Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные теории происхождения государства




Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства

Человечество с давних пор интересовалось проблемами, касающимися государства и права. В результате сегодня мы имеем множество теорий происхождения и государства, и права. Эти теории разрабатывались в различные исторические периоды и изменялись в процессе развития общественных отношений и экономики.

Основными теориями происхождения государства принято считать следующие.

1. Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.

2. Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.

3. Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство

возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

4. Материалистическую теорию. Представителями материалистической теории происхождения государства являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, объясняющие возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами. Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль перехолит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое прежде всего выступает как инструмент проведения воли имущих.Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

5. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др.

6. Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.

7. Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.

8. Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Подобно тому, как

среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.

 

Основные теории демократии

Пролетарская (социалистическая) теория основывалась на марксистском классовом подходе. Она возникла в XIX в. как антитезис буржуазной (либеральной) демократии, которая на первый план выдвигала гражданскую свободу, т.е. полную независимость личной жизни индивида от политической власти, от государства, призванного лишь гарантировать, обеспечивать свободу личности. Согласно пролетарской теории (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) демократия и свобода предусматриваются только для «трудящихся масс», прежде всего для пролетариата. В центр внимания поставлена политическая свобода, а о гражданской и речь не идет. Провозглашалась диктатура одного класса – пролетариата в отношении другого – буржуазии, союз рабочего класса и крестьянства, направленный против свергнутых эксплуататорских классов. Внимание акцентировалось на руководящей роли рабочего класса. Пролетарская теория игнорировала общегражданский консенсус и развивала классовую конфронтацию.

Теория «плюралистической демократии» была наиболее влиятельной в 60-70 годах XX века. (Р. Аллен, Г. Даль, Н. Дюверже, Г. Дарендорф, Д. Рисмен), хотя термин «плюрализм» введен в политический оборот в 1915 p. английским социалистом Г. Ласки. Согласно этой теории классы в современном буржуазном обществе исчезли. Современное буржуазное общество состоит из разных взаимодействующих «страт» – слоев. Они возникают в результате общности тех или иных интересов (профессиональных, возрастных, материальных, духовных, религиозных и др.). Поскольку эти интересы не антагонистичны, то и отношения между слоями лишены антагонизма. Для отображения специальных интересов создаются соответствующие заинтересованные группы – «группы давления». Это профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, пацифистские и патриотические организации, религиозные, спортивные и культурные объединения. Каждая «группа давления» действует в собственных интересах, а не руководствуется общей целью. Для удовлетворения интересов социальных страт, которые они представляют, «группы давления» принимают участие в политической жизни, используют всеобщее избирательное право, право на объединение в политические партии и общественно-политические организации, стремятся получить доступ к средствам массовой информации с целью формирования общественного мнения.

Теория элитарной демократии возникла в 70-80-х годах XX века. на основе соединения элементов теории элит и теории «плюралистической демократии»

(С.Келлер, В.Штаммер, Д.Рисмен). Ранняя теория слит («элита» – лучшее, отборное, избранное) разрабатывалась В.Парето, Г.Моска, Р.Міхельсом (конец XIX – начало XX вв.). Ее основное положение – у власти находятся два класса: властвующие (элита) и народ (трудящиеся). Не имея ничего общего с демократическими теориями, ранняя теория элит отрицала способность масс к управлению. Исключением является предположение Г.Моски об обновлении элиты за счет наиболее способных к управлению из числа активных низших слоев общества. Но это отнюдь не свидетельствует о демократической позиции теории раннего элитаризма. Ее идеологи были убеждены в том, что правящий класс концентрирует управление политической жизнью страны в своих руках, а вмешательство непросвещенного народа в политику может только дестабилизировать или разрушить сложившиеся общественно-политические структуры. Согласно теории элит каждое общество не похоже на другое, вследствие различий в природе своих элит. Оно обусловлено, помимо прочих факторов, неравномерным разделением престижа, власти или почестей, связанных с политическим соперничеством.

Теория партисипаторной демократии (демократии участия) (Дж. Вольф, К. Макферсон, Дж. Менсбридж) опирается на реформистские концепции неолибералов и социал-демократов. В целом, оставаясь на позициях склонности к институтам и ценностям либерально-демократической модели общества, сторонники теории демократии участия негативно относятся к теориям плюралистической и элитарной демократии. Они ставят своей задачей достичь высшей свободы и равенства. Отвергая взгляды о неспособности масс к конструктивным политическим действиям, сторонники демократии участия ведут активный поиск каналов эффективного вовлечения граждан в процесс принятия политических решений. В качестве стимулирования политической активности низших слоев общества предлагается поднятие их общего образовательного уровня, обучение основам политической культуры. Сторонники теории партисипаторной демократии полагают, что можно избежать избрания легальным путем тираническое правление вследствие некомпетентности большинства народа. Для этого не обязательно исключать из политического процесса народные массы.

Теория корпоративной демократии возникла одновременно с появлением организаций бизнеса и рабочей класса, которые защищали интересы не отдельных предпринимателей или рабочих, а корпоративные интересы всех членов соответствующих организаций. Демократия представляется как институциональный механизм для выработки политики, государственных решений с помощью представителей политической элиты страны и лидеров ограниченного числа рабочих организаций, т. е. элиты бизнеса и профсоюзов. Предполагается, что такое взаимодействие предоставляет возможность корпоративным организациям приобретать монопольные права представлять интересы всех членов соответствующих корпораций в обмен на принятие на себя некоторых ограничений, определенных

государством. Эта теория рассматривает демократию как согласовательное, неконкурентное правление руководителей корпораций, наемных рабочих и предпринимателей и партий. При этом корпорации имеют право представлять всех работников той или иной отрасли. Государство, в их трактовке, выступает в роли арбитра.

Теория «компьютерной демократии» (Г.Краух) возникла в результате развития новых технических разработок в области средств связи и электронно-вычислительной техники, которые привели к появлению нового направления – телекомпюникации (попарное объединение ЭВМ и телевидения, ЭВМ и телефона, телевидения и спутниковой связи). Генетически связана с предыдущими теориями демократии, теория компьютерной демократии основывается на исследовании сущности изменений в системе демократических институтов, которые произошли вследствие «коммуникационно-компьютерной революции». По мнению Г.Крауха, эта теория «позволяет лучше решить проблемы демократии с помощью электроники» на высшем уровне, чем другие теории. Сущность теории «компьютерной демократии» позволяет ее авторам отстаивать демократические принципы равенства всех членов общества на том основании, что они будут находиться в одинаковом отношении к машинам» и иметь возможность «давать советы» политическим и государственным деятелям, которые их будут учитывать. По сути, высшим достижением демократии идеологи этой теории считают пропускную способность информации в обществе. Общество и память ЭВМ как «системы, что саморегулируются», является «информационным пространством», в состоянии действовать аналогично благодаря схожести принципов работы.

Теория прямой (или идентитарной) демократии, одним из авторов которой был Ж.-Ж. Руссо, отрицает принцип представительности. Демократия рассматривается как прямое правление народа, который сам способен выразить свою единую волю. В этой теории нет деления на управляющих и управляемых. Общая воля народа, выраженная на собраниях, является основой деятельности правительств и составления законов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 302.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...