Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КОНЦЕПЦИИ
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Рассматриваем
1.1. Эволюция подходов к управлению в системе социально-трудовых отношений
1.2. Место и роль управления персоналом в системе управления организацией
1.3. Система управления персоналом
1.4. Персонал организации как объект и субъект управления
1.5. Функции и методы управления персоналом
| Читаем
1.Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. — 2004. — 423 с.
2. Управление персоналом в условиях рынка: Материалы Всероссийского научно-практического семинара. — Пенза: Знание, 2006. — 90 с.
3. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под науч. ред. Р. Марра, Г. Шмидта. — М.: Моск. ун-т, 2005. — 480 с.
4. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. Кибанова А.Я. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 637 с. — (Высшее образование).
5. Михайлов, Б.Ф. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. / Б.Ф. Михайлов. — Казань, 2001.
| Обсуждаем
1.1. Как связаны этапы эволюции социально-трудовых отношений в обществе и концепций управления работниками в организации?
1.2. Как можно охарактеризовать место и роль управления персоналом в общей системе управления организацией?
1.3. Чем отличается управление персоналом от управления любыми другими системами и процессами?
1.4. На какие характеристики персонала должна быть направлена управленческая деятельность?
1.5. Какие методы управления персоналом наиболее современны?
| 1.1. ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Запоминаем
Социально-трудовые отношения — взаимосвязи между индивидами и социальными общностями, возникающие в процессе трудовой деятельности (в области рынка труда, занятости, заработной платы, социальной защиты) и направленные на удовлетворение общественных потребностей и достижение разного рода благ.
Эволюция — процесс развития, состоящий из постепенных изменений, без резких скачков (в противоположность революции).
Доктрина (лат. doctrina — учение) — система научных, философских, политических, религиозных воззрений, руководящих принципов.
Концепция (от лат. conceptio — понимание) — определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет (явление).
Концепция управления персоналом — система теоретико-методологических взглядов на сущность и содержание, цели и задачи, принципы и методы управления персоналом, основанная на понимании и определении роли человека в системе социально-трудовых отношений.
| Записываем
| Изучаем
1. Эволюционные изменения в управлении работниками в организациях происходили вследствие стремления адаптироваться к условиям изменяющейся внешней среды. Этапы развития производства и рыночных отношений, подход к управлению, основанный на теории человеческих отношений, обусловили эволюцию концепций управления персоналом.
Трансформации находили свое выражение в изменении моделей, функций и организации управления персоналом по основным направлениям:
– повышение роли человека в управлении и производстве;
– развитие активности кадровых служб в участии в управлении организацией;
– увеличение социальной составляющей управления, то есть удовлетворения потребностей работающих.
2.Эволюция концепций управления работниками в организации
Концепции
| Основные идеи
| Базовые категории
| Организационная структура
управления
| Основные функции
управления
| Использования рабочей силы и
трудового потенциала
| Главное — способность работника к труду
| Производительность труда, затраты рабочего времени
| Управление работниками
осуществлялось руководителями
низового и среднего звена
| Нормирование
труда работников
| Управления кадрами
| Управление осуществляется через административные механизмы, четкое определение функций работников
| Должность,
функции работника
| Отделы кадров
| Учет фактического кадрового состава и труда работников
| Управления персоналом
| Управление персоналом — это комплекс методов организации работы, в результате которого достигается максимальная эффективность деятельности
| Реализация способностей работников, производственные взаимоотношения
| Управления по работе
с персоналом,
включающие несколько специализированных отделов
| Информационная и консультационная поддержка руководителей подразделений и сотрудников
| Управления человеческими ресурсами
| Повышение роли кадровых служб в управлении организацией, увеличение значения социальной составляющей управления
| Корпоративная культура,
развитие персонала
| Управления человеческих ресурсов как многоцелевые подразделения с гибкой структурой
| Формирование организационной культуры,
обучение персонала, управление карьерой
| 3.Сравнение концепций управления кадрами/персоналом и управления человеческими ресурсами
Показатель
| Управление кадрами/персоналом
| Управление человеческими ресурсами
| Цель
| Обеспечить «наличие нужных людей в нужном месте, в нужное время и высвобождение ненужных людей».
| Совмещение квалификации и потенциала имеющихся человеческих ресурсов со стратегией и целями компании.
| Направленность кадровой политики
| Достижение компромисса между экономическими и социальными целями.
| Развитие целостной, сильной корпоративной культуры и сбалансированность потребностей работников, организации и окружающей среды
| Характер управления
| Вертикальное управление, «управление кадрами» — отдельная функция в управлении.
| Горизонтальное управление,
акцент на формирование команды.
| Функции кадровой службы и линейных руководителей
| Главная функция — кадровый учет и делопроизводство.
Линейные руководители управляют производством и персоналом: планируют, организуют, мотивируют и контролируют.
| Оказание консультационной и информационной поддержки линейному менеджменту.
Руководители управляют ресурсами и взаимоотношениями для достижение целей деятельности.
| Характер кадрового планирования
| Кадровое планирование — следствие производственного плана и реакции на него, связь односторонняя.
| Планирование человеческих ресурсов интегрировано в корпоративное планирование; связь двусторонняя.
| Отношение
к работникам
| Работники — фактор производства,
их «расставляют», как фигуры в шахматах.
| Сотрудники — объект корпоративной стратегии и инвестиций, фактор преимущества в конкурентной борьбе.
| 4.Эволюция социально-трудовых отношений
Доктрина
Характеристики
| Управление капиталом
| Управление
трудом
| Управление знаниями
| Управление средой
| Период в истории общества
| До конца XIX в.
| Начало — середина XX в.
| Середина — конец XX в.
| Начало XXI в.
| Характер трудовых отношений
| Работа на собственника
| Организационное закрепление
| Развитие форм занятости
| Социальное партнерство
| Функция труда
| Средство выживания
| Общественная потребность
| Средство развития
| Средство самореализации
| Форма деятельности
| Совместно-последовательная
| Совместно-взаимодействующая
| Совместно-индивидуальная
| Совместно-творческая
| Требования
к условиям труда
| Безопасность
| Научная организация труда
| Эргономичность
рабочих мест
| Открытое информационное пространство
| Требования к человеку
| Выносливость, работоспособность
| Узкая квалификация
| Способности к обучению
и развитию в различных областях
| Способность к творчеству и командной работе
| Образное восприятие человека
| «Человек исполнительный»
| «Человек административный»
| «Человек профессиональный»
| «Человек психологический»
| Отношение к работнику
| Как к рабочей силе
| Как к функции
| Как к личности
| Как к ресурсу
| 5. Эволюция подходов и концепций управления
Подход
| Восприятие человека
(метафора)
| Концепция управления
| Задачи и принципы управления
| Экономический
| «винтик»
| Использование рабочей силы и трудового потенциала
| Набор способных работников, нормирование труда
| Административный
| «механизм»
| Управление кадрами
| Организационное закрепление работников, четкое распределение обязанностей
| Органический
| «мозг»
| Управление персоналом
| Изучение и удовлетворение потребностей и мотивов
| Гуманистический
| «личность»
| Управление человеческими ресурсами
| Профессионально-личностное развитие, управление через формирование ценностей
|
Делаем выводы.
Смена управленческой парадигмы на рубеже XX и XXI веков может быть представлена следующим образом:
1. От управления кадрами к управлению человеческими ресурсами.
2. От функций кадрового учета и делопроизводства к стратегическому управлению человеческими ресурсами.
3. От сбора, обработки, анализа кадровой информации к прогнозированию развития кадровой ситуации.
4. От обеспечения кадровой деятельности руководителей к сопровождению принятия решений по управлению трудовыми коллективами.
5. От принципа оплаты за должность к принципу оплаты за результат, конкретный вклад в достижение целей организации
Выполняем
Задание 1. Определите, какие формы совместной деятельности характерны для приведенных в таблице концепций (по Т.Ю. Базарову)
Концепция
| Формы совместной деятельности
| Использования трудового потенциала и научной организации труда
|
| Человеческих отношений
|
| Профессионального развития и индивидуальной ответственности
|
| Командного менеджмента
|
| Задание 2. Ознакомьтесь с текстом «Ситуация в гостинице»– шуточной аналогией эволюций концепций управления.
Ситуация в гостинице
Представьте себе: в одноместный номер гостиницы поселили двух человек. Приходит ночь, а кровать одна и одеяло одно.
Как может складываться ситуация?
1. Один человек стягивает одеяло с другого. Тот, другой, поджимает ноги, сворачивается калачиком и пытается поспать.
2. Одеяло как-то распределяется на двоих, им не очень удобно, но поспать все же удается.
3. Одни из постояльцев берет дополнительное одеяло. Оба человека спят в одной кровати, им тесно, но каждый может спать под своим одеялом.
4. В гостинице в принципе не принято поселять в одноместный номер двух людей. Каждому дадут свой номер или свою кровать!
Как Вы думаете, как соотноситсяхарактер реагирования на возникшую проблему в каждой ситуации с концепциями управления? Запишите и объясните Ваше мнение.
|