Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Малый Октябрь» Голощёкин в Казахстане. Политическая компания «Советизация казахского аула» в 1925-1927 годах.
Ф.И. Голощёкин – руководитель краевой партийной организации с 1925 года. Сразу после прибытия в Кызыл-Орду заявил об отсутствии в казахских аулах. Советской власти и необходимости «пройтись по аулам Малым Октябрём». Основной задачей этого, было: разрушение традиционной общины через ликвидацию социальной дифференциации, массовый переход казахов к оседлости. Так Голощёкин начал претворение в жизнь свой идеи «Малого Октября». В 1926-1927 годах был определён предел пахотных и пастбищных угодий т.е. забирались земли у зажиточных хозяйств и передавались беднякам и не могли воспользоваться переданными им пастбищами и их возвращали прежним хозяевам. Проводимость конфискация имущества у крупных баев – скотовладельцев. Результатом всех этих акций стал небывалый голод. С 1925-1927 года прошла советизация казахского аула: вместо родоправителей назначали бедняков, часто неграмотных. Они же стали председателями аульных советов, сельских советов и даже руководителями районов. Это решение 5 краевой партконференции проходившей в декабре 1925 года о «советизации аула» дало импульс резкому обострению классовой борьбы. Индустриализация Казахстана, ее особенности и трудности(1927-30). Осуществление индустриализации, курс на которую был намечен на XIV съезде ВКП (б) в декабре 1925 года, натолкнулось в Казахстане на ряд трудностей. Главной из них была социально-экономическая отсталость, в условиях которой казахскому народу, по замыслам Коммунистической партии и Советского правительства, предстояло совершить стремительный переход от феодализма к социализму, минуя капиталистическую стадию развития. Положение усугублялось еще и тем, что восстановление народного хозяйства после гражданской войны и иностранной интервенции явно затянулось. В 20 30-е годы были реконструированы и построены предприятия металлургии, являющиеся крупнейшими не только в Казахстане, но и в стране. Достаточно сказать, что Чимкентский свинцовый завод в 1939 году дал 73,9% всего выплавленного в СССР свинца, а Балхашский завод 51% всей меди, выплавленной в республике. Все это выдвинуло Казахстан на второе место в стране по выпуску цветных металлов, столь необходимых для развития народного хозяйства и укрепления обороноспособности Союза в условиях начавшейся Второй Мировой войны. Бурное развитие получила угольная промышленность, 90% добычи которой в 1940 г. приходилось на долю Карагандинского бассейна, превратившегося в третью после Донбасса и Кузбасса угольную базу страны. Добытый здесь коксующий уголь направлялся на Магнитогорский металлургический комбинат и другие предприятия. По добыче нефти, которая в 1940 году достигла почти 700 тысяч тонн, Казахстан вышел на третье место после России и Азербайджана и давал около одной пятой части всей нефти страны. Другой особенностью индустриального развития республики в этот период было выдвижение на передний план транспорта, в особенности железнодорожного. Вслед за Турксибом были проложены основные участки будущей трансказахстанской магистрали Боровое — Акмолинск — Караганда, Караганда Балхаш, линии Жарык — Джезказган, Рубцовка — Риддер, Уральск — Илец. Индустриальное развито Казахстана в 1920-1940 гг. повлекло крупные социально-экономические последствия. К их числу следует отнести — превращение республики из аграрной в индустриально-аграрную, рост городов и удельного веса горожан в составе населения республики, формирование рабочего класса — в особенности его национальных кадров, начало создания инженерно-технической интеллигенции, а также другие социально-демографические изменения в составе населения. Туркеетано-Сибирская магистраль, строительство которой началось в 1927 г., должна была соединить Сибирь, Среднюю Азию и юг Казахстана, способствовать экономическому развитию прилегающих к ней районов, преодолению Советским Союзом хлопковой зависимости. Одним из проявлений «социалистической индустриализации» стало сооружение лагерей ОГПУ-НКВД для обеспечения дешевой рабочей силой крупных предприятий. Например, в 1931 г. создается Карагандинский лагерь (Карлаг), где находились репрессированные со всех регионов СССР. В течение 30-40 гг. XX века в Казахстане возникает Целый ряд подобных лагерей. В целом, результаты индустриализации оцениваются неоднозначно. Она осуществлялась за счет снижения уровня жизни народа. В итоге за 1929-1934 г. наблюдается значительная инфляция, планы по выпуску легкой промышленности не были выполнены. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 522. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |