казахстанского общества, которым должен руководствоваться современный учитель. . Педагогические усилия должны быть направлены на то, чтобы вырастить человека творческого и талантливого, любящего родных и близких, свой народ, свою Родину, настоящего гражданина своей страны.
84.Формирование внешней политики Казахстана. Многовекторность внешней политики независимого Казахстана.
История независимого Казахстана насчитывает всего 15 лет — срок крайне незначительный, если сравнивать с историей некоторых других государств. Однако за это время нашей стране удалось сделать немало — укрепить государственность, успешно завершить переход от планово-административной экономики к рыночной, заложить основы демократии и гражданского общества. Начало 90-х гг. XX в. характеризовалось стремительным процессом необратимого развития политических и социально-экономических процессов, коренным образом влиявших на изменения в расстановке сил и перераспределение геополитического влияния. Биполярная система международных отношений, существовавшая до начала 90-х гг. ХХ в., ушла в прошлое, и на ее место постепенно приходила качественно иная структура, поставившая все государства мира перед необходимостью выработки совершенно иных концепций внешней политики. В этих условиях при разработке внешнеполитической стратегии казахстанское руководство пришло к осознанию необходимости осуществления принципа многовекторности, остающимся главным ориентиром международной деятельности нашей страны. По мнению Президента Н.Назарбаева, многовекторность означает «развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для нашей страны практический интерес. Казахстан в силу своего геополитического положения и экономического потенциала не вправе замыкаться на узкорегиональных проблемах. Это было бы непонятно не только нашему многонациональному населению, но и всему мировому сообществу. Будущее Казахстана — и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе. Проводя именно такую политику, мы сможем исключить какие-либо проявления угрозы безопасности Казахстана. Мы сможем укрепить благоприятные внешние условия экономическим и политическим преобразованиям в нашей стране» [1]. Мировое сообщество высоко ценит вклад Республики Казахстан в укрепление режима нераспространения ядерного оружия и в борьбу с международным терроризмом. Привычными стали признания лидеров зарубежных стран, что Казахстан являет собой образец гармоничного современного многонационального и поликонфессионального общества. За 15 лет независимости Казахстан смог решить все территориальные проблемы с приграничными странами, подписав со всеми соседями договоры о делимитации государственных границ протяженностью в 14 тыс. км, в том числе с Россией, Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменистаном. Насколько это актуально, видно на примере наших соседей по региону, где отмечаются постоянные стычки между представителями пограничных структур. Так, на минах, установленных узбекскими пограничниками на границе Узбекистана с Таджикистаном без проведения делимитации границы, уже погибли десятки таджикских граждан, многие стали инвалидами. В свою очередь, по данным Комитета по охране государственной границы СНБ Узбекистана только за десять месяцев 2006 г. было отмечено 24 случая противоправных действий со стороны Таджикистана [2]. В то же время на сегодняшний день ни в Центральной Азии, ни в мировом сообществе нет государства, угрожающего безопасности и национальным интересам Казахстана. Несмотря на сложные региональные и глобальные процессы наша республика имеет тесные партнерские отношения со своими соседями и ведущими мировыми державами. Казахстан выступил инициатором важнейших мероприятий в сфере обеспечения международной и региональной безопасности. Наша страна предложила создать общеазиатский форум, который бы позволил укрепить безопасность в нашем огромном и пока еще нестабильном регионе — Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). По мнению многих экспертов, СВМДА имеет хорошие перспективы стать ключевым механизмом коллективной безопасности в Азии. Наша страна является инициатором создания региональных (Организация центральноазиатского сотрудничества, Союз центральноазиатских государств) и субрегиональных интеграционных объединений (Евразийское экономическое сообщество). На наш взгляд, успешная реализация этих интеграционных проектов позволит значительно улучшить социально-экономическое развитие стран Евразийского региона и стать залогом их политической стабильности. Особое значение в Казахстане придается сотрудничеству в рамках Шанхайской организации сотрудничества, являющейся, на наш взгляд, одной из самых динамичных и перспективных организаций. Вместе с тем меняющиеся международные и геополитические процессы выдвигают перед нашей страной, как и перед всем мировым сообществом, новые задачи. Объективными факторами складывающейся геополитической ситуации вокруг Казахстана являются следующие: - наличие значительных запасов энергоресурсов, других видов полезных ископаемых, включая стратегические; - транспортные и коммуникационные возможности; - необратимость процессов вовлечения Казахстана в глобальные экономические процессы и интеграционные проекты; - социально-экономическое положение основной массы населения в стране и сопредельных государствах; - ухудшение экологической обстановки. К числу определяющих субъективных факторов относятся: - активизирующееся соперничество великих держав в Средней Азии, в том числе в Казахстане; - нарастающая угроза терроризма, религиозного экстремизма, наркотрафика и других вызовов и угроз в регионе. В связи с этим основными темами политики великих держав в Казахстане продолжают оставаться: энергетические проблемы; борьба с терроризмом, религиозным экстремизмом и наркотрафиком; экономическое сотрудничество; развитие демократии. Причем каждая из великих держав, исходя из своих интересов, делает акцент на той или иной теме. Россия постепенно возвращается к более активной политике в регионе. В последнее время Россия начинает энергично использовать энергетическую политику, связанную с поставкой углеводородов на мировой рынок. Активизировались политические и экономические действия Китая в Средней Азии, прежде всего в нефтегазовом секторе. Активным игроком в регионе продолжают оставаться США, приступившие в октябре 2005 г. к практическому осуществлению концепции «Большой Центральной Азии». Руководитель созданного в Госдепартаменте США отдела Центральной и Южной Азии Р.Баучер, выступая в сенатском комитете по международным отношениям 16 февраля 2006 г., отметил, что «успех политики США в Южной и Центральной Азии имеет решающее значение для наших национальных интересов» [3]. Не остается в стороне и Европейский Союз, заинтересованный в диверсификации энергоносителей и путей их транспортировки в Европу и в связи с этим выступающий за строительство новых трубопроводов из бассейна Каспийского моря, минуя Россию. Этой цели, в частности, посвящена Стратегия ЕС в Центральной Азии, разработка которой запланирована в течение председательства ФРГ в Евросоюзе (январь — май 2007 г.). В последнее время активизировали свою деятельность в Казахстане такие азиатские региональные державы, как Индия, Турция, Пакистан, Япония, заинтересованные, прежде всего, в сфере добычи энергоносителей и маршрутов их транспортировки. Конец XX — начало XXI столетий характеризуются активизацией международного терроризма и религиозного экстремизма. Непрекращающиеся террористические акты в Индии, Индонезии, Ираке, Испании, России, Турции, Узбекистане и других странах со всей очевидностью демонстрируют цель террористов — сорвать процессы формирования политической и социально-экономической стабильности, запугать и деморализовать мировое сообщество. Становится очевидным, что победу над терроризмом не может одержать одна, даже сверхдержава, — победу над терроризмом можно одержатьтолько объединенными усилиями всех народов и стран мира. Требуют адекватного ответа наркотрафик, международная организованная преступность, нелегальная миграция, контрабанда оружия. В этой связи Казахстан заявил о готовности активно сотрудничать со всеми заинтересованными государствами и международными структурами для противодействия этим угрозам. Одним из важнейших приоритетов с момента возникновения нашего государства является развитие отношений со странами мусульманского мира. Это объясняется тем, что ислам на протяжении многих веков являлся религией казахов и многих других народов, населяющих нашу страну. Кроме того, вопрос развития ислама тесно связан с необходимостью развития казахской культуры. Ислам давно уже перерос в самостоятельный фактор в системе современных международных отношений и влияет на многие политические процессы в мировой политике и экономике. Поэтому Казахстан выступает за возрождение и развитие ислама в рамках общего развития культуры и духовности республики, а также за налаживание культурного диалога и укрепления взаимовыгодного сотрудничества с исламскими странами, чтобы способствовать развитию умеренного ислама и ортодоксального религиозного образования в нашей стране, с одной стороны, и воспрепятствовать радикально-религиозной идеологии, чуждой для традиционного ислама, — с другой. Вместе с тем мы против политизации ислама. Наша страна является светским государством, в котором религия отделена от политики и, следовательно, недопустимы любые попытки манипулирования вопросами религии для достижения политических целей. При этом также необходимо учитывать такой фактор, как массовое воздействие западной субкультуры, сопровождаемое углубляющимся разрывом в уровнях социально-экономического развития индустриально развитых стран, с одной стороны, развивающихся — с другой. Вследствие этого среди населения последних на фоне ухудшающегося социально-экономического положения, на фоне межэтнических или межконфессиональных конфликтов усиливаются опасения потерять свою национально-культурную идентичность и конфессиональную самоидентификацию. В этих условиях, как считает Верховный муфтий Абсаттар хаджи Дербисали, председатель Духовного управления мусульман Казахстана, появляются лица, маскирующие свои экономические и политические интересы исламом и призывающие людей, слабых в психоэмоциональном плане, к террористическим акциям. Однако, по мнению Верховного муфтия, терроризм не имеет никакого отношения к исламу, а террористы-смертники «идут не в рай, но в ад». Поэтому, считает А.Дербисали, необходимо открывать людям глаза на жестокую ложь, на ту вражду, неуверенность, нестабильность, которую пытаются посеять террористы, называющие себя мусульманами, но угрожающие непосредственно и самим мусульманским странам [4]. Республика Казахстан в настоящее время находится накануне следующего этапа реформ — социально-экономической модернизации и политической демократизации. Главой государства поставлена цель войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся государств мира. Вместе с тем необходимо учитывать, что в первом десятилетии нового века геополитическая ситуация в мире существенно изменилась по сравнению с 90-ми годами прошлого столетия и таит в себе большой комплекс проблем, которые могут обернуться угрозами и рисками для безопасности и стабильности Казахстана. В постоянном мониторинге и своевременном реагировании нуждаются следующие геополитические реалии: - «момент однополярности» сменяется набирающим силу стремлением ведущих мировых и региональных игроков к формированию нового миропорядка на основе «плюралистичности»; - усиление антиамериканизма во всем мире и даже среди трансатлантических союзников США; - сохранение многочисленных незатухающих очагов конфликтов, в том числе в непосредственной близости от границ Казахстана; - кризис ведущих международных организаций, в первую очередь ООН, и международной системы права; - возвращение в число мировых игроков России и превращение Китая в региональную державу с претензиями стать державой мировой; - обострение проблемы энергоресурсов; - создание в регионе Центральной Азии и Евразии активно действующих региональных организаций — ЕврАзЭС, ШОС, ОДКБ; - усиление соперничества в Средней Азии между Россией, Китаем и США; - реализация проекта США по созданию Большой Центральной Азии, целью которого являются интеграция стран Средней и Южной Азии и отрыв стран Средней Азии от России и Китая; - стремление Европейского Союза разработать новую стратегию отношений со странами Средней Азии, независимую от США, основой которой является обеспечение стран ЕС энергоресурсами из района Каспийского моря в обход России; - активизация в Средней Азии Индии, Пакистана, Ирана, Турции и Японии; В связи с этим для нашей страны первостепенной задачей является реализация сбалансированной и ответственной внешней политики, учитывающей интересы Казахстана и динамику реального и мирового развития. Добиться этого можно в рамках многовекторной дипломатии, развития интеграционных процессов на региональном и межрегиональном уровне, коллективной нейтрализации вызовов и угроз для национальной и региональной безопасности.
|