Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Механизмы взаимовлияния в группе. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Традиционно в зарубежной и отечественной психологии основными механизмами воздействия людей друг на друга признаются заражение, подражание, внушение и убеждение. В дополнение к этим формам, мы считаем, что оценка также выполняет функцию воздействия и взаимовлияния. Исключительно большая роль в исследовании этих механизмов принадлежит В.М. Бехтереву. Прежде всего, следует отметить, что, характеризуя факторы, объединяющие людей, он говорит о взаимовнушении, взаимоподражании и взаимоиндукции. В.М. Бехтерев выступает за то, чтобы рассматривать эти механизмы в совокупности, а не выдвигать какой-то из них по преимуществу. Также относятся слухи, рэкет, захват заложников, публичные террористические акты, аварии, эпидемии, митинги, демонстрации, голодовки, стачки, забастовки, акты самосожжения, использование средств массовой информации, модификация поведения, религия, мода, реклама, психотропное оружие. При этом способы влияния могут быть правовыми и анти-правовыми, стихийными и умышленными. Внушение – неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении. Подражание – осознанное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей. Заражение – психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений. Манипуляции - это скрытое управление личностью, такое психологическое воздействие на человека, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у партнера сохранялась иллюзия самостоятельности принятых решений. Манипуляция — это скрытое управление личностью, такое психологическое воздействие на человека, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у партнера сохранялась иллюзия самостоятельности принятых решений. Сила манипуляции — в ее скрытом характере; скрыт как сам факт воздействия, так и его цель. Манипулятор использует психологически уязвимые места человека — черты характера, привычки, желания, а также его достоинства, то есть все, что может срабатывать автоматически, без сознательного анализа.
Понятие об общении. Общение - это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми. Общение - сложный и весьма многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми. И чаще всего оно включено в практическое взаимодействие людей. Интерес ученых (социологов, психологов, философов и др.) к феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок как самого понятия «общение», так и нахождением его места в иерархии других социально-психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и др. Из обилия трактовок общенияможно выделить главные: 1) общение - вид самостоятельной человеческой деятельности; 2) общение может входить в иную деятельность в статусе ее структурных элементов; 3) общение - одна из форм взаимодействия. В специальной социально-психологической литературе (да и не только в специальной) общение понимается и как коммуникативная деятельность.
Этапы общения. В общении можно выделить следующие этапы: 1) установление контакта; 2) ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т. д.); 3) обсуждение вопроса, проблемы; 4) принятие решения; 5) выход из контакта. Функции общения. Общение– это полифункциональный процесс. Исследователи, выделяя разнообразные критерии, представляют различную классификацию функций общения: 1) эмоциональная, информационная, социализирующая, связующая самопознания (А. В. Мудрик); 2) установления общения, инструментальная, осознания, самоопределения (А. Б. Добрович); 3) сплочения, инструментальная, трансляционная, самовыражения (А. А. Брудный); 4) контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотив-ная, установления отношений, оказания влияния (Л. А. Карпенко) и др. Однако наиболее актуально рассматривать общение в системе отношений, что позволяет выделить три группы функций: 1) психологические, определяющие развитие человека как индивида и личности; 2) социальные, обуславливающие развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы; 3) инструментальные, определяющие связи между человеком и миром в широком смысле этого слова, между различными социальными группами.
Структура общения. Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторонаобщения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Предполагает использование средств общения, подразделяемых на вербальные и невербальные. Кроме того, характеризуется также определенной структурой. Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. Т.е. «все должны говорить на одном языке». Перцептивная сторонаобщения означает процесс восприятия, познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Интерактивная сторонаобщения заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Это такое взаимодействие людей, которое предполагает определенную форму организации совместной деятельности (согласие, приспособление или конкуренция, конфликт).Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, пораждается самой ее природой. Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 347. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |