Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Как работать с РАБОЧЕй ТЕТРАДЬЮ?Стр 1 из 4Следующая ⇒
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
Н. Н. богдан И. Ю. Парфенова
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Рабочая тетрадь 080504 «Государственное и муниципальное управление», 080505 «Управление персоналом», 351200 «Налоги и налогообложение»
ЧАСТЬ 1
НОВОСИБИРСК 2011
ББК
Рецензенты:
О. В. Горшкова — кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой управления персоналом и документоведения ВГУЭС
И.В. Доронина – кандидат психологических наук, доцент, заместитель заведующей кафедрой управления персоналом СибАГС
Богдан, Н. Н. Парфенова, И. Ю.
Б Основы управления персоналом: рабочая тетрадь / Н. Н. Богдан, И. Ю. Парфенова. — Новосибирск: СибАГС, 2011. — с.
Дать студентам возможность успешно освоить основные закономерности одного из важнейших видов управленческой деятельности – управления персоналом, содействовать формированию профессионально важных качеств и интеллектуальных способностей, преподнести учебный материал в форме, способствующей самостоятельному и творческому его усвоению, — таковы главные установки авторов при создании данной рабочей тетради. Изучение преимущественно иллюстративного материала к лекциям, выполнение на практических занятиях и во время домашней работы заданий различного характера и уровня сложности, несомненно, будет способствовать не только качественному освоению курса, но и формированию интереса и творческого отношения к будущей профессиональной деятельности. Для студентов всех форм и технологий обучения, изучающих дисциплину федерального компонента «Основы управления персоналом» и «Управление персоналом» в рамках освоения специальностей «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление», «Налоги и налогообложение», слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов, а также руководителей и работников различных отраслей, заинтересованных в формировании компетентности в сфере управления персоналом. ББК
© СибАГС, 2011 Оглавление Предисловие…………………………………………………………….4 РАЗДЕЛ 1. Основные понятия и концепции управления персоналом……………………………………………………………….7 1.1. Эволюция подходов к управлению в системе социально-трудовых отношений……………………………………………………8 1.2. Место и роль управления персоналом в системе управления организацией…………………………………………..15 1.3. Системный подход к управлению персоналом……………22 1.4. Персонал как объект и субъект управления………………..30 1.5. Функции и методы управления персоналом……………….38
РАЗДЕЛ 2. Кадровая политика и кадровая стратегия — основа управления персоналом……………………………….47 2.1 . Сущность, содержание и уровни кадровой политики..48 2.2. Типы и виды кадровой политики………………………………56 2.3. Понятие и виды кадровых стратегий…………………………66 2.4. Взаимосвязь кадровой политики, кадровой стратегии и системы управления персоналом…………………………………75 2.5. Финансовое и информационно-технологическое обеспечение кадровой политики и оценка эффективности управления персоналом……………………………………………….84 РАЗДЕЛ 3. Кадровые службы в системе управления персоналом ……………………………………………………………..93 3.1.Цели, функции и роли служб управления персоналом..94 3.2. Организационно-функциональная структура кадровых служб …………………………………………………………………………..101 3.3. Кадровый учет и делопроизводство в работе служб персонала ……………………………………………………………………110 3.4. Профессионально-важные качества и роли менеджера по персоналу ……………………………………………………………………122 3.5. Профессиональная этика менеджера по персоналу……133
РАЗДЕЛ 4. Регламентация деятельности в системе управления персоналом…………………………………………. 139 4.1.Регламентация деятельности и локальные нормативные акты: понятие, значение, виды…………………………………….140 4.2. Принципы, требования и порядок разработки локальных нормативных актов……………………………………………………….146 4.3. Регламенты деятельности работников…………………………154 4.4. Регламенты управленческих процессов……………………….163 4.5. Регламенты поведения и отношений в организации…..175 РАЗДЕЛ 5. Кадровые технологии………………………………181 5.1. Понятие и виды кадровых технологий…………………………182 5.2. Планирование и отбор персонала………………………………..192 5.3. Организация испытания и адаптации работников в организации……………………………………………………………………….203 5.4. Оценка персонала как кадровая технология…………….209 5.5. Аттестация, квалификационный экзамен и конкурс на замещение должности как формы оценочных кадровых технологий……………………………………………………………………….217
ПРЕДИСЛОВИЕ Студенты, обучающиеся по специальностям «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление», «Налоги и налогообложение» и др., изучают курс «Основы управления персоналом». Целью его изучения является подготовка будущих специалистов к особому виду профессиональной деятельности — менеджменту персонала, управлению системой трудовых отношений в организации. Многолетний опыт работы авторов в сфере управления персоналом и преподавания соответствующих дисциплин убедительно показывает: эта деятельность — интересная и творческая, не терпящая академизма и рутины. А значит, может быть творчески и интересно представлена при обучении студентов, вызывать желание с интересом и творчески же ее осваивать. Принцип «Учение с увлечением» должен применяться не только в обучении детей, но и взрослых, поскольку хорошо известно — положительные эмоции и переживание успеха, сопровождающие процесс получения знаний, способствуют лучшему их усвоению. Современные студенты находятся в выгодном положении: со времени появления в 1991 году в стране первого учебника[1] по новой специальности «менеджмент персонала» издано немало учебных пособий, посвященных различным вопросам управления персоналом. Кроме того, в распоряжении студентов такое чудо глобальной информатизации как Интернет, где целые порталы и множество сайтов буквально напичканы интересными и полезными материалами по проблемам управления людьми в организациях. Почему же, не смотря на это, авторы предпринимают попытку к разработке собственного пособия? По целому ряду причин, среди которых — отсутствие пособий, полностью отвечающих авторской концепции курса и современным требованиям формирования не знаний и умений для выполнения каких-либо функций, а компетентности как способности успешно решать профессиональные задачи; — необходимость методически обеспечить самостоятельную работу студентов в ходе изучения ими дисциплины; — потребность осмыслить и систематизировать накопленный авторами в течение последних лет практический опыт управления персоналом и преподавания соответствующих курсов, а также результаты собственных научных исследований в этой сфере; — и, самое главное, желание активно способствовать формированию у «продвинутых» студентов, проявляющих осознанное отношение и глубокий интерес к освоению профессии, личностной и профессиональной готовности к применению полученных знаний в практике своей будущей работы, высокого уровня компетентности сразу после завершения обучения; — наконец, стремление вооружить студентов пособием, содержащей образцы документов и описания примеров часто возникающих практических ситуаций, которое будет помогать им и после окончания вуза. Настоящая рабочая тетрадь соответствует программе курса Рабочая тетрадь отражает действенную позицию авторов в рамках гуманистической парадигмы, предполагающей приоритет ценности человеческого развития над экономическим ростом, и социально-психологический (а не экономический) подход к управленческой деятельности. В результате систематической работы с тетрадью студенты могут приобрести следующие компетенции, предусмотренные государственным образовательным стандартом: – знать основы разработки и внедрения кадровой политики, стратегии планирования, привлечения, подбора и отбора персонала; – владеть технологиями оценки и обучения персонала; — разрабатывать нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность, и создавать организационные механизмы управления персоналом организации; – уметь анализировать эффективность управления персоналом организации; – проявлять приверженность этическим ценностям профессии: уважение человеческого достоинства, честность, открытость, справедливость, порядочность, доброжелательность, толерантность и др. Данная рабочая тетрадь разработана таким образом, чтобы не только дать системную информацию по курсу «Управление персоналом», но и вызвать эмоциональное отношение к изучаемым вопросам, предоставить возможность творчества при выполнении заданий и получения удовольствия от учебной работы. Именно поэтому в нее включены виды работ, позволяющие придумывать образы и создавать различные иллюстрации к учебному материалу, превращать скучные академические схемы в яркие картинки, формулировать серьезные выводы из юмористически поданного материала или, наоборот, юмористически отнестись к строгим научным положениям. Кроме того, при создании данной тетради авторы учитывали особенности визуального восприятия содержания текста, которые заключаются в наличии трех аспектов: — восприятия как видения, в основе которого лежит отображение объективной реальности; — восприятия как понимания, проникновения в смысл воспринимаемого; — восприятия как отношения, эмоциональной реакции на воспринимаемое; а также психологические закономерности усвоения информации разными людьми: для «левополушарных» (с доминированием структурно-логического восприятия и осмысления) даны схемы и таблицы, для «правополушарных» (с доминированием образного, эмоционально-интуитивного восприятия и осмысления) — метафоры и образы, для «аудиалов» (воспринимающих лучше на слух) — короткие тексты, «визуалов» (лучше воспринимающих наглядно представленную информацию) — рисунки, «кинестетикам» (лучше усваивающим информацию в процессе действий) адресованы задания на дописывание, раскрашивание и т.п. В то же время предлагаемые задания способствуют развитию всех интеллектуальных способностей. В тетради учтены принципы концентрического расположения учебного материала: от общего к частному, простого к сложному и др. Рабочая тетрадь имеет четкую структуру и включает все требуемые элементы. Рабочая тетрадь состоит из 2-х частей, в каждой части 5 разделов. Каждый Раздел посвящен теме, изучаемой на лекции и практических занятиях. В разделе выделены рубрики: Рассматриваем — вопросы, рассматриваемые в теме; Обсуждаем — вопросы для семинарских занятий; Читаем — список литературы, рекомендуемойпри изучении темы; Запоминаем — определения основных терминов и понятий, рассматриваемых в теме; все определения составлены авторами, при этом использованы различные словари и глоссарии по управлению персоналом. Изучаем — текстовые и иллюстративные материалы к лекциям; Делаем выводы — основные выводы по теме; Записываем — для записи комментариев по ходу лекции, семинара или изучения литературных источников во время домашних занятий; Выполняем — творческие задания и практические ситуации для выполнения во время домашней работы; Улыбнитесь! — интересные философские высказывания, забавные анекдоты и рисунки юмористического характера «в тему» — известно высказывание: нет ничего серьезнее глубокого юмора. В соответствии с авторской концепцией развития рефлексивной позиции студентов в ходе обучения в рабочую тетрадь включен раздел Подводим итоги, на страницах которого можно провести не только самооценку приобретенных знаний и умений, но и себя как будущего профессионала. Кроме того, при создании рабочей тетради использован принцип нумерологии, а именно — ритм числа 5. Известно: у человека 5 органов чувств и 5 пальцев на руке, и это делает его восприимчивым и умелым. По законам нумерологии, пятерка обладает особой энергетикой и гармонией. Когда нас сопровождает число 5, жизнь идет быстрее, проблемы решаются успешнее, мы развиваемся и совершенствуемся. Именно поэтому в каждой части тетради 5 разделов, в каждом разделе 5 вопросов для изучения и 5 вопросов для обсуждения, 5 литературных источников, рекомендуемых для чтения, и 5 заданий, за выполнение которых можно получить отметку 5! Как работать с РАБОЧЕй ТЕТРАДЬЮ? 1. ознакомиться ДО лекции по определенной теме с тем, какие вопросы в ней будут рассмотрены, и какие литературные источники следует изучить; 2. ВДУМЧИВО изучить предлагаемый учебный материал, определения понятий и постараться выявить взаимосвязи между понятиями, данными в таблицах и схемах; 3. записать на отведенном поле тетради свои комментарии к учебному материалу или возникшие вопросы, чтобы задать их преподавателю; 4. ПОДУМАТЬ НАД вопросАМИ, которые будут обсуждаться на практическом занятии, подготовить ответы; 5. ВЫБРАТЬ И ВЫПОЛНИТЬ те задания, что рекомендованы для домашней работы или вызвали особый интерес.
Авторы выражают уверенность, что традиционное содержание курса, поданное в необычная форме, поможет студентам и слушателям в творческом освоении дисциплины и в целом в профессиональном становлении в такой интересной деятельности, как управление персоналом!
РАЗДЕЛ 1. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 208. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |