Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические характеристики коллектива как высшего уровня развития группы.




Коллектив, в котором развивается и воспитывается личность, является связующим звеном между нею и обществом.

Коллектив — это группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. В этом его основное психологическое отличие от других групп. Не только преобладание проявлений коллективистского самоопределения конформных реакций, но и ряд других психологических явлений.

Первым психологическим феноменом коллектива, который был обнаружен при изучении межличностных отношений в коллективе, явилось коллективистское самоопределение . Экспериментально коллективистское самоопределение было выявлено при изучении явлений конформности и нонконформности, которое проводилось с помощью так называемой подставной группы , в качестве которой используется либо группа людей, сговорившихся дезинформировать «наивного» постороннего индивида, либо экспериментатор намеренно искажает информацию, поступающую от группы, с помощью контроля над связями между группой и «обрабатываемым» индивидом. Эксперимент показал, что число лиц, в большей или меньшей степени проявивших конформность, весьма велико. Была выдвинута гипотеза, что в общностях, объединяющих людей на основе совместной, общественно значимой деятельности, взаимоотношения людей опосредствуются ее содержанием и ценностями. Если это так, то подлинной альтернативой конформности должен выступить не нонконформизм (негативизм, независимость и т. д.), а некоторое особое качество коллективности, которое предстояло изучить экспериментально.

Гипотеза определила тактику экспериментальных исследований. Если, используя методику «подставной группы», побуждать личность якобы от имени коллектива, к которому она принадлежит, отказаться от принятых в нем ценностных ориентаций, то возникает конфликтная ситуация, разделяющая индивидов, проявляющих конформность, и индивидов, способных действовать в соответствии со своими внутренними ценностями.

Эта особенность межличностных отношений получила название коллективистского самоопределения. .Коллективистское самоопределение обнаруживается в том, что член коллектива избирательно относится к любым влияниям (в том числе и своей общности), принимая одни и отвергая другие, в зависимости от опосредствующих факторов — убеждений, принципов, идеалов, целей совместной деятельности.

Феномен коллективистского самоопределения оказался своего рода «клеточкой», в которой обнаруживаются важнейшие социально-психологические характеристики живого социального организма — коллектива.

Межличностные отношения в группе.

В группах и коллективах существуют отношения и взаимоотношения.

Отношение– это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе.

Взаимоотношение– взаимная позиция одной личности к другой или к общности. В отличие от отношений при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь. Между общением, с одной стороны, и отношением – взаимоотношением – с другой, существует определенная соотнесенность. Отношение и взаимоотношение – стороны общения. Различаютделовыеиличные взаимоотношения.Деловые создаются в ходе выполнения служебных обязанностей, регламентированных уставом, инструкцией, постановлением. При формировании группы определяются функции ее членов.

Выделяют несколько видов деловой зависимости:

1) деловые отношения равенства:члены группы выполняют сходные функции, имеют одинаковые права и обязанности;

2) деловые отношения подчинения:в них одно лицо согласно документу, занимает положение, обязывающее его намечать для другого объект приложения усилий, способы выполнения, осуществлять контроль, принимать исполнение. Другое лицо признает и выполняет предписания документа, хотя они исходят не из документа, а от лица с возложенными на него полномочиями;

3) личные отношениявозникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности взглядов, интересов, комплиментарности (дополнения друг друга), неприязни и др. В личных отношениях документы не имеют силы. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы, породившие их. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность. В процессе общения выделяют несколько вариантов соотношения деловых и личных взаимоотношений:

1) совпадение положительной направленности.В группе, не имеющей деловых противоречий между членами группы, добрые личные взаимоотношения способствуют успешному выполнению стоящей задачи. Под влиянием положительных личных взаимоотношений деловые становятся менее официальными, но различия между ними сохраняются;

2) натянутые деловые отношения и недоброжелательные личные.Это предконфликтная ситуация. Она может возникнуть в отношениях равенства и подчинения. Причины осложнений могут быть различные, но выход из конфликтной ситуации не должен быть за счет нарушения деловой активности группы;

3) нейтральные деловые и такие же личные.Под нейтральными понимают такие отношения, при которых обе стороны не выходят за рамки инструкции.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...