Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как работать с РАБОЧЕй ТЕТРАДЬЮ?




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

 

Н. Н. богдан

И. Ю. Парфенова

 

 

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Рабочая тетрадь
для самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальностям

080504  «Государственное и муниципальное управление»,

080505 «Управление персоналом», 351200 «Налоги и налогообложение»

 


ЧАСТЬ 1

 

 

НОВОСИБИРСК 2011


 

 


Издается в соответствии с планом учебно-методической работы СибАГС



ББК

 

 

Рецензенты:

 

О. В. Горшкова — кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой управления персоналом и документоведения ВГУЭС

 

И.В. Доронина – кандидат психологических наук, доцент, заместитель заведующей кафедрой управления персоналом СибАГС

 

 

Богдан, Н. Н.

Парфенова, И. Ю.

 

 

Б Основы управления персоналом: рабочая тетрадь / Н. Н. Богдан, И. Ю. Парфенова. — Новосибирск: СибАГС, 2011. — с.

 

Дать студентам возможность успешно освоить основные закономерности одного из важнейших видов управленческой деятельности – управления персоналом, содействовать формированию профессионально важных качеств и интеллектуальных способностей, преподнести учебный материал в форме, способствующей самостоятельному и творческому его усвоению, — таковы главные установки авторов при создании данной рабочей тетради.  Изучение преимущественно иллюстративного материала к лекциям, выполнение на практических занятиях и во время домашней работы заданий различного характера и уровня сложности, несомненно, будет способствовать не только качественному освоению курса, но и формированию интереса и творческого отношения к будущей профессиональной деятельности.

Для студентов всех форм и технологий обучения, изучающих дисциплину федерального компонента «Основы управления персоналом» и «Управление персоналом» в рамках освоения специальностей «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление», «Налоги и налогообложение», слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов, а также руководителей и работников различных отраслей, заинтересованных в формировании компетентности в сфере управления персоналом.

ББК

 

                                © СибАГС, 2011



Оглавление


Предисловие…………………………………………………………….4

РАЗДЕЛ 1. Основные понятия и концепции управления персоналом……………………………………………………………….7

1.1. Эволюция подходов к управлению в системе социально-трудовых отношений……………………………………………………8

1.2. Место и роль управления персоналом в системе управления организацией…………………………………………..15

1.3. Системный подход к управлению персоналом……………22

1.4. Персонал как объект и субъект управления………………..30

1.5. Функции и методы управления персоналом……………….38

 

РАЗДЕЛ 2. Кадровая политика и кадровая стратегия — основа управления персоналом……………………………….47

2.1 . Сущность, содержание и уровни кадровой политики..48

2.2. Типы и виды кадровой политики………………………………56

2.3. Понятие и виды кадровых стратегий…………………………66

2.4. Взаимосвязь кадровой политики, кадровой стратегии и системы управления персоналом…………………………………75

2.5. Финансовое и информационно-технологическое обеспечение кадровой политики и оценка эффективности управления персоналом……………………………………………….84

РАЗДЕЛ 3. Кадровые службы в системе управления персоналом ……………………………………………………………..93

3.1.Цели, функции и роли служб управления персоналом..94

3.2. Организационно-функциональная структура кадровых служб …………………………………………………………………………..101

3.3. Кадровый учет и делопроизводство в работе служб персонала ……………………………………………………………………110

3.4. Профессионально-важные качества и роли менеджера по персоналу ……………………………………………………………………122

3.5. Профессиональная этика менеджера по персоналу……133

 

РАЗДЕЛ 4. Регламентация деятельности в системе управления персоналом…………………………………………. 139

4.1.Регламентация деятельности и локальные нормативные акты: понятие, значение, виды…………………………………….140

4.2. Принципы, требования и порядок разработки локальных нормативных актов……………………………………………………….146

4.3. Регламенты деятельности работников…………………………154

4.4. Регламенты управленческих процессов……………………….163

4.5. Регламенты поведения и отношений в организации…..175

РАЗДЕЛ 5. Кадровые технологии………………………………181

5.1. Понятие и виды кадровых технологий…………………………182

5.2. Планирование и отбор персонала………………………………..192 

5.3. Организация испытания и адаптации работников в организации……………………………………………………………………….203

5.4. Оценка персонала как кадровая технология…………….209

5.5. Аттестация, квалификационный экзамен и конкурс на замещение должности как формы оценочных кадровых технологий……………………………………………………………………….217

 




ПРЕДИСЛОВИЕ

Студенты, обучающиеся по специальностям «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление», «Налоги и налогообложение» и др., изучают курс «Основы управления персоналом». Целью его изучения является подготовка будущих специалистов к особому виду профессиональной деятельности — менеджменту персонала, управлению системой трудовых отношений в организации.

Многолетний опыт работы авторов в сфере управления персоналом и преподавания соответствующих дисциплин убедительно показывает: эта деятельность — интересная и творческая, не терпящая академизма и рутины. А значит, может быть творчески и интересно представлена при обучении студентов, вызывать желание с интересом и творчески же ее осваивать. Принцип «Учение с увлечением» должен применяться не только в обучении детей, но и взрослых, поскольку хорошо известно — положительные эмоции и переживание успеха, сопровождающие процесс получения знаний, способствуют лучшему их усвоению.

Современные студенты находятся в выгодном положении: со времени появления в 1991 году в стране первого учебника[1] по новой специальности «менеджмент персонала» издано немало учебных пособий, посвященных различным вопросам управления персоналом. Кроме того, в распоряжении студентов такое чудо глобальной информатизации как Интернет, где целые порталы и множество сайтов буквально напичканы интересными и полезными материалами по проблемам управления людьми в организациях.

Почему же, не смотря на это, авторы предпринимают попытку к разработке собственного пособия? По целому ряду причин, среди которых

— отсутствие пособий, полностью отвечающих авторской концепции курса и современным требованиям формирования не знаний и умений для выполнения каких-либо функций, а компетентности как способности успешно решать профессиональные задачи;

— необходимость методически обеспечить самостоятельную работу студентов в ходе изучения ими дисциплины;

— потребность осмыслить и систематизировать накопленный авторами в течение последних лет практический опыт управления персоналом и преподавания соответствующих курсов, а также результаты собственных научных исследований в этой сфере;

— и, самое главное, желание активно способствовать формированию у «продвинутых» студентов, проявляющих осознанное отношение и глубокий интерес к освоению профессии, личностной и профессиональной готовности к применению полученных знаний в практике своей будущей работы, высокого уровня компетентности сразу после завершения обучения;

— наконец, стремление вооружить студентов пособием, содержащей образцы документов и описания примеров часто возникающих практических ситуаций, которое будет помогать им и после окончания вуза.

Настоящая рабочая тетрадь соответствует программе курса
и раскрывает все дидактические единицы госстандарта. В нее включен интересный и, по мнению авторов, важный для формирования у студентов профессионального сознания, материал к лекциям (по большей части авторский, либо заимствованный из указанных источников и творчески переработанный авторами). В то же время, рабочая тетрадь отличается от многих других тем, что это — пособие-тренинг, так как основное внимание уделено практическим заданиям различного характера и уровня сложности, связанным с изучением образцов документов, анализом описанных проблем, решением практических ситуаций, как правило, из опыта авторов, и требующих творческого осмысления прочитанного материала, обобщения, сравнения, приведения своих примеров и т. п. Для выполнения некоторых заданий необходимо привлечь знания, полученные при изучении других дисциплин.

Рабочая тетрадь отражает действенную позицию авторов в рамках гуманистической парадигмы, предполагающей приоритет ценности человеческого развития над экономическим ростом, и социально-психологический (а не экономический) подход к управленческой деятельности.

В результате систематической работы с тетрадью студенты могут приобрести следующие компетенции, предусмотренные государственным образовательным стандартом:

– знать основы разработки и внедрения кадровой политики, стратегии планирования, привлечения, подбора и отбора персонала;

– владеть технологиями оценки и обучения персонала;

 — разрабатывать нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность, и создавать организационные механизмы управления персоналом организации;

– уметь анализировать эффективность управления персоналом организации;

– проявлять приверженность этическим ценностям профессии: уважение человеческого достоинства, честность, открытость, справедливость, порядочность, доброжелательность, толерантность и др.

Данная рабочая тетрадь разработана таким образом, чтобы не только дать системную информацию по курсу «Управление персоналом», но и вызвать эмоциональное отношение к изучаемым вопросам, предоставить возможность творчества при выполнении заданий и получения удовольствия от учебной работы. Именно поэтому в нее включены виды работ, позволяющие придумывать образы и создавать различные иллюстрации к учебному материалу, превращать скучные академические схемы в яркие картинки, формулировать серьезные выводы из юмористически поданного материала или, наоборот, юмористически отнестись к строгим научным положениям. 

Кроме того, при создании данной тетради авторы учитывали особенности визуального восприятия содержания текста, которые заключаются в наличии трех аспектов:

— восприятия как видения, в основе которого лежит отображение объективной реальности;

— восприятия как понимания, проникновения в смысл воспринимаемого;

— восприятия как отношения, эмоциональной реакции на воспринимаемое;

а также психологические закономерности усвоения информации разными людьми: для «левополушарных» (с доминированием структурно-логического восприятия и осмысления) даны схемы и таблицы, для «правополушарных» (с доминированием образного, эмоционально-интуитивного восприятия и осмысления) — метафоры и образы, для «аудиалов» (воспринимающих лучше на слух) — короткие тексты, «визуалов» (лучше воспринимающих наглядно представленную информацию) — рисунки, «кинестетикам» (лучше усваивающим информацию в процессе действий) адресованы задания на дописывание, раскрашивание и т.п. В то же время предлагаемые задания способствуют развитию всех интеллектуальных способностей.

В тетради учтены принципы концентрического расположения учебного материала: от общего к частному, простого к сложному и др.

Рабочая тетрадь имеет четкую структуру и включает все требуемые элементы. Рабочая тетрадь состоит из 2-х частей, в каждой части 5 разделов. Каждый Раздел посвящен теме, изучаемой на лекции и практических занятиях. В разделе выделены рубрики:

Рассматриваем — вопросы, рассматриваемые в теме;

Обсуждаем — вопросы для семинарских занятий;

Читаем — список литературы, рекомендуемойпри изучении темы;

Запоминаем — определения основных терминов и понятий, рассматриваемых в теме; все определения составлены авторами, при этом использованы различные словари и глоссарии по управлению персоналом.

Изучаемтекстовые и иллюстративные материалы к лекциям;

Делаем выводы — основные выводы по теме;

Записываем — для записи комментариев по ходу лекции, семинара или изучения литературных источников во время домашних занятий;

Выполняем — творческие задания и практические ситуации для выполнения во время домашней работы;

Улыбнитесь! — интересные философские высказывания, забавные анекдоты и рисунки юмористического характера «в тему» — известно высказывание: нет ничего серьезнее глубокого юмора.

В соответствии с авторской концепцией развития рефлексивной позиции студентов в ходе обучения в рабочую тетрадь включен раздел Подводим итоги, на страницах которого можно провести не только самооценку приобретенных знаний и умений, но и себя как будущего профессионала.

Кроме того, при создании рабочей тетради использован принцип нумерологии, а именно — ритм числа 5. Известно: у человека 5 органов чувств и 5 пальцев на руке, и это делает его восприимчивым и умелым. По законам нумерологии, пятерка обладает особой энергетикой и гармонией. Когда нас сопровождает число 5, жизнь идет быстрее, проблемы решаются успешнее, мы развиваемся и совершенствуемся. Именно поэтому в каждой части тетради 5 разделов, в каждом разделе 5 вопросов для изучения и 5 вопросов для обсуждения, 5 литературных источников, рекомендуемых для чтения, и 5 заданий, за выполнение которых можно получить отметку 5!


Как работать с РАБОЧЕй ТЕТРАДЬЮ?

1. ознакомиться ДО лекции по определенной теме с тем, какие вопросы в ней будут рассмотрены, и какие литературные источники следует изучить;

2. ВДУМЧИВО изучить предлагаемый учебный материал, определения понятий и постараться выявить взаимосвязи между понятиями, данными в таблицах и схемах;

3. записать на отведенном поле тетради свои комментарии к учебному материалу или возникшие вопросы, чтобы задать их преподавателю;

4. ПОДУМАТЬ НАД вопросАМИ, которые будут обсуждаться на практическом занятии, подготовить ответы;

5. ВЫБРАТЬ И ВЫПОЛНИТЬ те задания, что рекомендованы для домашней работы или вызвали особый интерес.

 

 

Авторы выражают уверенность, что традиционное содержание курса, поданное в необычная форме, поможет студентам и слушателям в творческом освоении дисциплины и в целом в профессиональном становлении в такой интересной деятельности, как управление персоналом!              

 

 


 


РАЗДЕЛ 1.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...