Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Таким образом, в Казахстане завершился процесс формирования института президентской власти.




Вокруг статуса президента в Казахстане в 1993-1995 гг. в республике развернулись достаточно жесткие дискуссии. Конституция Казахстана 1995 г., закрепив президентскую форму правления, способствовала существенному перераспределению полномочий между различными органами государственной власти, при этом особо была усилена президентская власть. Подобные процессы, которые никак нельзя признать казахстанской спецификой, напротив, следуют общемировым тенденциям, верно охарактеризовал казахстанский ученый Б.А. Майлыбаев. В своей монографии он заключает: «Президентская власть необходима для организации и налаживания сложной системы общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах; созидательной, интегративной и охранительной деятельности. Другие ветви власти не в состоянии взять на себя данную совокупность функций в полном объеме, учитывая многообразие общественных отношений, обретающих особую динамику в переходный период» [2, с. 12].

С принятием Конституции 1995 г. в Республике Казахстан происходит становление самостоятельной президентской ветви власти. Президентская власть демонстрирует свой приоритет как над исполнительной властью, так и над остальными ветвями власти. Сохранение за Президентом центрального места в системе органов государственной власти Казахстана будет определять перспективы развития государственного механизма в стране.

Полагаем необходимым ответить на вопрос о том, в чем же заключаются основные достоинства и преимущества президентской системы? На наш взгляд, можно выделить следующие:

· глава государства несет персональную ответственность за положение дел в стране;

· президент без излишних проволочек и согласований может принимать оперативные меры для поддержания порядка в сложных ситуациях, обеспечивает проведение внутренней и внешней политики; отвечает за безопасность страны;

· президент стоит во главе государственного аппарата, вносит определенность в его деятельность, направляет его работу;

· возглавляет вооруженные силы страны, обеспечивая тем самым единство государственного и военного руководства:

· имеет возможность координировать различные ветви власти, обеспечивая единство государственной деятельности [3].

Сущностью демократии является тот факт, что глава государства приходит к власти путем выборов. Срок, на который избирается глава государства, определяется периодичностью, с которой проводятся выборы.Реальный объем государственной власти и степень воздействия президента как главы государства на социальные процессы зависит не только от конституционнозакрепленных полномочий, но и от избранной формы правления и особенностей политического режима. Большое значение имеют личные качества и способности главы государства – Президента РК как государственного деятеля.

Вспомним, что классическая теория разделения власти подразумевает три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Однако в последнее время в научной литературе все большую поддержку приобретает позиция, рассматривающая президентскую власть как самостоятельную в системе разделения властей, которая не относится в полной мере к исполнительной власти, а, исходя из конституционных полномочий, представляет собой самостоятельную ветвь власти.

Эта точка зрения отражена и в структуре действующей Конституции РК 1995 г. Так в разделе Конституции Казахстана 1995 г., посвященной государственному управлению выделяется большее число структурных институциональных компонентов государственной власти. В частности, группа конституционных норм, определяющих обособленные институты власти, посвящена не только трем «классическим» ветвям власти, но также Президенту Республики Казахстана как институту «президентской власти».

На наш взгляд, такая позиция вполне обоснована. Представление о «президентской власти» (Президенте Республики Казахстане как институте – «президентуре») в качестве особого институционального компонента государственной власти возникает в рамках институционально-функциональной теории государственной власти. Эта теория связывает государственную власть с определенными функциями государственного управления. При этом данное положение получает свое правовое оформление в виде структурного деления власти на ряд компонентов с конституционно закрепленной компетенцией. Тем самым, полагаем, что сегодня можно говорить о самостоятельной президентской власти в Республике Казахстан.

1 декабря, День Первого Президента - это день первых всенародных президентских выборов в независимом Казахстане. В этот день, 1 декабря 1991 года, в судьбоносные для Казахстана дни, впервые состоялись выборы, в ходе которых Президентом Казахстана был избран Нурсултан Назарбаев. Первый Президент получил 98,78 процента голосов избирателей, принявших участие в выборах. Эта победа была знаком высочайшего доверия и, в то же время, ответственного выбора народа Казахстана. Это был и показатель авторитета должности Президента - ключевого поста в новой политической системе. Именно поэтому день 1 декабря навечно останется в истории нашей страны, и именно поэтому мы празднуем его, как День Первого Президента.
55. Первое Послание Президента народу Казахстана: «Казахстан – 2030». Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», долгосрочные приоритетные цели развития РК.

В октябре 1997 года была принята долгосрочная Стратегия развития «Казахстан 2030». Принятие этого документа стало отправной точкой в стремительном движении Казахстана к построению процветающего государства в течение последующих лет. В настоящее время Казахстан отмечает 10-летие этого важнейшего документа.

Стратегия развития «Казахстан 2030» предусматривает семь приоритетных целей, обеспечивающих: национальную безопасность; внутриполитическую стабильность и консолидацию общества; экономический рост; здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; энергетические ресурсы; развитие инфраструктур, в особенности транспорта и связи; профессиональное правительство.

В качестве одного из самых важных приоритетов Стратегии был обозначен экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений. Особая роль данного приоритета обусловлена тем, что без динамично развивающейся экономики невозможно увеличить поступления в бюджет, снизить уровень безработицы и искоренить коррупцию и преступность.

Подводя итоги прошедшего десятилетия, можно отметить, что благодаря целеустремленному проведению экономических реформ, созданию благоприятного инвестиционного климата, обеспечению стабильности в обществе Казахстан стал одним из мировых лидеров по темпам экономического роста.

За прошедший с 1997 года период в экономике Казахстана произошли значительные позитивные изменения. Благодаря целеустремленному проведению экономических реформ, созданию благоприятного инвестиционного климата, обеспечению стабильности в обществе Казахстан стал одним из мировых лидеров по темпам экономического роста.

По размеру ВВП на душу населения Казахстан по классификации Всемирного банка вошел в верхнюю группу стран со средним уровнем дохода и в списке из 211 стран мира переместился на 88-ю позицию, обогнав такие страны, как Сербия, Болгария, и вплотную приблизился к таким странам, как Турция, Бразилия, Малайзия.

Достижение высоких темпов стало возможным благодаря слаженной работе всех отраслей экономики. Высокие темпы роста были достигнуты как в производстве товаров, так и услуг. Наиболее быстрыми темпами росли помимо горнодобывающей отрасли обрабатывающая промышленность, строительство, услуги связи и финансовые услуги.

Важную роль для динамичного развития экономики сыграл приток прямых иностранных инвестиций - Казахстан стал одним из лидеров по их привлечению. В период с 1993 по 2006 годы Казахстан привлек 51,2 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций, из которых только в 2006 году - 10,4 млрд. долларов США. По оценке, на долю Казахстана приходится более 80% прямых иностранных инвестиций всего Центрально-Азиатского региона.

Широкое привлечение иностранных инвестиций стало возможным благодаря постоянной работе по улучшению инвестиционного законодательства и улучшению бизнес-климата. Большую роль в повышении доверия инвесторов и совершенствовании их взаимоотношений с государственными органами играет работа Совета иностранных инвесторов под руководством президента страны Нурсултана Назарбаева.

Казахстану первому из стран СНГ был присвоен инвестиционный страновой рейтинг от трех ведущих международных рейтинговых агентств. Улучшение международного имиджа страны также способствовало росту инвестиций. Важно отметить, что с ростом финансовой мощи отечественных банков и компаний Казахстан становится не только получателем иностранных инвестиций, но и сам все больше инвестирует за границу, осваивая новые рынки. Так, за 2006 год прямые инвестиции из Казахстана составили свыше 1 млрд. долларов США.

Несмотря на значительный рост доходов от нефти, правительством проводилась сбалансированная политика бюджетных расходов, совместимая с темпами роста валового внутреннего продукта. Дефицит государственного бюджета в 2000-2006 годах находился на уровне не выше 1% и в среднем составил 0,1%.

Важным шагом для обеспечения макроэкономической стабильности стало создание Национального фонда Республики Казахстан, который выполняет важную роль путем стерилизации части нефтяных доходов. Размер активов Национального фонда с момента его создания за эти годы значительно возрос. Так, если на конец 2001 года его размер составил 1,2 млрд. долларов США, то к концу текущего года он, по оценке, увеличится до 21 млрд. долларов США.

Таким образом, за прошедший с 1997 года период Казахстану удалось значительно продвинуться по реализации Стратегии «Казахстан 2030» в целом и, в частности, третьего ее приоритета. Экономика Казахстана растет высокими темпами, улучшается благосостояние населения, растет уровень внутренних сбережений. Казахстанская экономика приобрела качественно новую модель развития, основанную на ограниченном вмешательстве государства в экономику при активной роли частного сектора и поощрении конкуренции.

В настоящее время на повестке дня стоит вопрос о повышении конкурентоспособности экономики Казахстана как важнейшем условии перехода к построению постиндустриального общества. Правительство работает над решением задачи по сохранению высоких темпов экономического роста. Одновременно с этим проводится работа по качественной модернизации экономики и развитию человеческого капитала для построения устойчиво развивающейся экономики, которая будет способна отвечать на глобальные вызовы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 428.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...