Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модульная технология обучения (9-11 класс)




ВНЕДРЕНИЕ

ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

 

Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены ключевые компетентности в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах.

Наиболее значимыми среди них являются:

- умение брать на себя ответственность при принятии решений;

- толерантность, уважение людей других национальностей, умение жить с людьми других культур, религий, языков;

- умение работать с различными видами информации;

- способность постоянно повышать свое образование и т.д.

В Государственном образовательном стандарте четко обозначены требования к результатам образования школьников: личностным, метапредметным и предметным. К личностным результатам обучающихся относятся ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальную компетентность, сформированность гражданской идентичности школьников. Метапредметные результаты предполагают овладение универсальными учебными действиями, необходимыми для решения учебных и практических задач. Предметные результаты включаютопыт специфической для данного учебного предмета деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению.

Идеологи компетентностного подхода говорят о том, что школа должна обеспечить ребёнка не знаниями – она должна подготовить его к жизни. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни. Каждое из приведённых качеств называется «компетентностью». Перед школой ставится задача эти компетентности формировать.

Очевидно, что для реализации требований ГОС необходимы инновационные средства обучения, такие как информационная, проектная, игровая, групповая и модульная технологии и т.д.

Задачи работы по инновационным технологиям:

1) социализация учащихся;

2) развитие аналитической деятельности учащихся в истории, обществознании;

3) формирование компетенций на основе осознанного восприятия окружающего мира через внутренний субъектный опыт;

4) развитие творческой активности, исследовательской и проектной деятельности;

5) формирование активной гражданской позиции и чувства гордости за свою страну;

6) формирование личности.

 

В преподавании истории и обществознания применяют инновационные технологии:

Информационная технология (5 – 11 класс)

Информационные технологии - это способ передачи сведений оформленных особым образом посредством компьютера.

Современный школьник не только должен уметь работать на компьютере, но и правильно утолять «информационный голод», и в этом большую роль играет учитель.

Информационные технологии на уроках истории используют в следующих вариантах:

1) Самый распространенный вид - мультимедийные презентации(5-11 класс). Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

2) Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на уроках используют различного рода тесты и тренажеры(8-11 класс). Это могут быть как тесты, составленные учителем в программах Word или PowerPoint, или готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет. Тренажеры для подготовки к ЕГЭ(11 класс) и по истории, и по обществознанию приближены к реальным вариантам заданий ЕГЭ, содержат такое же количество заданий типа А, В и С. Ребята читают инструкцию, выполняют весь тест, потом нажимает на функцию «Проверить» и идет обработка результатов. В итоге ученик получает развернутый анализ выполненных заданий, где можно посмотреть - как он ответил и как должен был ответить. В конце дается общее количество правильно выполненных заданий и оценка.

3) Выполнениезадания учителем совместно с учениками непосредственно на интерактивной доске(5-11 класс). И тут перед учителем находится неисчерпаемое разнообразие работы. Все типы заданий можно условно разделить на несколько групп:

1. «Работа с рисунками»

2. «Кроссворд»

3. «Контурная карта»

4. «Вставьте слово»

5. «Имена»

6. «Соотнесите»

7. «Отметьте».

Использование интерактивной доски помогает обеспечить устойчивую мотивацию у учащихся к получению знаний, повысить их познавательную активность. Это относится к новым компьютерным технологиям в целом.

 

 

4) Проектная деятельность – сравнительно новая форма работа, а особенно применительно к компьютерным программам(10-11 класс). Во-первых тема проекта должна нести в себе либо исследовательский элемент, либо это должна быть компиляция. Во-вторых, мультимедийный проект уже по самой сути возникает на стыке как минимум двух дисциплин, но реально его выполнении затрагивает гораздо более широкий спектр предметов в зависимости от темы.

 

Информационная технология тесно взаимосвязана спроектной технологией (5-11 класс).

 

Модернизация образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них навыков исследовательской деятельности.

Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления(ДжонДьюи, В. Х. Килпатрик).

Учитель может подсказать источники информации(5-8 класс), а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска(9-11 класс). Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами.

Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Технологию следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока.

Одним из элементов такой методики являетсяпроектнаядискуссия, которая основана на методе подготовки и защита проекта по определенной теме.Суть состоит в том, что в результате исследования темы и выявления трудностей в ее решении, учащимися в ходе спора намечаются возможные попытки выхода по разрешению проблемы, и они обсуждаются в ходе дискуссии или дебатов(9-11 класс).

 

Групповые технологии (5-11 класс)

Групповыми технологиями в практике называют групповую работу (на принципах дифференциации) и межгрупповую работу (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

Подготовка к выполнению группового задания.

а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

б) Инструктаж о последовательности работы.

в) Раздача дидактического материала по группам.

Групповая работа.

г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

д) Распределение заданий внутри группы.

е) Индивидуальное выполнение задания.

ж) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

з) Обсуждение общего задания в группе.

и) Подведение итогов группового задания.

Заключительная часть.

к) сообщение о результатах работы в группах.

л) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

м) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Таким образом, рационально организованная групповая деятельность учащихся на уроке не только позволяет решать познавательные задачи, но и способствует становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива

 

 

Модульная технология обучения (9-11 класс)

 

Модульная технология обучения способствует глубокому усвоению базовых знаний школьного курса и умению анализа и обобщения изучаемого материала. При модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.

Модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. Только то, что сделано самостоятельно, остается в памяти надолго и активно развивает мышление.

Множество модулей предназначенных для изучения относительно автономной темы образуют блок.

Например

№ п/п Название блока Количество уроков, всего часов - 70
1. Научное познание общества 14
2. Развитие общества 12
3. Рыночная экономика 10
4. Сфера производства 12
5. Политическая система общества 10
6. Политическая жизнь общества 12

 

При изучении материала крупными блоками необходимы условия:

1. Четкая организация всего учебного процесса.

2. Постановка целей , задач обучения для всего блока

3. Сочетание словесных и наглядных методов

4. Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности

5. Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль

6. Вера учителя в способности ученика

В каждом крупном блоке тем выделяется несколько модулей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 145.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...