Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Г – на формирование защитных механизмов.




РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО

ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ

 

 

Студента  Бабушкина Р.В

Группы  0791

 

Cдается преподавателю перед зачетом или экзаменом как показатель самостоятельной работы студента

 

 

Заполняется по конспекту лекций 2010 года

 

 

Издательство ТПУ

Томск - 2010



ББК 60.5

К 18

 

Иванкина Л.И., Камышев Э.Н., Коваленко А.В. Рабочая тетрадь по психологии и педагогике. – Томск: ТПУ, 2008. – 32 с.

 

 

  © Иванкина Л.И., Камышев Э.Н., Коваленко А.В.,  2010

 

 

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Вставьте недостающее слово или завершите фразу:

 

1.1. Впервые предприняла осмысление психики как единого целого

Гельштальп психология

1.2. Одно из первых объяснений функционирования разума сводилось к некоей ДУШЕ, заключенной в теле.

 

1.3. По мнению бихевиористов, среда формирует поведение путем СТИМУЛА и подкреплений.

 

1.4. Метод самонаблюдения в психологии называется ИНТРОСПЕКЦИЯ.

 

1.5. Психология – наука о закономерностях развития и функционированияПСИХИКИ как особой формы жизнедеятельности.

 

1.6. Гуманистические психологи считают, что основной мотив деятельности человека – стремление к САМОУТВЕРЖДЕНИЮ.

 

1.7. Основные функции психики – регуляция деятельности и ОТРАЖЕНИЕ.

 

1.8. Бихевиористы рассматривают психологию как науку о ПОВЕДЕНИИ.

 

1.9. В XVIII в. изучение души заменяется изучением СОЗНАНИЯ и его функций.

 

1.10. Согласно теории психоанализа, ведущую роль в детерминации поведения играет СОЗНАНИЕ.

 

1.11. Современные психологические теории признают важность БИОЛОГИЧЕСКИХ факторов в психологическом развитии человека.

 

1.12. Согласно деятельностному подходу, психика формируется и проявляется через ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

 

1.13. Психодиагностика – МЕТОД психологического исследования.

 

1.14. А. Адлер, К. Хорни, Э.Фромм подчеркивали определяющее влияние на формирование поведения человека СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМ условий жизни.

 

1.15. Когнитивистский подход определяет личность как совокупность мыслей человека о ПОЗНАНИИ.

 

Выберите правильный вариант ответа.

 

1.16. В соответствии с теорией З. Фрейда «Эго» руководствуется:

А – принципом удовольствия;

Б – принципом реальности;

В – принципом психического детерминизма;

Г – подсознанием.

 

1.17.  Гуманистическая психология не ориентирует личность:

А – на свободу выбора и открытость будущему;

Б – на непрерывное развитие;

В – на управление собственным развитием;

Г – на формирование защитных механизмов.

 

1.18. Свойство мозга отражать объективную действительность и на основе формируемых образов регулировать деятельность называется:

А – рефлекс; Б – адаптация; В – сознание; Г – память.

 

1.19.  Идею врожденного стремления любого индивидуума к самореализации развивает:

А – психоанализ;                                           Б – гештальтпсихология;

В – гуманистическая психология;                  Г – бихевиоризм.

 

1.20. Создателем первой экспериментальной психологической лаборатории является:

А – Ж. Пиаже;    Б – В. Вундт;     В – У. Джеймс;      Г – И. Павлов.

 

1.21. Направление, отрицающее сознание как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения, называется:

А – психоанализ;    

Б –  когнитивная психология;   

В – бихевиоризм;

Г – гуманистическая психология.

 

1.22. Психология стала экспериментальной наукой:

А – в Древней Греции; Б – в ХYIIIвеке;    В – в ХIХ веке;      Г – в ХХ веке. 

 

1.23. Познавательные процессы – основной предмет исследования  в:

А – гуманистической психологии;           

Б – аналитической психологии;

В – бихевиоризме;                             

Г – когнитивной психологии.

 

1.24. Схема «S – R»  делает упор на:

А – объективное описание поведения;

Б – бесполезность концепции сознания;

В – соответствие между реакцией и стимулом;

Г – доминирование стимулов в поведении.

 

1.25. Научный метод:

А – рационалистичен;             Б – состоит в проверке гипотез;

В – субъективен;                     Г – опирается на практику.

 

1.26. Изучением связей между нервными структурами и поведением занимается:

А – психология; Б – бихевиоризм; В – психофизиология; Г – неврология.

 

1.27. Сознание как особую биологическую функцию рассматривает:

А – функционализм; Б – психоанализ; В – бихевиоризм; Г – прагматизм.

 

1.28. Зависимость психики от генотипа исследует:

А – когнитивная психология;                 Б – социальная психология;

В – генетическая психология;                     Г – этиология.

 

1.29. З. Фрейд разработал метод:

А - интроспекции;                                       Б - психодрамы;   

В – свободных ассоциаций;                       Г – арт-терапии.

 

1.30. К интропсихическому явлению относится:

А – ощущение боли; Б – потребности; В – мысли; Г – желания.

 

1.31. Идею «Я-концепции» первым предложил:

А – У. Джеймс; Б – К. Роджерс; В – А. Маслоу; Г – З. Фрейд.

 

1.32. Метод психологии:

А – консультирование;

Б – психотерапевтическая помощь;

В – эксперимент;

Г – иглоукалывание.

 

1.33. Среди традиционно выделяемых уровней поведения у человека наиболее ярко представлен:

А – рефлекс; Б – инстинкт; В – деятельность; Г – игра.

 

1.34. Функциональная асимметрия мозга предполагает:

А – наличие двух полушарий;

Б – разные функции полушарий;

В – доминирование одного из полушарий;

Г – индивидуальные особенности строения полушарий.

 

1.35. Представление об уровнях развития психики в психологию ввел:

А – В. Вундт; Б – У. Джеймс; В - З. Фрейд; Г – К. Юнг.

 

1.36. Согласно психоанализу, влечения бессознательного находятся в противоречии:

А – с нормами культуры; Б – с сознанием; В – со средой; Г – с самостью.

 

1.37. Расставьте перечисленные понятия в соответствии с основными категориями психологии: 1 – психический процесс, 2 – психическое состояние.  (Ощущение 1, стресс 2, воображение 1, растерянность 2, память 1, настроение 2, инсайт 2, мышление 1).

 

1.38. Что соответствует методам 1 – естественнонаучной психологии и 2 – гуманитарной психологии: анкетирование 1; тестирование 1; понимание 2; наблюдение 1; эмпатическое слушание 2; интроспекция 2.

 

1.39. Установите соответствие понятий (стимул 2, интериоризация 1, поведение 2, активность 1, подкрепление 2, культурный опыт 1) с 1 - деятельностным подходом в психологии и  2 - подходами бихевиоризма.

 

1.40. Установите соответствие утверждения о психической деятельности с 1 - идеалистическим и 2 - материалистическим пониманием психики. Психическая деятельность зависит от внешних причин 1; есть свойство мозга 2; есть  отражение объективной действительности 2; познаваема только путем самонаблюдения 1; имеет универсальный характер 1; уникальна по своей природе 1.

 

1.41. Соотнесите 1- гештальтпсихологию и 2- когнитивную психологию с именами психологов-исследователей данных направлений: Ж. Пиаже 2, В. Келер 1, Ф. Перлз 1, Дж. Келли 2, М. Вертгеймер 1, С. Шехтер 2.

 

1.42. Соотнесите приемы воздействия на психику человека  1- гуманистической и 2- аналитической психологии: транс 2, активное понимание 2, доверие 1, метафора 1, интерпретация символов 2, искренность 2.

 

1.43. Соотнесите основные понятия с 1- бихевиористским и 2- психоаналитическим направлениями в психологии: поведение 1; среда 1; стимул 1; подкрепление 1; защитные механизмы 2; психологический детерминизм 2.    

 

1.44. Расставьте в порядке усложнения (от низшего к высшему) следующие уровни  действия: уровень физиологического действия 1, уровень действия личности 4, уровень физического действия 2, уровень действия субъекта 3.

 

1.45. Расставьте понятия так, чтобы предыдущее было общим по отношению к следующему понятию: радость 2, ликование 1, отражение 4, чувство 3, психика 5.

 

1.46. Расставьте понятия в порядке развития психики в филогенезе: ощущения 2, чувствительность 3, восприятие 4, раздражимость 1, мышление 5.

1.47. Расставьте в порядке введения в научный оборот следующие категорий: сознание 3, психология 1, ощущение 4, воля 5, поведение 2, темперамент 7, характер 6.

 

1.48. Расставьте по степени силы проявления, устойчивости, и продолжительности следующие эмоциональные состояния: эмоция 2, настроение 3, аффект 1, чувство 4.

 

1.49. Расположите в порядке следования этапы психологического исследования: выдвижение гипотезы 2, формулировка проблемы 1, выбор методов 3, проверка гипотезы 4, интерпретация результатов 5.

 

1.50. Расставьте научные направления  психологической науки в порядке их становления: психоанализ 1, гуманистическая психология 5, гештальтпсихология 3, бихевиоризм 2, когнитивная психология 4.

 

    Тема 2. СОЗНАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

 

Вставьте недостающее слово или завершите фразу:

 

2.1. Отражение прошлого опыта в виде чувств, переживаний, мыслей ипрочее называется ПАМЯТЬ.

 

2.2. Один и тот же предмет воспринимается и воспроизводится разными людьми ПО РАЗНОМУ.

 

2.3. Своеобразные переживания человека, возникающие в результате недостатка притока раздражителей первой сигнальной системы, называются СЕНСОРНЫЙ ГОЛОД.

 

2.4. Как показала Б. Зейгарник, психической деятельности свойственно стремление к РЕЗОНЕРСТВУ .

 

2.5. Действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью, называется ПРИВЫЧКА.

 

2.6. ВОСПРИЯТИЕ – это простая сумма ощущений, которая выступает в виде образов предметов или явлений.

 

2.7. Высшие психические функции человека имеют ОПОСРЕДОВАННЫЙ характер.

 

2.8. Понятия, значения, логика усваиваются человеком посредством ВОСПРИЯТИЯ.

 

2.9. Научение путем проб и ошибок подчиняется закону АССОЦИАЦИЙ.

 

2.10. Язык – это система правил оперирования со МНОЖЕСТВОМ СИМВОЛОВ.

 

2.11. Почти все наши восприятия – результат предшествующего ОПЫТА.

 

2.12. Для Аристотеля разум – это одна из __________________ тела.

 

2.13. Объединение элементов восприятия происходит по признакам близости, сходства, симметрии, НЕПРЕРЫВНОСТИ.

 

2.14. Основоположником изучения памяти является ЭББИНГАУС.

 

2.15. Внимание не имеет собственного СОДЕРЖАНИЯ.

 

Выберите правильный вариант ответа:

 

2.16. Мотивы представлены в сознании:

А – эмоциями; Б – восприятием объекта; В – суждениями, Г – желаниями.

 

2.17. Основной источник активности человека и животных:

А – внешняя среда; Б – потребности; В – сознание, Г – воля.

 

2.18. Вспомним из детского стихотворения: «Вместо шляпы на ходу он надел сковороду». Почему это произошло?

А – это рассеянный человек;

Б – он просто невнимателен

В – такого не бывает;

Г – отсутствовал автоматизм действия.

 

2.19. Механизм кратковременной памяти позволяет сохраняться информации:

А - меньше секунды;                        Б – больше секунды;

В – больше минуты.                         Г – несколько минут.

 

2.20. Стимул имеет тем больше шансов привлечь внимание, чем он:

А – сложнее; Б – новее; В – интенсивнее; Г – ярче.

 

2.21. Фигура по сравнению с фоном более:

А - значима; Б – упорядочена; В – размыта; Г – нравится.

 

2.22. Первая стадия выработки понятий состоит в:

А – обобщении; Б – дифференцировке; В – абстрагировании; Г – восприятии.

 

2.23. Объем внимания в среднем равен:

А – 2-4 элементам;                       Б – 5-7 элементам;    

В – 8-10 элементам;                     Г – 11-15 элементам.

 

2.24. Принцип заполнения пробелов восприятия предполагает сведение фрагментарного изображения в фигуру:

А – с простым и полным контуром;          Б – со сложной структурой;

В – с упорядоченной структурой;              Г – с цветной заливкой.

 

2.25. Какая черта не является специфичной для творческого мышления?

А – пластичность; Б – надежность; В – гибкость;      Г – оригинальность.

 

2.26. К свойствам восприятия не относится:

А – целостность; Б – объективность; В – избирательность; Г – константность.

 

2.27. Зависимость восприятия от прошлого опыта называется:

А – апперцепцией;                            Б – ассоциацией;  

В – стереотипизацией;                      Г – аффиляцией.

 

2.28. Состоянием сознания является:

А – сон; Б – реакция;   В – рефлекс; Г – защитные механизмы.

 

2.29. Компенсаторная функция эмоций состоит в поиске:

А – недостающей информации;                  Б – новой информации;

В – интересной информации;                      Г – информации о других людях.

 

2.30. На результативность запоминания влияет …

А – осмысленность;

Б – последовательность запоминания;

В – модальность;

Г – скорость запоминания.

 

2.31. «Ручной интеллект» относится к понятию:

А – наглядно-образное мышление;         Б – словесно-логическое мышление;

В – наглядно-действенное мышление;   Г – наглядно-чувственное мышление.

 

2.32. Произвольное внимание – результат:

А – обучения;                                           Б – действия автоматизма;

В – развития организма;                          Г – усилия воли.

 

2.33. К виду памяти по характеру целей относится:

А – опосредованная; Б – непроизвольная; В – образная; Г – интуитивная.

 

2.34. Предметность образа восприятия характеризуется:

А - однозначностью;                         Б – означенностью;    

В – субъективизмом;                     Г – сложностью.

 

2.35. При истолковании элементов восприятия мозг выбирает:

А – самый сложный вариант;                        Б – оптимальный вариант;

В – самый простой вариант;                          Г – выбирает пошагово.

 

2.36. Объединение отдельных ощущений в целостный образ называется …

А – восприятием; Б – мышлением; В – синтезом; Г – представлением.

 

2.37. Установите соответствие понятий 1-«память» и 2-«мышление» с их признаками: реминисценция 2; конкретизация 2; обобщение 1; непроизвольность 1; оперирование образами 2; повторение 1.

 

2.38. Соотнесите понятия 1-«психика» и 2-«эмоции» с относимыми к ним функциями: защитная 2; регулятивная 1; компенсаторная 2; коммуникативная 1; познавательная 1; сигнальная функции 2.

 

2.39. Соотнесите функции 1-левого и 2-правого полушария: синтез 2; рефлексия 1; анализ 1; образное восприятие 2; речевая активность 1; эмпатия 2.

 

2.40. Соотнесите форму воображения с 1-пассивным и 2-активным видом воображения: фантазия 2, мечта 2, сновидение 1, сказка 1, творчество 2, грезы 1,

 

2.41. Установите соответствие понятий 1-«внимание» и 2-«ощущение» с их признаками: адаптация 2; переключение 1; устойчивость 1; модальность 2; сензитивность 2; сосредоточенность 1.

 

2.42. Соотнесите вид ощущения с 1-проприоцептивными и 2-экстероцептивными ощущениями: вестибулярные 1; зрительные 2; болевые 1; вкусовые 2; слуховые ощущения 2; кожная чувствительность 2.

 

2.43. Поставьте в соответствие понятия 1-«бытийное сознание» и 2-« рефлекторное сознание» с их свойствами: предметная деятельность 1; смысл 2; переживание 2; чувственный образ 1; значение 2; биодинамическая ткань действия 1.

 

2.44. Соотнесите свойства 1-восприятия и 2-ощущения с понятиями: целостность 1, дискретность 2, соотнесенность 2, структурность 1, управляемость 1, чувствительность 2.

2.45. Расставьте виды мышления в последовательности онтогенеза индивида: словесно-логическое 3, наглядно-действенное 1, наглядно-образное 2.

 

2.46. Расставьте от частного к общему формы познавательного процесса: мышление 3, ощущение 1, восприятие 2.

 

2.47. Расставьте пороги ощущений в зависимости от величины раздражителя (от наименьшего до максимального): дифференциальный порог 1; оперативный порог 3; верхний порог 4; нижний порог 2.

 

2.48. Расставьте виды памяти в зависимости от продолжительности удержания информации: кратковременная 2; долговременная 3; сенсорная память 1.

 

2.49. Расположите виды мышления от более творческого к менее творческому: продуктивное 2, репродуктивное 4, логическое 1, образное 3.

 

2.50. Расставьте понятия в последовательности (функции психики – свойства психики – психические явления): познавательный процесс я; рефлекторность с; отражение ф; субъективность с; регуляция деятельности ф; волевой акт я.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 357.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...