Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Национально-демократическая мысль в Украине (В. Винниченко)




Национально-демократическое направление (или национально-государственное). Это интеллектуально-политическое направление зародилось в Галиции и связано с именами И. Франка, Ю. Бачинского и др. В частности, И. Франко, выступая за демократическое разрешение национального вопроса, за равенство наций, против мессианства любой нации, всегда был украинским патриотом. Проблема национальной независимости еще более остро поставлена Ю. Бачинским в статье "UkrainaIrredanta".

Владимир Винниченко (1880-1951 гг) – Как самобытный мыслитель вошел в историю украинской общественно - политической мысли Владимир Винниченко (1889-1951) — сын чабана, убежденный социалист, активный член Украинской социал-демократической рабочей партии (УСДРП), первый председатель правительства УНР (Генерального секретариата Центральной Рады), известный на Западе писатель и драматург. В определении национально - государственных форм он руководствовался прежде всего интересами строительства социализма, но его политические взгляды прошли определенную эволюцию. В 1917г. Винниченко видел решение украинской проблемы в рамках "федерации российской республики" и участия в ней Украины "как родного с другими государственного тела". Причем, он подчеркивал, что готов отказаться от любых национально-политических форм, если они вредят социализму. Однако большевистская Россия во главе с В. Лениным отказалась сотрудничать с «националистом», и В. Винниченко вынужден был эммигрировать. Несколько лет спустя, уже в эмиграции, он издает трехтомное сочинение "Возрождение нации" (1920), в котором анализирует уроки неудавшейся революции. В нем он приходит к выводу, "...что наилучшим способом развития каждой нации является государственность...Нация без государственности есть искалеченный человеческий коллективный организм". Но и теперь он оставался верным своим социалистическим идеалам, подчеркивая, что возрождение украинской государственности должно происходить "в гармонии с социальным освобождением".

Следует подчеркнуть, что В. Винниченко был автором тезиса - "честность з собою" и пытался достичь почти невозможного - моральной политики. Таким он пытался быть и в годы революции, и позже, когда отказался сотрудничать с фашистами в оккупированной Франции и был брошен в концлагерь. Как политический деятель Владимир Винниченко эволюционирует от идеи украинской культурно-национальной автономии в составе Российской федерации к возрождению идеи украинской государственности и независимости. Но целью Владимира Винниченко стала не сама государственность, а возрождение нации, пробуждение в народе национального достоинства Государственность только средство для достижения целей.

В написанном в 1949 году \"Завещании борцам за освобождение\" Владимир Винниченко, осмысливая уроки украинской истории, определяет роль украинской эмиграции в создании свободной, суверенной Украине, считает, что Украинское государство является созданная народом, всей украинской нацией в процессе великого переворота в Россииэ Но существующая украинская государственность не может удовлетворять потребности национального возрождения Украина пока не самостоятельная, а зависимая от России, живет и хранит в себе идею независимости, чтобы в подходящий момент осуществить главную цель: создать суверенную демократическую Украину.

Отстаивая национальную независимость Украины, решение национального вопроса В. Винниченко связывал с демократическим развитием (национальным и социальным), что исключает любые формы насильственной централизации, господства одного народа над другим. Национальное он понимал в измерениях общечеловеческого. Угрозу демократическому и национальном развитии Украины В. Винниченко видел в отсутствии единства и сплоченности украинского народа, а особенно его провода. Будущее Украины связывал со свободной, равноправной, справедливой федерацией, которая соответствует целям социального прогресса, однако не имеет ничего общего с "единонедилимим мышлением" и действиями. Такая федерация должна строиться на основе самостоятельной государственности, полной независимости Украины, сохранении украинского языка во всех институтах, правительственных учреждениях, школах, активизации национального самосознания народа в развитии своей государственности, развития культуры. Вполне понятно, что В. Винниченко благосклонно отнесся к организации СССР, однако выступал с принципиальной и в значительной степени оправданной критикой национальной политики большевиков и советского правительства за недооценку ими национальных интересов и ограничения национальных прав республик.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...