Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структура профессионально важных качеств спасателей
Что такое профессионально важные качества? В чем состоит суть данного понятия? Профессионально важные качества– это свойства личности, совокупность которых является потенциальными или актуальными способностями к данной деятельности, а ослабление их приводит к стойким ошибочным действиям при профессиональном обучении и в дальнейшем к снижению эффективности определенной профессиональной деятельности. Научными подразделениями МЧС России проводились исследования по определению профессионально важных качеств спасателей, которые позволяют спасателям успешно выполнять свои профессиональные обязанности в различных условиях. В результате проведенных исследований была определена структура профессионально важных качеств спасателей. Данная структура состоит из следующих пяти групп : · психологические качества; · медицинские (физиологические) качества; · эргономические качества; · социально - психологические качества; · инженерно- психологические качества.
Психологические качества спасателей Важную роль в формировании психологических качеств играют психические процессы и психические свойства. Так, например, внимание выступает одной из сторон сознания человека. Наличие внимания в человеческой деятельности делает ее продуктивной, организованной и активной. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания. Внимание позволяет спасателям осуществлять контроль над соблюдением порядка своей деятельности, над работой техники и инструмента, над изменениями обстановки в зоне ЧС. Недостаточный уровень развития внимания у спасателей может привести к нарушению порядка выполнения работ, ошибкам, ослаблению контроля над своей деятельностью, которые в свою очередь могут повлечь за собой травматизм и выход из строя технических средств. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти глубокий след, который может сохраняться достаточно длительное время. И все это благодаря человеческой памяти. Что представляет собой память? Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Эти процессы формируются в деятельности и определяются ею. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно- логическую. По характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную, в по продолжительности закрепления и сохранения материала – на кратковременную, долговременную и оперативную. Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками, которые оказывают влияние на деятельность спасателей. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации. При обучении спасателей и при их работе в экстремальных ситуациях все эти характеристики играют самую существенную роль и благодаря этому они приобретают профессиональные знания, умения и навыки. Ощущения и восприятия дают нам знание единичного – отдельных предметов и явлений реального мира. Но такая информация не может рассматриваться как достаточная. Для того чтобы человек мог жить и нормально трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений, делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода. Этот многоступенчатый переход от единичного к общему и от общего опять к единичному осуществляется благодаря особому психическому процессу – мышлению. Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Как и всякий психический процесс, мышление является функцией мозга. Физиологической основой мышления являются мозговые процессы более высокого уровня, чем те, которые служат основой для элементарных психических процессов, например ощущения. Бесспорным является то, что лобные доли мозга играют значимую роль в мыслительной деятельности как одном из вариантов целенаправленной деятельности. Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти и речи. Все высшие формы этих процессов в определенной степени, в зависимости от уровня своего развития, связаны с мышлением. В практической деятельности спасателей большую роль играет прогнозирование событий, определение характера и объема информации, необходимой для принятия решения. Недостаточность мышления может привести к затруднениям в процессе адаптации к условиям ЧС и неспособности принимать самостоятельные решения. Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Делается это благодаря волевым процессам, присущим каждому индивиду. Что же такое воля человека? Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. Воля человека характеризуется определенными качествами. Принято выделять силу воли как обобщенную способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Среди различных проявлений силы воли принято выделять такие личностные черты, как выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, и умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие. Другой характеристикой воли являетсяцелеустремленность. Под целеустремленностью принято понимать сознательную и активную направленность личности на достижение определенного результата деятельности. Важной характеристикой воли являются инициативность, самостоятельность, решительность и последовательность. Последовательность действий, в свою очередь, самым тесным образом связана с самоконтролем и самооценкой. Воля спасателя играет решающую роль в формировании эмоционально-волевой устойчивости, которая в свою очередь позволяет быстро адаптироваться к условиям чрезвычайной ситуации. Недостаточный уровень развития волевых характеристик может вызывать повышенную восприимчивость к воздействиям психотравмирующих условий ЧС, психические травмы и расстройства и даже полную неспособность действовать в выполнении аварийно-спасательных работ. Одним из наиболее значимых свойств личности, которое оказывает свое влияние на формирование психологических качеств, является темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик. Еще с древних времен было принято различать четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Эти основные типы темперамента, прежде всего, различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. Типы темперамента с точки зрения бытовой психологии можно охарактеризовать следующим образом. Холерик– человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными быстро загорающими чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике, жестах; нередко-вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям. Спасатель с чертами холерического темперамента учебный материал запоминает быстро, сообразителен, но на практических занятиях может проявлять излишнюю поспешность. Еще не дослушав объяснения руководителя занятий, приступает к выполнению упражнения. В результате этого может допустить несколько ошибок и «остыть».Спасатели с холерическим темпераментом при выполнении аварийно-спасательных работ могут проявлять невыдержанность, вспыльчивость, грубость со старшими начальниками и с гражданами, оказавшимся в зоне ЧС. Руководители формирований, зная отрицательные качества своих подчиненных должны проявлять к ним твердость и постоянство в требовательности. Сангвиник – человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое. Спасатели с чертами сангвинического темперамента проявляют высокую работоспособность, быстро ориентируются в новой обстановке, легко переключают внимание, быстро освобождаются от гнетущей обстановки и настроения. Спасатели с чертами сангвинического темперамента можно уделять внимания меньше, чем холерикам. Тем не менее, руководитель должен постоянно осуществлять контроль и корректное управление их самостоятельной работой. Меланхолик – человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства. Спасатели с чертами меланхолического темперамента боятся высоты. склонны преувеличивать опасность. Решения принимают медленно или вообще воздерживаются от них. Допускают ошибки при работе в экстремальных условиях. Неэнергичны и неинициативны. Быстро утомляются. Руководители спасательных формирований должны проявлять к ним особую чуткость, чаще поощрять их усердие по службе, прививать им веру в свои силы. Флегматик– человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти никак не проявляется. Спасатели с чертами флегматического темперамента настойчивы и упорны в работе. Свои силы распределяют равномерно, прилежны. Не тратят сил напрасно, доводят дело до конца. Учебным материалом на занятиях овладевают медленно, но настойчиво. При чрезвычайных ситуациях ведут себя спокойно, уверенно выполняют любое задание. На замечания старших начальников реагируют спокойно. Приказания и распоряжения отдают медленно, четко и обдуманно. Отличаются терпеливостью, выдержкой, самообладанием. В работе их надо поторапливать, помогая и подбадривая, но не опекая. При аварийно- спасательных работах от спасателей с чертами флегматического темперамента необходимо требовать более энергичных действий. Было бы ошибкой думать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов; у большинства же мы наблюдаем сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в различных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов. Следует обратить внимание на то, что темперамент не определяет способности и одаренность человека. Большие способности могут встречаться одинаково часто при любом темпераменте. Нельзя ставить вопрос и о том, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика – вот примеры тех свойств личности, обладание которыми связано с отдельными темпераментами. В то же время при любом из темпераментов может возникать опасность развития нежелательных черт личности. Например, холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может вырабатываться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, безучастным ко всем впечатлениям жизни.
Медицинские (физиологические) качества спасателя Данные качества в целом характеризуют степень соответствия возможностей организма спасателя содержанию и условиям выполнения аварийно-спасательных работ. Эти качества всесторонне характеризуют состояние функциональных систем организма (сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, костно-мышечиой системы и органов чувств). Кроме того, оценка качеств данной группы позволяет выявить у спасателей патологии, препятствующие выполнению ими профессиональных обязанностей в условиях ЧС. Изучение основных характеристик медицинских (физиологических) качеств, а также их влияния на работоспособность и конечные результаты аварийно-спасательных работ – прерогатива работников медицинской службы.
Эргономические качества В современных условиях выполнение спасателями работ по ликвидации последствий ЧС немыслимо без широкого применения различных технических средств. В связи с этим особую значимость приобретают профессионально важные качества спасателей, от которых зависят эффективность, уровень и надежность их работ при взаимодействии с техническими средствами. Важную роль в этой группе качеств играет состояние центральной нервной системы спасателя (далее ЦНС). Когда характеристики данного качества находятся на оптимальном уровне, взаимодействие человека и технических средств протекает с высокой степенью реализации потенциала последнего. Если же они оказываются недостаточными, то у спасателей могут возникать психические и физические расстройства и травмы, что приведет к резкому снижению уровня и темпа выполнения работ, а порой и к полной неспособности исполнять свои прямые обязанности. Состояние центральной нервной системы человека оценивается следующими показателями: силой ЦНС, лабильностью и подвижностью ЦНС. Сила центральной нервной системы– это свойство, характеризующее способность клеток коры головного мозга либо очень сильное, либо длительно действующее (хотя и не сильное) возбуждение. Она проявляется в меньшей утомляемости, в большем самообладании в экстремальных условиях и большей сопротивляемости влиянию посторонних для данной деятельности раздражителей. Лабильность ЦНС– это свойства, характеризующие скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Лабильность имеет значение в деятельности, когда требуется быстро принимать решения, часто переключать внимание с одного объекта на другой. Подвижность ЦНС– это свойства, характеризующие способность центральной нервной системы быстро реагировать на изменения в окружающем пространстве. Необходимо отметить, что взаимодействие спасателей с техническими средствами в процессе выполнения аварийно-спасательных работ может быть продолжительным и однообразным, а это необходимо учитывать при оценке способности спасателя эффективно выполнять однообразную работу в течение длительного времени.
Социально-психологические качества Проведение аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях требует от всех спасателей высокой организованности, дисциплины и тесного взаимодействия в составе своего формирования. Наряду с эффективной работой каждого спасателя здесь требуется взаимодействие спасателей друг с другом, а также с населением, оказавшимся в зоне бедствия. Из качеств данной группы главными для спасателей являются так называемый когнитивный стиль, коммуникабельность и эмпатия. Когнитивный стиль определяет такие особенности деятельности спасателей, как их способность ориентироваться при принятии решения на объективную ситуацию, а не на имеющиеся знания и опыт, если они противоречат один другому. При недостаточном уровне развития у спасателей характеристик когнитивною стиля наиболее существенными негативными последствиями могут быть нарушения внутригруппового и межгруппового взаимодействия, неспособность спасателя к самостоятельным действиям, постоянная потребность в руководстве и посторонней помощи в процессе решения профессиональных задач. Существует понятие – экстравертированность. Эта одна из характеристик когнитивного стиля человека, в соответствии с которой внешние обстоятельства гораздо больше влияют на его поступки, чем собственное мнение о них. А интровертированность свидетельствует о том, что человек ориентируется в основном на свою оценку событий или действий. Оптимальным является определенное сочетание параметров обеих этих характеристик. Коммуникабельность характеризует такие особенности поведения и деятельности спасателей как общение с людьми и интерес к ним. От этогокачества зависит способность человека трудиться в коллективе. Недостаточный уровень развития коммуникабельности приводит к неспособности и отсутствию стремления общаться, к скованности и плохой ориентации в незнакомых ситуациях деятельности, низкий уровень проявления инициативы, а избегает принимать самостоятельные решения. Эмпатия – это способность человека понимать психическое состояние другого и сопереживать ему. В то же время, это в основном пассивно созерцательное отношение к переживаниям другого, сопереживание или сочувствие без проявления активности с целью оказать ему действенную помощь. Важно, чтобы у спасателя не возникло состояния безразличия к страданиям других людей, что негативно может сказаться на выполнении им аварийно-спасательных работ в чрезвычайной ситуации.
Инженерно-психологические качества Данная группа качеств связана с деятельностью (работой) спасателя, которая выполняется с помощью пультов управления. Важную роль при этом играют состояние его опорно-двигательной системы и уровень самоконтроля. Состояние опорно-двигательной системы спасателя определяется следующими характеристиками: координация движений, быстрота и точность двигательных реакций, тремор (дрожание рук). Недостаточный уровень развития этих характеристик может привести к частичной, а иногда и полной неготовности к выполнению аварийно-спасательных работ. Что касается тремора, то он недопустим. Первичная оценка уровня развития профессионально важных качеств и их характеристик осуществляется на стадии комплектования аварийно- спасательных формирований в рамках психологического отбора. В процессе повседневной деятельности указанные выше качества спасателей следует постоянно развивать и совершенствовать. С этой целью во всех спасательных формированиях организуются и проводятся занятия по психологической подготовке. Руководитель поисково-спасательных работ должен обладать следующими качествами: 1. Интеллектуальные качества: ум, широта интересов, общая эрудиция, хорошая память, способность постоянно учиться, пополнять свои знания; умение логично излагать свои мысли, внимательность и сосредоточенность, способность выдвигать новые идеи, сообразительность, интуиция. 2. Деловые качества: способность определять цели и ставить задачи, организаторские способности, профессиональная компетенция, умение видеть перспективы, выделять главные и второстепенные задачи, увлекать людей; личное обаяние, активность, инициативность, хозяйственная хватка, бережливость, умение пользоваться властью, создавать деловую обстановку и безопасные условия труда. 3. Волевые качества: требовательность, самообладание, выдержка, уравновешенность, сдержанность, уверенность в своих силах, настойчивость, стойкость, решительность, смелость, способность пойти на риск, твердость характера, самостоятельность, способность задавать тон, эмоционально- волевое воздействие на подчиненных, умение признавать свои ошибки. 4. Морально-этические качества: порядочность, верность слову, единство слова и дела, честность, принципиальность, сознание долга, последовательность, объективность, скромность, чувство такта, вежливость, гибкость, умение вести беседу, способность к компромиссам, доброта, отзывчивость, чуткость, моральная и нравственная чистота. 5. Качества, характеризующие отношение к жизни, к людям, к подчиненным: чувство ответственности, целеустремленность, увлеченность делом, чувство нового, самокритичность, чувство товарищества, оптимизм, чувство меры, умение вдохновлять личным примером, стремление повышать свой профессиональный уровень, забота о подчиненных, способность к самопожертвованию. Основополагающим принципом руководства поисково-спасательными работами является принцип единоначалия. Это означает подчинение всех участников работы руководителю и неукоснительное выполнение всех его решений. Форма передачи решения на исполнение определяется отдельно в каждом конкретном случае, при этом должны учитываться личные качества подчиненных, уровень значимости задания.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 281. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |